Найти в Дзене
НУАР-NOIR

Космические оборотни изучают советскую мультипликацию

Поразительно, что крайне редко вспоминают удивительный советский мультфильм «Юбилей», который был создан в 1983 году. И был посвящен предстоящему празднованию столетия первого мультфильма, который, как я понимаю, в СССР видели во французском проекте 1892 года «Бедный Пьеро». Что же изумительного в рассматриваемом нами советском мультфильме? Он опережает своё время и по форме, и по содержанию. Во-первых, значительная часть действия связана с «дайджестными зарисовками», проще говоря, некоторые кадры составлены из множества отсылок, аллюзий, причем каждая из них, обладает смыслом, хотя и длится доли секунды. Например, в сцене в космопорту мелькают «Битлз», но не как музыканты, но как персонажи «Желтой субмарины». За столиками мы может видеть Уолта Диснея, сидящего рядом с персонажами советской «Аэлиты» и т.д. То есть кадр являет своего рода наделенную смыслом головоломку. Кроме этого в действие органично введены отрывки из ранних советских мультфильмов, которые смотрят пребывающие на бор
-2

Поразительно, что крайне редко вспоминают удивительный советский мультфильм «Юбилей», который был создан в 1983 году. И был посвящен предстоящему празднованию столетия первого мультфильма, который, как я понимаю, в СССР видели во французском проекте 1892 года «Бедный Пьеро».

Что же изумительного в рассматриваемом нами советском мультфильме? Он опережает своё время и по форме, и по содержанию. Во-первых, значительная часть действия связана с «дайджестными зарисовками», проще говоря, некоторые кадры составлены из множества отсылок, аллюзий, причем каждая из них, обладает смыслом, хотя и длится доли секунды.

Например, в сцене в космопорту мелькают «Битлз», но не как музыканты, но как персонажи «Желтой субмарины». За столиками мы может видеть Уолта Диснея, сидящего рядом с персонажами советской «Аэлиты» и т.д. То есть кадр являет своего рода наделенную смыслом головоломку.

Кроме этого в действие органично введены отрывки из ранних советских мультфильмов, которые смотрят пребывающие на борту космического корабля делегаты предстоящего межгалактического мультипликационного конгресса, посвященного тысячелетию этого вида искусства.

Значит, действие происходит в 2892 году. Причем, создатель ленты Владимир Тарасов (вспоминайте его выдающиеся «Контакт» и «Перевал») отказался от формы антологии, но предложил принципиально новый для того времени подход, а именно, «гиперссылочную ленту».

То есть отрывки из прочих картин обладают смыслом и не рассматриваются как некие «сторонние элементы» - они органичная часть действия, размещенные будто бы в виде гиперссылок на «теле» основной истории.

Дело в том, что космический корабль попал в поток метеоров и был вынужден совершить вынужденную посадку на «тёмной планете». Здесь обитают меняющие форму, не слишком агрессивные, но и не дружественные существа, которые рассматривают вещи с корабля в качестве своего «трофея».

Попадают к ним и коробки с мультипликационными лентами, просмотр коих оказывает огромное воздействие на «космических оборотней». Они начинают меняться, так сказать, в лучшую сторону, принимая вид мультипликационных героев. Апогея этот процесс достигает, когда один из инопланетян становится Чебурашкой.

Здесь мы можем видеть отсылки к философии Платона, так как место обитания «космических оборотней» напоминает знаменитую «пещеру», а сами они походят на «пустые формы», лишенные идей. И именно советская мультипликация (как одно из выражений «высших идей») делает их жизнь красочной и насыщенной.

Кадр из мультфильма «Юбилей» (1983)
Кадр из мультфильма «Юбилей» (1983)

Наверное, этот мультфильм сейчас не вспоминают, ибо в реальности мы наблюдаем обратный процесс. Мы сами становимся «пустыми формами», которые старательно лишают представлений о Прекрасном…