«Мне сказали, что по страховке можно ВСЕ. Но только если врач назначит».
К счастью, мне мои пациенты такое не говорили. Большинство людей понимают ограничения ДМС - даже сразу порой предлагают, мол, если это не входит, давайте я на следующий прием запишусь платно. Благо, по Московским меркам мой прием стоит вполне недорого.
Но вот у моих коллег, работающих в достаточно крупных сетевых клиниках (их названия я, конечно, из этических соображений называть не буду), постоянно какие-то истории про пациентов со стандартным полисом ДМС. Вероятно, их с самого начала ввели в заблуждение страховщики - мол, ограничений нет, обращайтесь на здоровье, сделаем все, что врач назначит.
И эти же самые страховщики потом штрафуют клиники и врачей за назначение необоснованных исследований и анализов. Ведь понятие "страховой случай" у них подразумевает, когда с пациентом что-то случилось, а не просто желание пациента обследоваться. Например:
- Я курю уже 10 лет, мне бы рентген легких сделать. А лучше КТ.
Извините, вы не в ресторане. В рамках диспансерного обследования вам с радостью предложат рентген ОГК в поликлинике по месту жительства, или в рамках ежегодного обследования для продления мед. книжки по месту работы. Ну, или платно - тут уж действительно, что хотите, то клиника и сделает.
Но обследование по ДМС подразумевает, что у пациента возникли какие-то жалобы - кашель ли, температура... И пациенту действительно требуется проведение КТ или рентгенографии ОГК.
- Ну так напишите мне, что надо... Придумайте что-нибудь для диагноза.
А вот и нет - это медицинская документация, и что-то "додумывать" за пациента просто опасно. Другое дело, если пациент сам определенные жалобы озвучивает - правда или нет, но мы должны верить, что пациент действительно 5 минут назад заливался кашлем, выпил препарат, сбил температуру и из последних сил прошел на прием. Ведь исключить это достоверно мы не можем.
А бывает другая ситуация - врач "пожалел" пациента и необоснованно назначил обследование по ДМС, немного приукрасив жалобы - и про слабость написал, и про кашель... И пациент приходит с жалобой: я такое не говорил!
-Здравствуйте, я пришла на чек-ап. Прочла в интернете, что в моем возрасте надо ВСЕ обследовать - щитовидную железу, молочные железы, кровь... По ДМС.
- Нет, никаких жалоб нет. Точно нет. Просто хочу обследоваться.
Даже после повторного уточнения врача насчет жалоб, пациент подтверждает, что их нет. Значит, кроме как "жалоб нет" в осмотре ничего не написать. В ряде клиник, кстати, ведется аудиозапись приема - у меня в том числе. Пациенты об этом предупреждены табличкой. В случае конфликтных ситуаций именно эта аудиозапись может спасти или уличить врача в неправильной формулировке.
- Как это чек-ап не входит в ДМС? Я буду жаловаться! Мне на горячей линии сказали, что войдет все, что назначит врач! Вот и назначьте.
О том, что врач по ДМС назначит только то, что входит в понятие "страхового случая" - они молчат. Врач, конечно, напишет все необходимое - и для планового осмотра, и для чек-апа. Но это либо сразу не согласует страховая (что нам гораздо удобнее, так как, по сути, отказ идет с их стороны), либо согласуют, но через месяц, в ходе очередной проверки, решат все-таки снять деньги: обоснований не было.
Добровольное медицинское страхование (ДМС) в подавляющем большинстве случаев не включает в себя профилактику болезней, а также лечение хронических и онкологических заболеваний.
- Не пишите в осмотре, что у меня диабет/онкология/ВИЧ... Если страховая узнает, мне полис не будут продлевать.
Интересно, а как нам медицинскую документацию с сокрытием диагноза предлагают вести? Как нам потом обосновать, что мы что-то назначили или не назначили?
Конечно, бывают премиальные страховки - там совсем другой порядок цен и объемов обследований. Я несколько раз видела такие - пациенту согласовывают буквально все в рамках расширенного профилактического обследования. Но чаще всего пациенту обещают "премиальную" под видом обычной, и никакой существенной разницы нет - разве что куратор быстрее и вежливее объясняет отказ.
Мое мнение - ДМС мало кому подходит. Себе и своим родителям я бы полис не купила - порой по ОМС входит гораздо больше исследований. А что не входит, за те же деньги можно сделать платно, без согласования и ожидания. Хотя, конечно, кого-то этот полис и выручал, позволив пройти обследование и лечение при застигнувшей врасплох болезни без доплат и в приятной обстановке. Полис ДМС также часто оплачивает работодатель, как бонус своим сотрудникам. Но вот у нас, к сожалению, таких бонусов нет - мы лечимся как и все, в системе ОМС и платно.
Если интересно, расскажу свой прошлогодний опыт "пациента", когда планировала госпитализацию для операции на челюсти.
Ох и настрадалась я тогда)