7 сентября 2024 года в рамках празднования Дня города в Самаре было открыто новое уникальное пространство - Литературный сквер с памятником Алексею Толстому. Я добрался до него только в конце октября. К сожалению, первое знакомство получилось не настолько хорошим, как мне хотелось бы. И погода к этому времени испортилась. И именно в этот момент сюда пришла экскурсионная группа. Но уж как получилось. Всё равно в ближайшее время лучше не будет. Покажу, как есть.
Жизнь писателя тесно связана с Самарской областью. Раннее детство его прошло в имении в небольшом хуторе около Самары. Затем семья переехала в Сызрань, где Алексей начал обучение в реальном училище. Продолжил учёбу он уже в Самаре, куда с матерью переехал в 1898 году. В 1901 году Алексей поступил в Петербургский технологический институт и с тех пор в Самару приезжал только на каникулы. А после смерти матери бывал в городе всего четыре раза. Однако, Самара сильно повлияла на формирование писателя. Свои впечатления о самарском периоде жизни он позднее отразил и в «Детстве Никиты», и в «Хождении по мукам». Работа над сказкой «Золотой ключик», пожалуй, самым известным произведением Толстого, была завершена именно в Самаре. Усадьба отчима Алексея Толстого, в которой семья жила с 1899 года, на нынешней улице Фрунзе сохранилась до сих пор. Сейчас в ней располагается Литературный музей, частью которого является дом-музей Толстого. Рядом с этим музеем и был открыт новый сквер, полностью посвящённый творчеству писателя.
Своеобразным предвестником стала скульптура Буратино. Памятник был установлен ещё в 2013 году около ворот, ведущих во двор усадьбы. Её появление было приурочено к 130-летию со дня рождения писателя. Прообразом стал персонаж из советского фильма. На открытии памятника присутствовал исполнитель роли Буратино в этом фильме Дмитрий Иосифов. Автор проекта - скульптор из Тольятти Степан Карслян. С появлением нового сквера фигура органично вписалась в общий комплекс.
Автор нового памятника Алексею Толстому - московский скульптор Денис Стритович. Его проект был выбран в результате открытого конкурса. Общее пространство сквера спроектировал самарский архитектор Дмитрий Храмов.
Результат получился многослойным и в прямом, и в переносном смыслах. Как пишут в сети, автор проекта отразил в нём движение от простого к сложному, развитие человека в целом и писателя в частности от детства к зрелости. К общей теме движения можно отнести и движение мысли и фантазии.
Один из объектов на краю сквера - арка в форме замочной скважины. Конечно, это прямая отсылка к «Золотому ключику». Как и все элементы сквера, арка интерактивная. На её стенках есть четыре миниатюрные замочные скважины, заглянув в которые можно увидеть различные кино- и мульт- версии сказки.
Правда, тут начинается реальность. В нижние скважины я заглянуть не смог, слишком они низко. Из двух верхних работала только одна, и то изображение было очень мелким, понять, что там, было сложно.
Следующий блок - «Детство Никиты». Гигантская настольная лампа, как отражение домашнего уюта и любви к чтению. Как и положено, стоит на столе. Который тоже интерактивный. На нём расположены кнопки, нажав на них можно услышать отрывки из фильмов и радиопостановок по произведениям Алексея Толстого. И даже его голос. Пока работают.
Следующий блок - не такой очевидный. Без предварительного знания легенды на месте его идентифицировать сложно. Я её тогда не знал, да и экскурсия путалась под ногами, поэтому практически не снял. Посвящён он трилогии «Хождение по мукам». Полоса из матового стекла на полу проходит через всё пространство и упирается в заключённую в светящийся квадрат берёзку. Всё это символизирует раскол России в начале XX века и последующее возрождение. Дополняет эту часть цитата из книги.
Центром композиции, конечно, является памятник писателю. Чтобы подойти к нему, нужно подняться на несколько ступеней, что тоже отсылает к движению как развитию в течение жизни.
Толстой изображён сидящим за столом, в задумчивости занесшим руку над пишущей машинкой. Он как бы смотрит мысленным взором на персонажей своих книг. Стол, за которым он сидит, напоминает бумажный самолётик, что также можно интерпретировать как символ полёта мысли, движения фантазии.
Персонажи.
Снова «Золотой ключик». Мальвина, читающая букварь, и Артемон. Кнопки в книге тоже должны быть интерактивными. Но уже не работают.
«Взрослые» герои представлены в образах из советских фильмов. «Хождение по мукам», «Пётр Первый», «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина». Матроса не опознал.
Дополнением к общей композиции являются многочисленные цитаты. Знатоки творчества могут проверить свои знания.
Финальным аккордом можно назвать арт-объекты, которые автор задумал «кристаллами смысла». Это отсылка к фантастическому произведению «Аэлита». Их также можно считать символом фантазий о будущем.
Как пишут в сети, вечером сквер тоже интересен. Помимо обычной подсветки здесь появляются различные проекции. Сам я пока этого не видел. Но повод приехать сюда ещё раз очень даже есть.
Подборка с обзорами других памятников Самары.