На это небольшое расследование меня натолкнула вставка в “Историю американских индейцев” Джеймса Адэра, который в ходе рассказа об особой жестокости мужчин из племени маскоги (крик), когда дело касалось супружеской измены, не преминул пожаловаться на строгость наказания и на то, сколь мало нужно свидетельств для его исполнения.
Вставка XXXI
Находясь среди индейцев, торговцы часто подвергаются опасности из-за строгости исполнения этого закона и случаев ложного обвинения с помощью подставных свидетелей или принятия на веру показаний глупых детей. К счастью, обычно либо их нежные подруги, либо верные друзья во время предупреждают торговцев об нависшей опасности. Тогда они прикладываются к бочонку с ромом, и как только обнаруживают приближение мстителей, встречают их с оружием наготове. Раньше [редкие] торговцы поддерживали в индейцах должный трепет, как капитаны кораблей среди своих матросов, и, соответственно, не позволяли им совершать никаких злодеяний.
Но с тех пор как на землю маскоги ступила патентованная раса мелких торгашей, индейцы с каждым годом становятся все хуже и хуже, с удовольствием убивая ни в чем не повинных британских подданных, а когда маскоги спускаются вниз [к побережью], то получают от нас подарки в качестве дани страха, за что эти индейцы нас презирают и не уважают.
Недавно маскоги отрезали уши двум белым мужчинам за подозрение в соблазнении замужних женщин. Один из них был последователем пирата Черной Бороды, а другой, в то время, когда он попал в руки этих индейских ухорезов, был назначен своенравным военным губернатором Джорджии, чтобы заставить торговцев подчиниться его деспотической власти. Его преемник погиб на военной тропе чикасо, в двадцати милях выше Коосаха, самого верхнего и западного города маскоги, при попытке арестовать торговцев, чего ни в коем случае нельзя делать в индейской стране. Конец вставки.
Особая сложность в исследовании заключалась в том, что Адэр крайне скуп на даты и фамилии, и, так как его книга была издана в Лондоне в 1775 году, создается впечатление, что инцидент с отрезанием ушей произошел незадолго до этого события. Однако, как известно, последний бой Эдварда “Черной Бороды” Титча произошел 22 ноября 1718 года в гавани острова Окракок у побережья Северной Каролины, т.е. за 57 лет до издания труда Адэра. Все выжившие бывшие пираты Черной Бороды к этому времени были бы уже глубокими стариками, которым не до половых излишеств.
Агенты "деспотической власти"
Единственной зацепкой оставался “своенравный военный губернатор Джорджии” под эту характеристику попадает всего один человек - генерал Джеймс Эдвард Оглторп, первый губернатор колонии Джорджия (1732-1743). Именно он в первые годы своего правления боролся с присутствием в пределах территории своей провинции, дарованной королевской хартией, непатентованных в Джорджии индейских торговцев из других колоний (см. карту внизу), и для этой цели отправлял к племенам своих агентов, подкрепленных вооруженными отрядами рейнджеров. Именно с этим связаны слова Адэра о "деспотической власти" Оглторпа, т.к. сам он покупал лицензию для торговли в Чальз-Тауне, столице Южной Каролины.
Историки дают две фамилии индейских агентов Оглторпа среди индейцев маскоги - это Патрик Макки (с мая 1734 по июнь 1736 года) и Джон Таннер (с июня 1736 - ?), которые "кошмарили" непатентованных торговцев. Эти же историки добавляют, что о личных делах Макки и Таннера мало что известно. Скорее всего это связано с тем, что значительная часть архивов Джорджии сгорела в марте 1775 года на борту судна "Инвернесс" во время Американской революции.
Я прошерстил то, что есть в свободном доступе, в том числе такие первоисточники, как "Колониальные записи Джорджии" (тома за 1732-1770 гг.) и "Собрание отчетов Совета по торговле и плантациям" (в онлайн доступе до 1738 года включительно), но не нашел там упоминаний об отрезанном ухе Макки и смерти Таннера в индейской засаде.
Возможно, отрезанное ухо индейского агента - это не то, чем принято гордиться и признаваться в собственных ошибках в ведение индейской политики, а маскоги очень болезненно отнеслись к изгнанию каролинских торговцев, а чероки вообще грозили войной. Вполне вероятно, что Макки попал в медовую ловушку маскоги, за что и поплатился одним или двумя ушами за свою ретивость и стал профнепригоден для ведения дел с индейцами. В конце жизни он сумел накопить достаточную сумму, чтобы купить в 1762 году остров Сапело у побережья Джорджии.
Касаемо Джона Таннера, то с 1737 года он просто пропадает из поля видимости. Судя по его характеристике, как бойкого, молодого прапорщика из полка Оглторпа, ему вполне могло хватить запала забраться в самую глушь страны маскоги, чтобы арестовать там очередных непатентованных торговцев и сложить голову под индейским томагавком.
Последователь Черной Бороды
Вполне очевидно, что через команду Эдварда Титча могли пройти несколько сотен человек, искать конкретного человека, не имея фамилии, все равно, что иголку в стогу сена, но на этот счет у меня есть собственная версия. Сообщается, что из всех членов пиратской команды после боя у острова Окракок и последующего суда выжило лишь двое человек. Это парусный мастер Израэль Хэнд, который закончил свою жизнь нищим на улицах Лондона, и Сэмюэл Оделл, пленный честный моряк, который пробыл пиратом всего один день, и в последствие был оправдан судом.
Но был еще один "неучтенный" пират, который покинул Эдварда Титча в июле или августе 1718 года. Это Уильям Говард, бывший квартермейстер на борту пиратского корабля Титча "Месть Королевы Анны". Он отправился в Вирджинию, где был арестован как "бродячий моряк, не имевший законных дел в Вирджинии", опознан как пират и осужден на повешение. Однако, Говарду повезло, незадолго до исполнения приговора из Англии пришло судно с королевским Актом о помиловании (прощении за все пиратские действия, совершенные до 23 июля 1718 года).
После этого события следы бывшего пирата теряются до 1759 года, когда некий Уильям Говард купил за 102 фунта стерлингов остров Окракок, где сложили свои головы пираты Черной Бороды. Принято считать, что этот Говард тот самый бывший квартермейстер Титча.
Собственно из факта покупки острова я исхожу, что именно Макки и Говард вместе попали историю с отрезанными ушами, и когда горевали о потере части тела, то высказали вслух желание купить когда-нибудь собственный остров и укрыться на нем, чтобы в их увечье не тыкали пальцами, и в конце концов их мечта осуществилась. Лично мне хочется думать, что все было именно так, ведь должен же быть счастливый конец у каждой печальной истории.
Открывайте для себя мир увлекательных историй вместе с каналом Фронтир и Дикий Запад в Дзене, в Телеграме и ВКонтакте.