В сериале "Великолепный Век" отношения Хюррем и султана Сулеймана показаны очень красиво, увлекательно и... весьма недостоверно. Создатели придумали определенную модель османской семьи, где между повелителем и его любимой женщиной существовала огромная социальная дистанция. С самого начала четвертого сезона нам показывают, как хасеки в одиночестве крадётся между тайных стен дворца, чтобы прильнуть ухом к заветному трубопроводу, ведущему к залу заседаний Дивана.
Возможность подслушивать государственных мужей для Хюррем была оружием против жестокого мира, в котором она пребывала. Сулейман, узнав об этом, был оскорблен, обижен и даже ранен в самое сердце.
Теперь я один в этом мире. Никогда больше не смогу ни на кого положиться.
Больше всего ты боишься неверности. Я тоже!
Могла ли быть такая ситуация в действительности?
Очень сомневаюсь... Сулейман по отношению к Хюррем был далеко не такой нетерпимый, как в сериале, и "у прялки" её не держал. В разговорах с Сулейманом Хюррем на протяжении всего сериала иногда очень аккуратно заводит речь о кадровых перестановках в Диване, это максимум. Он при этом каждый раз искренне удивляется осведомленности жены и такого рода разговоры не поддерживает - пара вежливых фраз, не более. Но перестановки в Диване это лишь часть внутренней политики. А ведь Хюррем на самом деле была долгое время советником султана и по внутренним, и по внешним политическим вопросам Османской империи. А раз так, то ей не нужно было прятаться от мужа, чтобы пройти в тайную комнату, они могли спокойно делать это вместе.
Вахиде Перчин, появившись в образе Хюррем, поначалу производит впечатление женщины сильной, беспощадной и даже хищной. В сценах с Сулейманом она обычно сдержанна и степенна. Видно, что новая Хюррем многое скрывает от мужа, разговоров о любви уже почти нет. Итак, там, где были страсть и веселье, мы видим другое. Одновременно с этим вне покоев повелителя Хюррем даёт волю своим отрицательным чувствам. Чаще всего это холодная ярость - против Назенин, ожидающей ребёнка, Махидевран, Мустафы, Барбароссы, Фатьмы султан. Она становится жёсткой, безжалостной, когда говорит о своих врагах. Этот образ воюющей женщины практически ни чем не смягчен.
Но вот происходит история с тайной комнатой. Хюррем разоблачена, она по сюжету сериала терпит сокрушительное поражение в войне за власть. И перед нами неожиданно предстаёт другая Хюррем. Она в этих сериях становится слабой, уязвимой, но в этом кроется особое очарование. Начинает проявляться необходимый ингредиент, которого изначально не хватало в образе.
Прости, я была невнимательна. Ты станешь свободным, выбери себе новое имя. Отныне лишь ты решаешь свою судьбу.
Хюррем спешит к своему Сюмбюлю, услышав, что он занемог и совсем не выходит из комнаты. Эти двое на одной волне, они без слов понимают друг друга. Хюррем не удивилась, что он заболел, она сразу догадалась, сердцем почувствовала источник недуга. Рассказ Сюмбюля о своём детстве и оскоплении лишь подтвердил то, что она и так знала. Это был глубоко одинокий раненый человек со своей надёжной маской, которую не осталось сил носить.
Один этот разговор между евнухом и хасеки гораздо нежнее, трогательней и душевнее, чём все беседы с Сулейманом вместе взятые, которые мы пока увидели в четвертом сезоне. С Сюмбюлем наедине Хюррем становится мягче, искренней, она преображается.
А между тем на дворе 1547 год....
В Стамбул прибывает харизматичный и амбициозный перс по имени Алкас Мирза. Член династии Сефевидов ищет помощи на чужбине, чтобы вернуться домой, как завоеватель. Шаху Тахмаспу он приходится братом. В этой династии вообще всё было очень интересно, они словно стёклышки в калейдоскопе неустанно меняли свои позиции, войска, сторонников в бесконечном беге за троном.
В сериале персидский шехзаде Алкас достаточно тесно общается с Рустемом пашой. Здесь можно говорить в первую очередь об интересе самой Хюррем к гостю столицы. Дело в том, что в реальной жизни хасеки имела далеко идущие планы относительно Алкаса. У Хюррем были свои расчеты на очередной военный поход на восток. Она хотела повысить авторитет Рустема паши среди военных и выдвинуть на государственную арену сыновей, особенно Селима. Одновременно с этим по замыслу Хюррем шехзаде Мустафа должен был отойти на второй план. По крайней мере так полагал Недждет Сакаоглу и ряд других историков.
