Дорогие читатели!
Сегодня предлагаем вспомнить о лауреатах Нобелевской премии по литературе. Эта награда считается самой престижной в литературе и вручается аж с 1901 года. С тех пор награждение проводится ежегодно, за исключением нескольких случаев (например, во время Второй мировой войны четыре года премию не выдавали). Среди самых известных лауреатов – Эрнест Хемингуэй, Редьярд Киплинг, Морис Метерлинк и даже Уинстон Черчилль. Не обошла знаменитая премия и наших соотечественников – лауреатами стали Иван Бунин, Михаил Шолохов, Александр Солженицын… Сегодня предлагаем обсудить главный роман немецко-швейцарского писателя Германа Гессе, за который он получил эту престижную награду.
Гессе – модернист. Что такое модернизм в литературе? Это направление, ставшее популярным на рубеже XIX-XX веков и характеризующееся отходом от традиционных литературных канонов в угоду свободным формам изложения. Модернизм многолик. Известные нам по школьной программе символизм и футуризм – это часть модернизма. Тема потерянного поколения, ярко воплотившаяся в творчестве Ремарка – это тоже модернизм. Популярный у молодёжи экзистенциалист Франц Кафка тоже является модернистом.
Гессе же, в отличие от многих коллег, творящих в этом направлении, отнюдь не депрессивен – его произведения наполнены светлой созерцательностью и даже каким-то оптимизмом. Его герои всегда находятся в поиске смыслов и созидании, и никогда не сдаются.
"Переступить пределы!
Пристанищ не искать, не приживаться,
Ступенька за ступенькой, без печали,
Шагать вперед, идти от дали к дали,
Все шире быть, все выше подниматься."
И это – несмотря на то, что сам Гессе был свидетелем разрушения великих империй, двух мировых войн, бесконечных кризисов и ужасов нацизма в Германии, где его произведения были запрещены.
Помимо всего прочего, Гессе вдохновлялся немецкими романтиками XVIII века – Гёте, Шиллером, Новалисом, многие из произведений которых проникнуты духом мистицизма. Интерес к мистике и оккультизму также был в моде в эпоху модернизма. Наука тогда превратилась из серьёзного и уважаемого занятия в развлечение для публики, а высокое искусство выродилось в массовую культуру. Разрушились моральные устои, иллюзии предыдущих поколений, религия перестала быть главной опорой для людей.
Сочетание всех этих черт ярко воплотились в романе «Игра в бисер», который был опубликован в Швейцарии в нейтральном Цюрихе в 1943 году. В сущности, роман явился реакцией писателя на глобальные перемены в культуре и обществе. Это произведение пронизано философским созерцанием, главное здесь – не сюжет, а размышления автора.
Действие романа происходит в далёком будущем. По сюжету, культурное и духовное наследие Европы подверглось тотальной профанации, искусство выродилось и опошлилось. Немногие оставшиеся истинные интеллектуалы сбегают от вульгарного и деградировавшего духовно нового мира в провинцию Касталия, которая является своеобразным прибежищем и утопической республикой для учёных. Чтобы туда попасть, нужно пройти тщательный отбор, а впереди соискателя ждёт долгое обучение. Попавшие в Касталию и осевшие там интеллектуалы – сродни монахам, давшим обет не покидать провинцию и трудиться во имя Истины. Население провинции подчинено строгой иерархии и подчиняется когорте местных руководителей – коллегии учёных-магистров. Финансируется Касталия из внешнего мира.
Основное занятие обитателей Касталии – это так называемая «игра в бисер», являющаяся синтезом всех искусств.
«Правила, язык знаков и грамматика Игры представляют собой некую разновидность высокоразвитого тайного языка, в котором участвуют самые разные науки и искусства, но прежде всего математика и музыка».
Игра представляет собой высокоинтеллектуальные беседы, суть которых – в их элементах, концентрированных идеях. Из этих идей участники создают узоры, подчинённые выбранной теме. Главный герой романа Йозеф Кнехт, пройдя долгий путь становления, становится Мастером игры и одним из руководителей Касталии. Но его стремления на этом не заканчиваются – будучи интеллектуалом до мозга костей, он считает, что нельзя замыкаться в уютном мирке Касталии. Он жаждет переступить пределы своей ограниченной жизни.
«… мир с его жизнью был бесконечно больше и богаче, чем представление, которое могли себе составить о нем касталийцы, он был полон становления, полон истории, полон попыток и вечно новых начал, он был, может быть, хаотичен, но он был родиной всех судеб, всех взлетов, всех искусств, всякой человечности, он создал языки, народы, государства, культуры, он создал и нас и нашу Касталию и увидит, как все это умрёт, а сам будет существовать и тогда».
Кнехт оставляет свою высокую должность, предел всех мечтаний рядового касталийца, и отправляется в реальный мир. Что его там ждёт? Об этом вы узнаете, прочитав этот роман.
Приходите читать великие произведения зарубежной классики в Библиотеку №83 по адресу: г. Москва, ул. Константина Федина, 2, корп. 1.