Так и тянется рука написать, что уже в 1940-е годы Комсомольск был городом «президентского внимания». Написала.
Не раз после моих выступлений по «лагерной» теме, в СМИ появлялась информация под таким заголовком « М.А.Кузьмина выступила с рассказом об участии репрессированных в строительстве города».
В истории нет такой категории строителей, как репрессированные. Ибо, если их не расстреляют, не посадят в тюрьму, а отправят в лагерь, только , уже в качестве заключенных они примут участие в строительстве города. И еще один нюанс: я занимаюсь исследовательской работой по теме «Использование принудительного труда заключенных на «великих сталинских стройках» в Нижнем Приамурье» (1929-55 гг.)
Именно заключенных, а не спецпереселенцев, не рабочеколонцев, не репатриированных, не военизированных трудовых формирований, не военнопленных, не депортированных, не…» да мало ли было их, которых под страхом наказания принуждали к работе. У них были свои Главные Управления. Наш же город находился «в объятиях» ГУЛАГа - Главного Управления лагерей. Пошло ли это ему на пользу? Или наоборот?
Комсомольск - на- Амуре был центром лагерной системы Хабаровского края. В течение более двадцати лет в нем дислоцировались, одновременно или, сменяя друг друга, управления, подразделения, филиалы 16 лагерей и строительств, которые в той или иной мере были причастны к строительству великих сталинских строек на Дальнем Востоке. В этой же статье рассматривается тема «Город и Лагерь.
***
Принятие Совнаркомом СССР Постановления «Об использовании труда уголовно-заключенных» от 11 июля 1929 года не случайно совпало с объявленным вскоре наступлением социализма по всему фронту. С одной стороны, требовалось расширение системы мест ссылки и заключения «врагов народа». С другой стороны, реализация масштабных пятилетних планов, как вскоре обнаружилось, оказалась невозможной без массового привлечения дешевого труда заключенных. Строительство новых промышленных объектов, молодых «социалистических городов» тридцатых годов оказалось тесно связанным с формирующейся лагерной системой. Примером тому - строительство крупнейшего промышленного и транспортного узла Дальнего Востока - Комсомольска-на-Амуре.
Комсомольск-на-Амуре «втолкнули» в историю, как «город комсомольской славы», «город на заре», первый социалистический город в стране. И, согласно этим названиям, ведущая роль в строительстве города и его оборонных заводов принадлежала комсомольцам, прибывшим на строительство по призыву ЦК ВЛКСМ. И вплоть до конца 1980-х годов информация об участии заключенных в строительстве города не могла быть обнародована в печати.
Это стало возможным, начиная с конца 1980-х годов.
Я немного повторюсь для тех, кто еще не прочел мои предыдущие статьи.
Первое упоминание о лагерной системе относится к ноябрю 1932 года, когда в селе Пермское официально появилось 4-е отделение БАМлага. В 1933 году его ликвидировали для того, чтобы на его месте создать ОЛП (отдельный лагерный пункт), задачей которого было обслуживание изыскательских партий.
В 1933 году лагерная система начинает располагаться на территории теперь уже Комсомольска-на-Амуре, которому предстоит стать «столицей» Восточного участка БАМа. Это отдельная тема. Заметим только, что все железнодорожные пути, идущие из Комсомольска как и единственная автомобильная дорога, соединяющая Комсомольск с остальным миром, тоже были построены Лагерем.
***
О том, какое катастрофическое положение с населением Пермского – Комсомольска в 1932-33 годах сложилось на стройке, рассказано в предыдущих статьях.. Поэтому приход Лагеря был спасением для строительства. В конце мая 1933 года заместитель секретаря полномочного представителя ОГПУ сообщил в Краевое управление милиции: «Прибыло до 3000 заключенных ….».
В Объяснительной записке к проекту штатов открываемого в 1933 году отделения Дальлага ОГПУ № 4 на 15 тысяч человек в г. Комсомольске, датированной декабрем 1932 г., указано, какими видами работ будет заниматься Лагерь (строительством жилых, коммунальных, фабрично-заводских зданий, гидротехнических сооружений, доков, эллингов и многим другим). В другом документе - приказу по Дальлагу от 1-го января 1933 года - подробнейшим образом был расписан порядок передислокации и образования в Комсомольске лагерного отделения. Администрация Лагеря поясняла, что Дальлаг будет давать рабсилу на договорных условиях. Его административно-технический аппарат будет выполнять функции учета рабсилы и общего распределения.
Управление Дальлага располагалось на улице, которая будет названа Гаражной, недалеко от главной площади города. Схема.
О получении 10 тысяч «улоновцев» (УЛОН – Управление Лагерей Особого Назначения) шла речь на расширенном заседании парткома Дальпромстроя. В сентябре 1933 года, очевидно из них, был сформирован ОЛП (отдельный лагерный пункт) на Авиастрое (на Авиастрое, потому что начальник Дальпромстроя И. А.Каттель от «улоновцев» отказался). Заключенные работали непосредственно на закладке завода, а также – на сооружении подсобных предприятий, строительстве жилья, в карьерах и на лесозаготовках, по выполнению плана и производительности труда опережая и вольнонаемных, и военных строителей.
Важный момент: установка деловых и личных контактов между заказчиком (предприятием) и подрядчиком (Дальлагом), который, как было сказано выше, «дает рабсилу на подрядных условиях». Городу и Лагерю предстояло работать вместе долгие годы
Вклад Лагеря в производственную сферу.
-В октябре 1933 года сразу в семи пунктах Дальнего Востока, в том числе и в Комсомольске-на-Амуре началось Особое строительство № 125 – строительство зерноскладов, мельниц и других подсобных сооружений по линии Хлебстроя. В марте 1934 года на нем в Комсомольске работало 1666 заключенных и 41 вольнонаемных и вербованных.
В 1935 году в Комсомольске на Дальлаг было возложено строительство мощного Радиоцентра, три больших объекта №№ 10, 437, 430. Согласно договору Дальлаг поставил рабочую силу в количестве 1000 человек.
- 1934 года Лагерь принимал участие в строительстве авиационного завода. Раскладка работающих в этом году выглядела так: вольнонаемных - 3081 человек, стройбат (военные строители) - 863 человека, Дальлаг – 627 человек.
Производительность труда: вольнонаемные - 123 процента, стройбат – 109, Дальлаг – 135. Выполнение плана: вольнонаемные – 57 процентов, стройбат – 109 , Дальлаг - 113 процентов.
С 1937 года завод отказался и от заключенных, и от стройбата, рассчитывая на промпереселенцев (дешевле обойдутся). Когда же опять возникла необходимость обратиться к Дальлагу, получил отказ. Тогда приказом заместителя начальника ГУЛАГа НКВД СССР было велено в течение 1939 года завести на завод № 126 две тысячи заключенных.
Из доклада инженера Главморпрома П.Г.Гопкинса: «Состояние и перспективы Амурской верфи в г. Комсомольске (август 1935 года)». Из 11тысяч человек 1540 дал Дальлаг….» Столько же примерно заключенных было и в 1936 году.
После ликвидации Дальлага в 1939 году главным лагерем Хабаровского края стал Нижне-Амурский ИТЛ НКВД СССР (Нижне-Амурский лагерь) с Управлением в Комсомольске-на-Амуре. Решением ЦК ВКП(б) на него было возложено строительство городских дорог в Комсомольске» и участие в реализации правительственной программы по строительству в городе водопровода и канализации.
- Из заключения по годовому отчету треста № 1 за 1940 год:
«…По решению правительства в декабре 1940 года трест получил 2000 человек из Нижне-Амурского лагеря».
- Из годового отчета завода № 130 за 1941 год. «Трест № 1 ведет строительство только 130-го завода. Строительство 126-го завода ведет Нижне-Амурлаг. Из 2480 рабочих треста № 1 за 1941 год – 1196 человек из Нижне-Амурлага».
- В 1940 году, согласно договору, Лагерь направил в трест «Амуртяжстрой» и на Дальнефтезаводстрой почти четыре тысячи человек с образованием ОЛП. На строительстве завода «Амурсталь» заключенные работали, в основном, на корчевке, на земляных работах, на участках Водоканалстроя, Мартенстроя, Гражданстроя (пекарня, бани, гостиница). До 20 июня 1941 года.
- Строительный трест № 36 (стройтрест № 6) - это городская организация, которая наиболее тесно работала с Лагерем с 1936 по 1955 гг. Об использовании трестом заключенных (выборочно): 1937 год – 995 человек, 1941 год – 2139 человек, 1948 год – 989 человек, 1954 – 1379 человек.
Кроме упомянутых выше Дальлага и Нижне-Амурлага трест использовал рабсилу Ново-Тамбовского лагеря для поставки делового леса и на работе в карьере сопки «Новая» по добыче камня и щебенки
- На строительство нефтезавода в мае-июне 1940 года от ГУЛАГа НКВД было получено 1500 заключенных. До этого Наркомнефть обращалась в ЦК комсомола и к командующему ДВФ т. Штерну с просьбой выделить 1500 комсомольцев и два стройбатальона – обращения «положительных результатов не дали».
Отношение Лагеря с заказчиками строилось на основании договоров. В финансовых документах почти всех предприятий города, имевших дело с Лагерем, проходят расчетные суммы. Например:
1935 год. Радиоцентр – Дальлагу – 7785 тысяч рублей.
1936 год . Трест № 6 – Дальлагу - 2924 тысячи рублей.
1938 год.Трест № 36 – Ново-Тамбовлагу - 25 262 рублей.
1942 год. Завод № 39 (сернокислотный) – Нижне-Амурлагу – 431 тысяч рублей.
1946 год. Госстройтрест № 1 _ Нижне-Амурлагу - 697 тысяч рублей.
Обращает на себя внимание, что в ряде случаев предприятию, чтобы заставить Лагерь поделиться рабочей силой, требовалось вмешательство «сверху». Да потому, что у Лагеря были свои планы по строительств, и люди ему были нужны самому.
И с Лагеря спрашивали строже, чем с гражданских.
Обращает на себя внимание следующее:
Государство на самом высоком уровне способствовало укреплению связей между Городом и Лагерем. В частности:
Из докладной записки зав. отделом руководящих партийных органов ЦК ВКП(б) Г. М.Маленкова «О ходе строительства г. Комсомольска-на-Амуре», направленной Секретарю ЦК ВКП(б) И.В.Сталину и Председателю СНК СССР В.М.Маленкову от 17декабря 1938 года.
«Кроме того¸ источниками рабочей силы могут быть:
а) Дальлаг НКВД.
Заключенных Новотамбовского ИТЛ, когда закончат лесозаготовки для строек № 430 и № 431, можно будет переключить на дорожные работы и строительство подсобных предприятий города.
***
Из протокола заседания Политбюро ЦК ВКП(б) – о строительстве дорог в г. Комсомольске-на-Амуре от 27.5-23.6. 1940 г.
«Удовлетворить следующую просьбу Хабаровского крайкома ВКП(б) и крайисполкома:
1. Ассигновать в текущем году на 1940 г. …на строительство дорог в г. Комсомольске-на-Амуре 10 млн. руб. что даст возможность уже в этом году построить 14 км шоссейных дорог.
2. Обязать ГУЛАГ НКВД принять на себя строительство дорог в г. Комсомольске-на-Амуре, возложив исполнение работ на находящийся в городе Нижнеамурский лагерь.
Секретарь ЦК И.Сталин.
Так и тянется рука написать, что уже в 1940-е годы Комсомольск был городом «президентского» (посмотрите на подпись) внимания. Написала.
Комсомольск-на-Амуре - «лагерная «столица» Хабаровского края.
Вклад Лагеря в культурно-социальную сферу
В год массового прибытия заключенных в Комсомольск в 1933 году в поселке Дальлага началось строительство здания под клуб-театр им. 16-летия Октября. Петр к Вознесенский режиссер одного из западных театров страны, арестованный по «политической статье», прибыл в Комсомольск этапом 19 июня 1933 года вместе с группой актеров, среди которых тоже были заключенные.
За дату рождения городского драмтеатра принято 1-е января 1934 года, когда в лагерном театре (клуб им. 16-летия Октября) лагерные актеры спектаклем, поставленным лагерным режиссером открыли первый театральный сезон. Пусть «крепостной», но факт: город уже в 1934 году имел театр, который был духовным и культурным центром города и своей работой способствовал нравственному и эстетическому воспитанию строителей города. Доступ в театр был свободным. Именно в лагерном клубе-театре проходили в 30-е годы наиболее значимые события в жизни города, как-то партийные и комсомольские городские конференции.
Когда делегация 5-го краевого съезда Советов, в составе которой были писатели тт. Фадеев, Павленко, Кулыгин, секретарь крайкома ВЛКСМ т. Листовский, начальники политотделов, руководители предприятий, местных Советов и другие, посетили Комсомольск, для них был показан спектакль в театре им. 16-й годовщины Октября. Для проведения городских мероприятий город оплачивал Лагерю аренду помещения клуба-театра.
В начале 1940-х годов в городе было три крупных проектных организации: одна из них - Нижне-Амурского лагеря - занималась проектированием отдельных кварталов, улиц, зданий и их застройкой. Именно Лагерю доверили проектирование и застройку главной улицы города - пр. Сталина (ныне – пр. Мира).
Производственные и финансовые интересы Лагеря и комсомольских предприятий переплетались все теснее. Первоначальное чувство неприязни гражданских организаций, возникшее при появлении Лагеря на стройках города, давно сменилось уважением к богатому (рабочими руками) соседу.
Нижне-Амурский лагерь в 1949 году включал 9 отделений. 1-е отделение, дислоцированное в Комсомольске-на-Амуре (4942 человека), в свою очередь, имело 14 подразделений.
Карта дислокации лагерных отделений в разные годы на территории Комсомольска, составленная по архивным документам и воспоминаниям очевидцев, включала порядка 45-50 жилых и производственных зон.
Использование системы принудительного труда способствовало созданию на местах своеобразных форм сотрудничества. Проанализировав документы о присутствии Лагеря в Комсомольске-на-Амуре с начала тридцатых годов до середины пятидесятых, можно говорить о том, что все годы город и Лагерь работали локоть к локтю, плечом к плечу.
Из протоколов заседаний горисполкома и сессий горсовета видно, что Лагерь в лице его начальников обязывали «закончить строительство ряжей, устроить спасательный пост на р. Амур, принять заказ на изготовление мебели для фабрики-кухни, начать поставку сплавного леса и выделить рабочую силу для его разделки на дрова». В тоже время горисполком обращался к Лагерю с просьбами, в частности, восстановить связь строительства 500 с городом (с выделением столбов и бригады связистов), выделить горздравотделу восемь машин и т.д. Организовав в 1940 году цех ширпотреба на хозрасчете, Лагерь выполнял 50 процентов плана по ширпотребу всего Комсомольска.
Ни один вопрос на заседаниях горисполкома, будь то выполнение плана по сбору металлолома, ремонт и расчистка дорог, дежурство по городу в праздничные дни, организация пионерских лагерей или подготовка школ к учебному году (за что Лагерь неизменно получал от исполкома благодарности) без участия представителей Лагеря не решался. На строительство водной станции трест №6 выделил 30 тысяч рублей, завод №199 и Нижне -Амурлаг по 50 тысяч руб.
В отчетах горисполкома Лагерь проходил наравне с другими трестами, как самостоятельная строительная организация (Нижне-Амурское строительство).
К 15-летию города Лагерь принял участие в общегородском спортивном параде. Наверное, лагерная колонна была самой красивой, потому что за ее оформление 18 заключенных художников и столяров были отмечены благодарностями и книжками «Отличник производства».
За 15 лет Лагерь построил в городе пять школ.
Школа № 25,построенная в 1948 году, преобразована в Инженерную школу.
Последнюю из них - № 46 - в 1952 году Лагерь совместно с Нефтепроводом построил в поселке Менделеева, в то время как сессия горсовета констатировала, что «завод 199 (судостроительный) и трест 6 - крупнейшие в городе организации - не построили в городе ни одной школы
Бани на ул. Вокзальной были реконструированы в ТЦ «Плаза».
За строительство первого в городе кинотеатра «Комсомолец» руководство Лагеря получило от горисполкома благодарность Сейчас его здание преобразовано в городской краеведческий музей.
Кроме «Комсомольца» были построены еще два кинотеатра («Дружба» и «Октябрь»). Мира №7
Железнодорожная больница
Квартал коттеджей.
Здание для размещения управленческого аппарата. Ул.Вокзальная,47.
Документы всех заключенных, которые отбывали срок заключения в городе или прошли через комсомольскую пересыльную зону, судя по картотеке, которая хранилась в архивах , по словам начальника отделения по личным делам, через Комсомольск прошло не менее миллиона человек.
Вот и территория бывшей пересылки. До сих пор не застроена.
Одним из самых красивых зданий города считается здание Службы в Комсомольске-на-Амуре УФСБ РФ по Хабаровскому краю. Пр. Мира,17.
Жилой фонд самого Лагеря в городе составлял примерно 13000 кв. метров.
Наиболее известные жилые: пр. Ленина, 21 и 43, ул. Советская,1 и Орехова,59.
В последние годы своего существования Лагерь строил жилье, учебные и медицинские учреждения для Управления паромной переправы, Нефтепровода, Комсомольского отделения ДВЖД. В планах лагерного строительства было заложено возведение новых зданий железнодорожного вокзала и Дворца культуры, но их построил «преемник» Лагеря – Строительно-монтажный поезд-291.
Апофеозом сотрудничества города и Лагеря можно считать возложение горисполкомом на Лагерь строительства Монумента в честь 20-летия Комсомольска-на-Амуре «Принять к сведению слова Орловского, начальника Нижне-Амурлага, что они берут на себя исполнение по установке Монумента» (не был построен, но какое доверие!)
Быстро привыкший к Лагерю, город стал рассматривать его как неиссякаемый источник рабочей силы. Администрации предприятий требовали от горисполкома (посредник) увеличения числа спецконтингента, в противном случае, пугая остановкой производства (что и произошло при строительстве роддома на пр. Октябрьском, когда Лагерь забрал рабсилу).
Секретарь ГК ВКП9б) И.Ф.Клепиков разъяснял им, что «от надежды на контингент пора отказаться, потому что есть решение Правительства давать его только тресту № 6 и «Амурстальстрою». Что касается роддома, то его строительство в связи с амнистией в 1953 году вообще прекратилось.
Тот факт, что сто работников Лагеря были награждены горисполкомом к 15-летию города значком «Почетный строитель Комсомольска-на-Амуре», можно расценивать не иначе, как официальное признание вклада Лагеря в строительство города.
В 1947 году футбольная команда «Динамо», в составе которой играли пять заключенных Нижне-Амурского лагеря (тренер – заключенный Н.Старостин), выиграла Кубок Дальнего Востока и вышла в финал Кубка РСФСР.
Не лишне будет заметить, что Лагерь давал работу жителям города. Так, например, в 1949 году на работе в Нижне-Амурском лагере были задействованы свыше семи тысяч вольнонаемных. Среди них были и мои будущие родственники. Почти все из них (из вольнонаемных), с которыми мне приходилось встречаться, в своих рассказах упоминали «американскую помощь». Я имею ввиду продукты и мануфактуру, в числе прочего, поступающих в Комсомольск в рамках «ленд-лиза». Дело в том, что поставка грузов шла через дальневосточные порты, в том числе и через Ванино. А разгрузка судов полностью лежала на плечах ГУЛАГа. Вообще-то я расспрашивала собеседников, о работе, о взаимоотношениях в Лагере
Для , но в какой-то момент в разговоре обязательно «всплывал» и белый хлеб, и яичный порошок в трехлитровых банках и тушенка…
Документы тридцатых-пятидесятых годов двадцатого века предоставляют нам многочисленные доказательства того, что Комсомольск-на-Амуре - детище тех процессов, что происходили в общественной жизни страны, когда социалистическая действительность тесно соприкасалась с лагерным режимом, поэтому можно говорить, что Комсомольск в 30-40-х и первой половине 50-х годов представлял собой симбиоз города и Лагеря. И жители Комсомольска воспринимали это как должное.
Дополнительную информации. О лагерной системе в Комсомольске можно получить из книг, рекомендованных в теме «Репрессии в Комсомольске».