Дисклеймер
Мой блог всецело посвящен любви к литературе. Литература неоднородна и субъективна. Есть великие книги, есть слабые, есть неоспоримо хорошие и объективно плохие. Есть пустые книги, расцветающие под субъективным восхищенным взглядом, а есть великолепные книги, уничтожаемые взглядом полным пренебрежения.
Но это всего лишь книги.
Это совсем не повод оскорблять друг друга или приосаниваться на фоне. Если какая-то книга вызывает у вас ярость, как те, о которых я расскажу в подборке ниже, не выливайте ее на человека, который эту книгу любит, и не считайте его идиотом. И наоборот, если вам книга нравится, и вы наткнулись на читателя, не оценившего роман в должной на ваш взгляд мере, не накидывайтесь на него, доказывая, что у того не достает мозгов оценить масштаб.
Не знаю какие причины побудили меня испытывать такое сильное отвращение от книг из сегодняшней подборки, поэтому буду рада услышать мнения в комментариях.
Приступим.
"Аристономия", Акунин-Чхартишвили*
Борис Акунин, покоривший читателей своей беллетристикой, задумывал "Аристономию" как серьезный роман с политико-философским наполнением. Я в творчестве Акунина очень люблю его самобытный труд "Писатель и самоубийство", о нем есть отзыв в одной из подборок.
Но "Аристономия" – полная катастрофа.
Главный герой романа Антон Клобуков мнит себя лучшим из людей (аристономом) и пытается найти свою моральную опору в условиях войны, автор же на фоне этих событий развивает мысли о цивилизационном прогрессе и человеческом поведении.
Мне после прочтения хотелось думать, что нагромождение иронии автора было мной не понято, иначе объяснить такой труд у меня не получалось. Проще признать примитивность собственного ума, чем серьезность такого высказывания.
«Аристономия» представляет собой намеренно инфантильные рассуждения о морали, этике, политике и социуме, основанные на поверхностной компиляции философских концепций о смысле человеческого бытия, базовые принципы которых способен воспроизвести средненький второкурсник юрфака. Это не было умно, это не было смешно. Художественная часть книги также не имеет ни интересного сюжета, ни последовательности главного героя в своих суждениях и поступках. А поступки он бывало совершал совсем гаденькие.
Вышел очень сумбурный, захламленный текст, который так и не смог похвастаться успехом, отличающим другие работы автора.
"Поющие в терновнике", Колин Маккалоу
Мой самый горячо ругаемый роман. Иначе как книгой о нормализации груминга я назвать ее не могу.
Это классический любовный роман, действие которого разворачивается в начале ХХ века в Новой Зеландии. Герои страстно любят, преодолевают трудности и все такое базовое.
Книгу я прочитала лет в 14-15 и уже тогда история, где взрослый священник выращивает для себя из крохи-девочки женщину-любовницу, вызывала во мне ощущения самого противоестественного и гадкого человеческого отклонения.
Все еще довольно ярко помню тошноту от сцен, где мужчина якобы заботливо объяснял не такой уж одинокой и беспомощной молодой девушке механизмы работы ее женского организма.
От этой сальности и девиантности, преподнесенной в качестве истории великой любви, желание помыться присутствует до сих пор.
"Милые призраки", Леонид Андреев
«Милые призраки» – сборник пьес, включающий в себя 3 работы: собственно «Милые призраки», «Собачий вальс», «Реквием».
Если вы не до конца понимаете значение слова достоевщина в его самой негативной коннотации, то совсем не обязательно знакомиться с великим Пятикнижием Федора Михайловича, достаточно почитать этот сборник. Вся хтонь, которую обычно именуют достоевщиной, собрана в этих произведениях.
Горбатые малышата с самыми добрыми глазами, принимающие милостыню обязательно потной ладошкой, невероятной красоты девушки в горячечном бреду кричащие о любви к Богу и человеку – это все там, только выкрученное на максимальные значения. Андреев, на минуточку написавший великолепную повесть «Иуда Искариот» (в которой тоже хватает экзальтации), выдал такое наверно на диком приколе. В обратное я не могу верить.
«Афоризмы житейской мудрости», Артур Шопенгауэр
С Шопенгауэром у меня разговор короткий – никакой. Философия автора зиждилась на его скверном характере и морально устарела. Шопенгауэр, если говорить грубо и по существу, – натуральный инцел (тут я даже выражения выбирать не буду, он не выбирал). Если вас привлекает житейская мудрость этой социальной прослойки, то непременно читайте.
«Скорбь Сатаны», Мария Корелли
"Скорбь Сатаны" рассказывает историю молодого писателя Джеффри Темпеста, не имеющего ни гроша ни имени. Герой продает душу Сатане и получает все свои хотелки: деньги, тачки, барышни и проч.
Но по мере развития сюжета он столкнется с вполне тривиальной задачкой, и начнутся его мытарства на тему "как я мог променять талант на тщеславный блеск".
Кажется, роман просто плохо написан. В книге исследуется довольно простая человеческая проблема – какую драгоценность человек может потерять из собственного честолюбия. Чтобы поверить в эту историю, в ней должен быть высокий градус психологизма. Книга же написана бесконтекстными чувствами, в ней немножко писательских мук и очень много карамельно-жеманного Сатаны.
Не верьте, если вам скажут, что "Скорбь Сатаны" – документ писательских кризисов и общего непосильного бремени таланта.
С огромным удовольствием прочитаю о ваших яростно ненавистных книгах в комментариях!
________
*физическое лицо, выполняющее функции иностранного агента
________
Если хотите принять участие в живых обсуждениях литературы, то вступайте в мой книжный клуб "BV". Буду рада Вашему вниманию!
Ну а если хотите прочитать другие статьи, то оставляю для вас ссылочки: