Продолжу публикацию Дневников пианиста Святослава Рихтера. Сегодня годы 1986/87. Поехали:
Москва, 15/XII 1986
"Декабрьские вечера", музей им. Пушкина, Белый зал. Чайковский Большая соната G dur op 37, Детский альбом, 24 легкие пьесы ор 39.
bis:
Элегическая песня Des dur Приглашение к трепаку F dur
Исп. Михаил Плетнев.
"Этот молодой человек весьма талантлив. Соната, несмотря на "не мою" интерпретацию, мне всё-таки понравилась ( кроме третьей и четвёртой части). Детский альбом совсем понравился. Но бисы он выбрал просто плохие - эту музыку можно было не играть - у Чайковского достаточно хорошей.
Почему Плетнев такой несчастный? Он получил I премию, а впечатление, что для него играть мучение".
Интересно, что в 1986 году "молодой человек" Михаил Плетнев был уже лауреатом Государственной премии РСФСР. И получил он ее в 1982 году, в возрасте 25 лет.
В дальнейшем Плетнев станет трижды лауреатом Госпремии России. Лауреатом Grammy и двух степеней ордена "За заслуги перед отечеством". Успех абсолютен. Казалось бы...
В 2010 году Плетнев вляпается в скандал с мальчиками в Таиланде. Уголовные неприятности быстро замнут.
Ему не простят другое. В 2022 году пианист и дирижёр выступит против СВО, лишится оркестра и станет невыездным на Родину.
22. XII
Декабрьские вечера в музее им. Пушкина. Чайковский-Островский "Снегурочка". Режиссер Владимир Зива. Артисты: Эрик Курмангалиев, Александр Науменко, оркестр студентов, хор студентов. Артисты театра "Современник": Л. Толмачева (Весна) ( она же и режиссёр), Р. Суховерко и др.
"Сговорился с Лилией Толмачевой об этом театрально-концертном исполнении "Снегурочки" Островского и музыкой Чайковского. Она с большим энтузиазмом взялась за это. Артисты театра "Современник" приняли участие.
Получилось свежо, необычно...
Сама Толмачева была Весной и была конечно в центре спектакля , в платье цвета мака она была очень хороша. Артист Суховерко прекрасно играл Мороза и Берендея; Мизгирь, Купава, Бобыль и Бобылиха, прекрасная Елена - все мне понравились. Снегурочка же была слмшком обыкновенной и несколько "бытовой"; то же самое и Лель ( они меня не устроили).
Курмангалиев пел песни Леля, и было забавно, как по приглашению Леля-блондина выступал совсем восточный Лель-брюнет. В последнем гимне... Курмангалиев легко и красиво перекрыл своим голосом хор. Зива провел прекрасно танцы скоморохов и был на высоте. Бурные овации".
Лилия Толмачева (1932-2013), актриса и режиссер театра Современник. Скорее всего, большинству моих читателей известна ролью в сериале "Следствие ведут знатоки". Серия "Подпасок с огурцом", где она сыграла искусствоведа. (Великолепно, на мой взгляд).
Первым мужем Толмачевой был Олег Ефремов. Однако вскоре она поняла, что супружеская верность не про него.
Лилия Толмачева - народная артистка РСФСР (1981 г.). Остальные регалии перечислять не буду - им несть числа.
26/XII
Музыкальная школа им. Прокофьева
Чайковский. Струнная серенада. ор. 48
Дирижёр Юрий Николаевский ( оркестр Госкино).
"Неприятие дирижёра Юрия Николаевского и публикой и музыкантами принимает стихийные размеры. Это уже какой-то психоз. И всё из-за его внешних данных и любви (педантичной) к работе. Не могу не протестовать этому явлению. Ценю его и люблю с ним работать. Оркестры же (всегда не любящие работать) резко бойкотируют этого прекрасного музыканта".
Судя по архивам, Рихтер любил работать с Николаевским, а из-за него и с оркестром Госкино. Музыкантом выжить дирижёра не удалось. Юрий Николаевский (1925-2003) ушел, когда кинематограф закончился вместе с СССР, а с ним закончился и оркестр Госкино.
С 1991 до конца своих дней Николаевский возглавлял Омский камерный оркестр.
Вена. Январь 1987. Брамс. Соната N3. Исп. Анни Фишер (концерт в Милане).
"Анни Фишер - большая артистка с большим дыханием, волною и настоящей глубиной.
f moll-ная соната одна из ее вершин.( А на иногда нечистые ноты вообще "наплевать" (pardone).)
Для тех, кто не в курсе. Анни Фишер (1914-1995), когда-то была ребенок-вундеркинд из Венгрии. Начала активно выступать с 1926 года. Ее высоко ценили в СССР, наградив в 1974 году орденом Трудового Красного знамени. Диски записывать не любила из-за высокой самокритичности. По этой причине сонаты Бетховена в исполнении Фишер, вышли только после ее кончины.
19/VIII
Запись, Дебюсси, Жан-Филипп Коллар
"Жан-Филипп Коллар меня особенно не вдохновляет, но было интересно послушать "Маски", которые я никогда не слыхал раньше".
Коллар (1948 г. р.) в 2003 стал кавалером Ордена Почетного легиона... Между прочим. Ссылка на исполнительское мастерство Жана - Филиппа:
20/VIII
Урок-репетиция перед концертом в Голландии. Бах. Вивальди. Глинка. Гендель. Мендельсон.
Исп. Эрик Курмангалиев, ф-но И. Кириллова.
"Когда слушаю Курмангалиева, меня каждый раз одолевает какая-то неуверенность.
Это не потому ли, что он себя чувствует слишком уверенным?
Парадокс?"
Тут без Фрейда не обойтись. Обсуждать в 2024 году отношения Курмангалиев-Рихтер небезопасно. Воздержусь.
13/XI
(Видео-фильм). "Владимир Горовиц, последний романтик"
"... и феноменально, и возмутительно, и здорово (по "консерваторски"), и чудный звук, и все так противоречиво. Такой талант! И такой пошляк...
Такой симпатичный, артистичный, и такой недалекий (послушайте его смех и посмотрите на него).
И такое громадное влияние на вкусы молодых пианистов ( не музыкантов).
Как все это странно... "
Занятно, что 27 апреля 1983, после просмотра другого концерта Горовица, Рихтер записал: "Исполнение Горовицем...совершенно не могу принять - это манерно, грязно, поверхностно, "халтурно" и банально".
Наш мэтр несколько смягчился. Хотя и дал противоречивые комментарии. Было бы интересно послушать их расшифровку от самого Рихтера - в чем пошлость эмигранта Владимира Горовица? К сожалению, комментарий мы уже не получим.
А продолжение следует....
Статьи по теме: