Основанная Менеликом I Соломонова династия эфиопских царей правила страной почти до конца X века н.э., то есть до тех пор, пока не приключилась еще одна удивительная и отчасти неожиданная как для нее, так и для всей эфиопской государственности история.
Здесь необходимо отметить, что с I по X век н.э. на территории современных Эфиопии, Эритреи, Судана, Йемена и южной части Саудовской Аравии существовало древнеэфиопское государство под названием Аксум или Аксумское царство (геэз: መንግስቲ ኣኽሱም).
По площади Аксумское царство было довольно большим государством, занимавшим стратегическое местоположение на пути торговых караванов из Аравии, Персии и Индии в страны Африки и Средиземноморья, что и обеспечивало процветание этого царства. Основная торговля осуществлялась через крупный морской порт на берегу Красного моря — город Адулис, а столицей был город Аксум.
В годы царствования царя Эзаны (геэз: ዔዛና), вступившего на престол Аксумского царства около 325 года н.э., страна достигла значительного экономического и культурного расцвета.
Именно при царе Эзане в Аксуме начало распространяться христианство. С принятием христианства Аксумское царство обрело достаточную свободу и самостоятельность в обрядовом творчестве, в обустройстве церковно-религиозной жизни в соответствии со свойственными Абиссинии нормами и правилами. Аксумиты создали собственную уникальную обрядовую традицию.
Сформировавшийся к середине VI века н.э. абиссинский христианский обряд по сути не претерпел никаких изменений и дошел в этом своем первозданном виде до наших дней, сохранив в себе следы христианской древности глубоких времен. Более того, в нем чувствуется довольно сильное влияние обряда иудейского, что опять-таки возвращает нас к царю Соломону и связанным с ним событиям…
Царь Эзана проводил также успешную внешнюю политику. Так, аксумиты утвердились на побережье Южной Аравии, подчинили себе Кушитское царство со столицей в Мероэ, существовавшее в северной части территории современного Судана. При этом царе в Аксуме появилась литература на языке геэз и была проведена реформа письменности.
В его правление чеканились монеты, характерной чертой которых являлся переход от языческого мотива с солнцем и луной к рисунку с изображением креста.
По распоряжению царя Эзаны в Аксуме был воздвигнут ряд сооружений, в том числе и знаменитая стела высотой 21 метр.
Да, Аксумское царство считалось одним из четырех великих государств древнего мира, наряду с Римом, Персией и Китаем, но и оно пришло в упадок и в конце Х века Аксум распался. И тут история эфиопской государственности делает неожиданный поворот.
Но прежде, чем идти в нашем повествовании дальше, давайте остановимся и зададимся одним единственным вопросом: а где же был все тот же пресловутый Лев Иуды все эти десять столетий? Правили страной, как бы она не называлась, вроде бы потомки Соломоновой династии, а изображений льва мы не встречаем ни на монетах, чеканившихся аксумитами в разные периоды своей истории, ни в трактатах того времени (ведь письменность уже появилась), ни на памятниках или иных архитектурных сооружениях. Он словно каким-то непостижимым образом растворился в Аксуме. Просто призрак какой-то. Хотя… с парой львов, вернее, их изображений я встречался. Силуэт одного вместе с другими животными можно увидеть на полузатeртых плитах пола храма Бете Марьям в Лалибеле. В этой церкви, кстати, имеются фрески с изображением звезды Давида.
Второго льва я нашел в Аксуме. Если ехать на запад от Аксума по шоссе В30 Аксум - Гондэр, то в паре километрах от города на выходящем на поверхность крупном пласте горной породы можно обнаружить рельефно высеченное изображение припавшего к земле то ли льва, то ли львицы около 3 метров длиной. Место, где находится этот пласт породы, обнаруженный и впервые описанный в начале ХХ века археологами из Европы, называется Гобедра. По одному из местных преданий, на этом месте зверь якобы напал на Архангела Михаила, который отразил льва с такой силой, что на камне остался его отпечаток.
По всей видимости, это был все же не Лев Иуды, а явно какой-то оголодавший абиссинский лев. Ну да ладно. Вернемся опять к царям и императорам, представлявшим те или иные династические кланы…
«Потанцевать на костях» еще совсем недавно могущественной империи соизволила легендарная фалашская воительница, царица эфиопских евреев Гудит (геэз: ጉዲት). Дело в том, что после крещения Эфиопии местные иудеи были изгнаны из страны и осели в местностях, расположенных в северо-западной части Эфиопского нагорья, где постепенно обжились и выбрали себе царя Гедеона. Так вот, славившаяся своей красотой дочь Гедеона Гудит по прозвищу «Асагату» («Пылающий Огонь») сокрушила остатки Аксумского царства, убила императора и стала царицей Эфиопии.
За сорок лет правления Гудит из страны были изгнаны князья царствующего дома и опустошена христианская часть Эфиопии, сожжены многие церкви и разрушены аксумские памятники. Итак, в правящей династии Эфиопии произошел разрыв, и королевство после царицы Гудит перешло в руки рода по имени Загве – династии, которая вышла из христианского княжеского рода народа агау.
В истории страны наступили довольно сумбурные ввиду отсутствия источников достоверной информации времена. В событиях, которые привели к узурпации власти представителями рода Загве, многое неясно. С ортодоксальной эфиопской точки зрения, изложенной в трактате «Богатство царей» (Be’ela Nagastat), Бог разгневался на Дом Давида (династию, основанную Менеликом I) и отдал царство в руки рода Загве. Период правления этого рода до сих пор окутан тайной. Историки так и не могут прийти к единому мнению относительно того, сколько же королей этой династии было и как долго они правили. Согласно одних источников, королей было одиннадцать и правили они 354 года. Другие источники утверждают, что на протяжении 333 лет в стране было шестнадцать правителей.
Возможно, самым известным из монархов династии Загве был царь Лалибэла (геэз: ላሊበላ), тронное имя Гебре Мескель (геэз: ገብረ መስቀል), который правил с 1181 по 1221 год. Гебре Мескель переводится с языка геэз как «служитель креста».
Царь был известен по всей империи за свою щедрость. В честь Лалибелы был назван крест, который представляет собой не только историческую ценность, учитывая его возраст (около 800 лет). Эфиопы считают, что Крест Лалибелы обладает целительной силой. По сложившейся многовековой традиции, священник прикладывает Крест к верующим, чтобы благословить их или исцелить как от различных болезней, так и от страха.
Известность царю Лалибеле принес и уникальный комплекс из 11 монолитных церквей, высеченных по его повелению в каменной толще красного вулканического туфа.
Тайну династии Загве можно назвать, пожалуй, самой мрачной, учитывая также и тот факт, что для нее всё закончилось в 1270 году, когда Йэкуно Амлак (геэз: ይኵኖ አምላክ), потомок последнего царя до династии Загве, собрал в амхарских провинциях армию своих сторонников и сверг с престола последнего правителя династии Загве.
Таким образом, была проведена реставрация Соломоновой линии императорской власти в Эфиопии, и то, как это было осуществлено также вызывает у историков много вопросов, поскольку способ этой реставрации неясен, а имеющиеся свидетельства противоречивы. Ну а Лев Иуды, он же Абиссинский Лев снова стал неотъемлемым атрибутом государственной власти.