Внимание пользователям платформы дзен!
В целях лучшего усвоения публикуемой мною информации на дзене, я распределила ее по трем номинациям ( не могу подобрать другого слова):
Первая номинация: это материал, объединенный темой «Комсомольск-на-Амуре: многоликий». Многоликий от слов - лик, лицо, образ. За свои 90 лет город выступал в различных «ролях» (образах, обликах). На сайте опубликованы уже три «облика» города, как-то:
Комсомольск-на-Амуре - «столица» Восточного БАМа.
Комсомольск-на-Амуре - город комсомольской славы.
Комсомольск-на-Амуре - город трудовой доблести (в «портфеле» еще 8-9 «обликов»).
Вторая номинация «Комсомольск-на-Амуре: микс». Короче говоря - разнообразие.
По этому направлению уже опубликована трилогия:
- Так кто же приехал на первом пароходе?
- Комсомольск-на-Амуре - город комсомольской славы.
- Зачем привезли комсомольцев на Дальний Восток?
Ошибки нет. «Город комсомольской славы» проходит по двум номинациям.
Третья номинация: «Мое хобби: приключения, путешествия, исследования»
Я вот думаю: публиковать в строгом порядке или вперемешку?
*******
Комсомольск -на-Амуре - моногород.
Работая над историей Комсомольска, я обратила внимание на первоначальный период его развития, 1932-1937 годы. Это было время формирования моногорода, вернее, двух моногородов.
Моногород - это населенный пункт, где хозяевами является не городская власть, а какое-то предприятие или организация (ведомство), которое берет на себя всю полноту власти (или почти всю) и ответственность. Такими ведомствами в Комсомольске в 1930-е годы являлись Дальпромстрой (потом завод № 199) и Авиастрой (потом завод № 126).,
После того, как село Пермское в декабре 1932 года было преобразовано в г. Комсомольск-на-Амуре, появился городской совет и такие структуры, как гороно, горотдел милиции, горпрокуратура, горотдел НКВД и др. Все они находились на берегу Амура в избах бывшего села Пермское. А на остальной территории хозяевами были ведомства, которые финансировались главками.
Дальпромстрой имел свою проектную мастерскую, своих строителей. Все, что строилось и было построено Дальпромстроем за 1932-37 годы, принадлежало только ему. Ведомственные поселки, ведомственное жилье, ведомственные школа, клуб, больница, поликлиника, баня, столовая. После ликвидации ДПС его преемником стал АСЗ - Амурский судостроительный завод, он же - завод №199.
Первые газеты - «Амурский ударник и «Крылья Советов» - тоже принадлежали ведомствам -Дальпромстрою стройке № 126.
В августе 1934 года в бюро Далькрайкома ВКП(б) была направлена докладная записка председателя Крайплана И.Г.Петрова и начальника крайкомхоза Н.В.Протанского о планировке г. Комсомольска-на-Амуре., в которой, в частности, говорилось.
«Единого проекта и планировки для всего комплекса строительства, предполагаемого и уже ведущегося не имеется. Строительство ведут три организации: Дальпромстрой, ОС № 125 и ОС № 126 (ОС – особое строительство – авт.), каждая из которых - по своим проектам, не согласованным и не увязанным в одно целое».
В 1935 году в городе проходил конкурс по выбору типа дома для застройки центра города. Всего пять проектов, из них – два привозных, три – свои, комсомольские.
1. Двухэтажный дом по проекту профессора Морковниковав. Привозной, но
выполнен по заказу Дальпромстроя.
2. Дом НИЖС - Научный институт жилищного строительства. Привозной
3. Дом «норвежского типа» - проектный отдел ДПС.
4. Дом по проекту Рябова - проектный отдел ДПС.
5. »Московский» - проектный отдел ДПС. Трехэтажный кирпичный.
От города нет ни одного проекта.
К домам несостоявшегося моногорода в Городе можно отнести:
Школу № 1 (1935-36 гг. постройки)
Школу № 15 (1937)
Жилой дом № 31 (1937)
Все дожили до наших дней.
На Дземгах много всего построено «Гастроном», «Промторг», библиотека-читальня, пожарное депо, типография, склады, гараж, котельная, овощехранилища ОРСа и батальонное, почтовое отделение, ветеринарная лечебница, хлебопекарни, дебаркадер. Узкоколейка, конюшня. Автолежневая дорога. ДОК. Электрические освещение есть. Водоколонки
«Жилищной массив, примыкающий к заводу, называется Соцгородом. В нем находятся: универмаг, столовая для ответственных работников, клуб им. Баранова, капитальные дома с центральным отоплением»
Строители ОВСК, Лагерь, вербованные. Заказчик - завод № 126.
К домам несостоявшегося моногорода на Дземгах можно отнести:
Дома коммуны №1, №2 (углебетона) 3,4,5 (деревянный), 6 (деревянный каркас с углебетонным наполнителем), новую школу-девятилетку кирпичную, двухэтажную, 4-этажный жилой дом (из туфобетона), клуб им. Баранова.
Из них до наших дней дожила только школа. 4-этажный дом под вопросом.
«Почти все жилищно-коммунальное хозяйство, как и водопровод, и канализация, и баня, уличное освещение, дороги, даже временные - в ведении заводов. Жилой фонд за небольшим исключением тоже в ведении заводов. Две бани - обе заводские - заводов 126 и 199».
- «Единственный поставщик воды в городе - 199. Единственная в городе ТЭЦ - 199. Даже если пустят вторую очередь ТЭЦ, ее полностью задействует завод…»
- «Вельможами» и «феодалами» работники горсовета называли заводы-гиганты.
Из воспоминаний бывшего главного архитектора города Б.В. Антипова
- Следует сказать, что проводить градостроительную политику в Комсомольске в то время было очень сложно. По существу, горсовет во всех делах по застройке и планировке города полностью находился в зависимости от двух основных предприятий - заводов №№ 199 и 126. Ведь доходило до абсурда: мы не могли отвести ни одного участка земли для нужд города без согласования с заводами».
Быть самостоятельными (в качестве моногородов) жителям Комсомольска было очень нелегко. Все городские организации находились на территории Дальпромстроя. Как писал Целищев, чтобы добраться от завода № 126 в город, нужно было пройти семь километров сушей, а затем - одиннадцать проплыть .
В начале 1937 года директор № 126 (авиационного завода) К.Д. Кузнецов все-таки убедил руководство завода № 199 (судостроительного) в необходимости совместного строительства моста и дамбы через Силинку и прилегающую к ней пойму. В конце 1930 - х годов мост был построен.
А тут и Постановление Совнаркома РСФСР № 325, вышедшее в свет 26.09.38, подтвердило, что хозяином в городе является горсовет.
Но некоторое время заводы еще продолжали бороться за свою независимость.
***
Что же касается моногородов вообще.
Согласно информации из интернета, всего в России 319 моногородов. До 2010 года они имели такой же статус, что и остальные города. Потом государство решило, что их надо выделить в отдельную категорию.
В Хабаровске в 2017 году прошла конференция-семинар «Академия развития моногородов». На Дальнем Востоке 24 моногорода, разделенных на три категории.
К первой, с наиболее сложным социально-экономическим положением, был отнесен п. Чегдомын с градообразующим предприятием – угледобывающим предприятием «Ургал», а к имеющим риски ухудшения ситуации – п. Эльбан, где градообразующим предприятием является завод «Восход».
За Чегдомын можно порадоваться. Он попал в надежные руки.
Информация из «Дальневосточного обозрения» № 51- 2023 год.
АО «Ургалуголь - градообразующее предприятие в п. Чегдомын Верхнебуреинского района Хабаровского края и крупнейшая угледобывающая компания на Дальнем Востоке. Основана в 1939 году. В 1947 году было организовано Ургальское рудоуправление комбината «Хабаровскуголь». С 2004 года АО «Ургалуголь» вошел в состав Сибирской угольной энергетической компании ( СУЭК). В «Ургалугле» трудятся в общей сложности более трех тысяч специалистов. С учетом их семей - это 42 процента от общей численности рабочего поселка Чегдомын.
Автомобильная дорога Комсомольск-Чегдомын находится в стадии строительства - 290 километров. Но до Чегдомына можно доехать и на поезде - 527 километров железной дороги. Это, если кто пожелает посмотреть, что такое моногород.
В августе 2024 года на заседании краевой Думы шла речь об определении в крае опорных пунктов. Первым претендентом рассматривался Чегдомын. Значит, будут инвестиционные вливания. Поселок будет развиваться.
Что касается п. Эльбан Амурского района : завод «Восход», который там расположен, еще в годы Великой Отечественной войны выпускал боеприпасы. Сейчас АО «ДВПО «Восход» - крупнейший завод по утилизации боеприпасов и производству промышленных взрывчатых веществ. До Эльбана от Комсомольска 75 километров по трассе.