Алкас был не единственным "мирзой" (принцем), приехавшим ко двору султана Сулеймана в тот период времени. Вторым ценным гостем с востока стал Бурхан Али Мирза из Ширвана (современный Азербайджан), который приходился племянником Алкасу Мирзе. Оба шехзаде были ошеломлены роскошью Блистательной Порты. Богатство и величие было продемонстрировано по случаю торжественного парада. Правитель со своей женой вернулся из Эдирне, проведя там около года. А в сериале накануне приезда Алкаса Мирзы Хюррем проводила время в Кютахье после фиаско с тайной комнатой...
Сулейман стремился захватить контроль в восточных землях, поэтому оба шехзаде были ему интересны, как средство достижения своих целей. В обмен на военную поддержку со стороны османов принцы могли использовать своих сторонников для укрепления турецких позиций в Ширване и Персии. Поэтому сотрудничество могло быть взаимовыгодным. Церемонии и расшаркивания между сторонами имели чисто восточный характер. Обмен подарками шёл интенсивно. Сулейман даровал им почётные халаты, золотые и серебряные монеты, молодых рабов, оружие, лошадей, меха...
Хюррем была весьма радушна с гостями, а особенно мила с Алкасом Мирзой, имеющим определенный вес, как политическая фигура. Она осыпала его вниманием и ценными подарками, что даже в какой-то степени отражено в сериале. По крайней мере сериальная Хюррем велит Рустему и Михримах уделить гостю внимание и принять его в своем дворце с почестями. Как известно, хасеки славилась своим искусством в рукоделии. Её вышивки были изысканы и отличались богатством рисунка. Алкас стал счастливым обладателем узорно расшитых серебряными и золотыми нитями рубашек, покрывал, постельного белья, наборов для хаммама, платков, больше похожих на произведения искусства, чем на предметы обихода. Все эти вещи Хюррем изготовила собственноручно и даровала принцу.
Корни восстания Алкаса Мирзы против своего брата Тахмаспа остаются неясными. Была история с матерью шехзаде. Некий Бегоглу Устаджлу хотел жениться на женщине и шах Тахмасп разрешил ему. Дело закончилось тем, что Алкас казнил претендента на руку его матери. После этой истории братья не раз ссорились и мирились, пропасть между ними увеличивалась. После очередного разногласия, перешедшего в разборки на поле боя, Тахмасп одержал такую победу, что раненый Алкас бежал в Османскую империю по маршруту Газикумух-Крым-Константинополь.
Алкас Мирза был известен своей любовью к поэзии. Судя по всему он был творческой личностью. Тахмасп в своих воспоминаниях сравнивал его с Шахрукхом сыном Тимура (Тамерлана), известным своей любовью к наукам и искусству, а также набожностью, скромностью и дипломатичностью. "Я любил его больше, чем кого-либо из моих братьев и сыновей. Глупый человек взбунтовался без причины. После его смерти мир успокоился", - писал Тахмасп об Алкасе Мирзе.
Что касается второго ширванского принца, то ко двору Сулеймана он приезжал и прежде за поддержкой в борьбе за власть. Примерно за три года до описываемых событий Бурхан Али уже пытался стать правителем Ширвана, но его тогда смог одолеть как раз таки его дядя Алкас Мирза, которого Тахмасп назначил бейлербеем данной территории. Осенью 1547 года Бурхан снова вторгся в Ширван, но опять потерпел поражение. На следующий год принц воспользовался Османо–Сефевидской войной и в очередной раз попытался захватить Ширван. Ему удалось это, и в июле 1548 года он провозгласил себя ширваншахом.
Если забежать вперед и проследить последовательность событий, то окажется, что спустя год Алкас Мирза попадет в руки к своему племяннику Бурхану, который доставит его к месту заключения в крепость Кахкаха. В военном походе против сефевидов Сулейман поймет, что обещания Алкаса Мирзы оказались пустыми. Его сторонники отвернулись от принца и не примкнули к войскам османов, выступивших против шаха Тахмаспа. Алкас Мирза потерял свою ценность для султана, а следовательно лишился гарантий безопасности. Это привело его к гибели. Через полгода после пленения его сбросили с крепостных стен.
Что касается Сулеймана и его целей в этой войне, то все было не так плохо, не смотря на то, что первоначальные расчеты не оправдались. Сулейман был достаточно опытен в таких делах и понимал, что на войне все может перевернуться с ног на голову в любой момент. Пока Тахмасп применял в Армении тактику "выжженной земли", опустошая земли, чтобы оставить врагов без продовольственных ресурсов, османы продвигались вперед при поддержке французов. Сулейман добился успехов в Тебризе, Армении, находившейся под властью Персии, обеспечил себе прочное присутствие в провинции Ван в Восточной Анатолии и захватил несколько крепостей в Грузии.
У Селима и Нурбану рождается шехзаде Мурад.
Ему суждено будет когда-нибудь взять бразды правления государством в свои руки. В течение первых двенадцати лет Мурад жил в Манисе и имел возможность получить хорошее образование. Он знал персидский и арабский языки. Как и его отец-поэт, он проявлял большой интерес к искусству, особенно к миниатюрам и книгам.
Мурад написал «Китаб-уль-Менамат» («Книгу снов»), адресованную своему духовному наставнику. Это был сборник рассказов о духовном опыте Мурада как ученика суфиев. Сборник составлен из тысяч писем Мурада, в которых он описывает свои сновидения. В том числе о том, как (приготовьтесь) отец раздевает его догола и заставляет сидеть у себя на коленях, или он (Мурад) в одиночку убивает 12 000 неверных в бою, или ходит по воде, возносится на небеса и даже сосёт молоко из пальцев. Эта книга была опубликована в 2013 году на турецком языке как дипломатическое издание.
Сам Мурад, будучи султаном, не участвовал в боях. Следуя примеру своего отца Селима II, он стал вторым османским правителем, который за всё время своего правления ни разу не отправился в поход. В последние годы жизни он даже не покидал дворец Топкапы. Два года подряд внук Сулеймана не участвовал в пятничной процессии в султанскую мечеть — беспрецедентное нарушение традиции. Всякий раз, когда Мурад собирался выйти на пятничную молитву, он передумывал, услышав о предполагаемых заговорах янычар с целью свергнуть его, как только он покинет дворец.
Во времена правления Мурада обстановка в стране была очень неспокойна. Бушевали джелали, безумствовали и янычары. Коррупция достигла высшей точки, деньги обесценились, появилась безработица. Сам Мурад питал особую страсть к женщинам и золоту. И того, и другого у него было с избытком. Этот султан построил особое хранилище для своих богатств с тройными запорами и спал неподалеку от этого места, лично контролируя территорию.
Его мужская сила в определенный момент иссякла, и тогда дворцовые лекари разработали особое снадобье. Оно оказалось настолько эффективным, что к моменту смерти Мурада он стал отцом более сотни детей. Все эти события, вероятно, весьма утомляли султана, так как он говорил следующее:
Я хотел бы, чтобы Бог, да будет Он прославлен и возвышен, не создал меня потомком Османов, чтобы я не ничего слышал и не беспокоился. Я хотел бы быть человеком без роду и племени. Тогда у меня была бы одна-единственная задача, и я мог бы игнорировать весь мир.
Но вернемся же к Селиму. Уезжая в Манису после ссоры с братьями, старший сын Хюррем говорит отцу:
Перед вами новый Селим!
Шехзаде действительно намеревается измениться к лучшему, отказаться от дурных привычек и закалять характер. Но его слова разлетаются в прах, а отец в следующую встречу застаёт Селима мягко говоря не в форме. Сулейман, обидевшись на Хюррем и не сказав ей ни слова, уезжает в Манису в сопровождении Назенин для имянаречения маленького шехзаде, он мчит во весь опор, чтобы нагрянуть неожиданно и увидеть истину.
- Ты уронил своё достоинство, забыл, что такое грех! Сначала Мустафа меня разочаровал, затем Баязед, теперь ты. Вину за ваши поступки я возлагал на себя.
- Нет, только я во всём виноват. Простите вашего беспомощного раба Селима, чтобы он смог продолжать свой путь.
- Что с того, что я прощу... Стоит мне отвернуться, ты снова упадешь в яму.
- Если ты перед Всевышним даёшь зарок никогда больше не грешить, Аллах заставляет забыть о твоих старых грехах и тебя, и тех двух ангелов, что их записывают, и место их свершения... Я хочу дать зарок - отныне к вину я больше не притронусь.
Очень четко прослеживается определенная параллель. Не так давно Сулейман и Баязед тоже вели беседы об ошибках отцов и детей. Баязед склонен был считать, что его ошибки - это вина отца. Селим же свою вину никому не делегирует и бьет челом в покаянии. Как ни странно ему все же удается смягчить гнев Сулеймана. Но позже Селим опять почти нарушает зарок, узнав о путешествии шехзаде Мустафы в Стамбул после отравленного кафтана. Однако Нурбану в этот раз не дает ему совершить ошибку. Толку от того мало, так как зеленый змий находит шехзаде на охоте. Никакой стабильности.
Все обзоры по сериалу здесь.
Материалы, расположенные на этой странице, охраняются авторским правом. Любое воспроизведение возможно только с письменного согласия автора.