Найти в Дзене
Белинка. О книгах

Топ-6 книг, которые понравятся подросткам

С завтрашнего дня начинаются школьные каникулы. Поздравляем завидуем и рекомендуем увлекательные книги в разных жанрах, которые могут быть интересны подросткам (и не только подросткам; по статистике большая часть читателей янг-эдалт литературы – зрелые люди!). Напоминаем, что в Белинку записывают с 14 лет. Книги на дом пока не выдаются, но можно, оформив абонемент в ЛитРесе (в отделе электронных ресурсов), читать многие современные произведения в электронном виде бесплатно. Сюжет. Школа № 34 – не Хогвартс и волшебству здесь не учат, более того – она находится в обычном российском провинциальном городе. И все же это самая фантастическая школа в мире, потому что дети ее обожают. Здесь нет обычных уроков и домашних заданий, нет классов. Дети разделены не по возрасту, а подобраны по способностям в группах, причем таланты у всех разные: у кого-то более развито логическое мышление, у других – воображение и фантазия. Группы занимаются научно-исследовательскими проектами (например, ищут доказа
Оглавление

С завтрашнего дня начинаются школьные каникулы. Поздравляем завидуем и рекомендуем увлекательные книги в разных жанрах, которые могут быть интересны подросткам (и не только подросткам; по статистике большая часть читателей янг-эдалт литературы – зрелые люди!).

Напоминаем, что в Белинку записывают с 14 лет. Книги на дом пока не выдаются, но можно, оформив абонемент в ЛитРесе (в отделе электронных ресурсов), читать многие современные произведения в электронном виде бесплатно.

Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак «Я хочу в школу» (Время, 2013), 12+

-2

Сюжет. Школа № 34 – не Хогвартс и волшебству здесь не учат, более того – она находится в обычном российском провинциальном городе. И все же это самая фантастическая школа в мире, потому что дети ее обожают. Здесь нет обычных уроков и домашних заданий, нет классов. Дети разделены не по возрасту, а подобраны по способностям в группах, причем таланты у всех разные: у кого-то более развито логическое мышление, у других – воображение и фантазия. Группы занимаются научно-исследовательскими проектами (например, ищут доказательства тому, что люди произошли от птиц, рыб или других животных; изучают мотивы воюющих в Первой мировой войне и т. д.). Проектная работа мотивирует школьников, заставляет их многое узнавать самостоятельно, а еще – сближает: ученики учатся общаться и принимать разных людей (с особенностями).

Но вот слишком свободолюбивую 34-ю решают закрыть, пока только на время. Учеников отправляют в соседнюю обычную 33-ю. Так члены группы «Птицы» оказываются в разных классах. Их ждут здесь суровые испытания: грубые учителя, насмешливые одноклассники, но хуже всего – рутина уроков и оценок, смысл которых они не понимают. «Птицы» решают во что бы то ни стало вернуться в свою любимую 34-ю. Но для спасения своей альма-матер им нужно придумать идеальный план.

Особенности. Андрея Жвалевского и Евгению Пастернак можно уже назвать классиками новейшей детской литературы. Они чутко понимают психологию детей и подростков и пишут книги, свободные от дидактики, полные юмора и приключений. О чем роман «Я хочу в школу»? Не про супершколу, а про то, что ценнее всего в детстве, – про дружбу. Причем в 34-й дружат все со всеми: школьники разного возраста и… учителя. Вот в чем заключается подлинная фантастика, а вовсе не в проектной деятельности (которая наверняка где-то практикуется). А там, где дети дружат, там непременно происходят приключения. Их много в этом небольшом и динамичном романе, и они разные: «птицам» придется не только отстоять себя в новых условиях, но и провести финансовое расследование (чтобы понять настоящие причины закрытия школы № 34), организовать массовый флэшмоб, изучить историю декабристов и даже научиться писать любовные письма в духе 19 века. При этом в книге много юмора и тонких наблюдений и открытий. Вот, например, что понял для себя директор гениальной 34-й Впалыч, которому тоже пришлось перейти в рядовую школу учителем физики:

«Знаешь, очень просто быть идеальным в отсутствие соблазнов. Очень легко вести уроки, когда тебя окружают идеально замотивированные дети. И только теперь я понимаю, что искусство в педагогике начинается как раз тогда, когда тебя не хотят слушать».

Для кого: для тех, кто уверен, что школа – это зло

Книга в библиотеке: Жвалевский А. В., Я хочу в школу!. — Москва : Время, 2013. — 317, [1] с. ; 21 см. — (Время - детство!). Инв. номер: 2361339-КХ

Мариам Петросян «Дом, в котором...» (Livebook, 2014), 12+

-3

Сюжет. На окраине города, среди длинных многоэтажных зданий, которые называют «расческами», стоит Серый Дом. На фоне высоких новостроек он кажется почти ветхим: трехэтажный бетонный короб с осыпающейся штукатуркой на хмуром, давно не крашеном фасаде. Однако Серый Дом не любят и обходят стороной не из-за внешнего вида: здесь живут особенные дети – колясочники, слепые, безрукие… Но это снаружи они – инвалиды, от которых отказались родители. Внутри Дома царит странный мир: одновременно жестокий и свободный, теплый и мрачный, таинственный и слегка безумный. Здесь идет борьба за выживание и влияние между отдельными группами и лидерами, и при этом завязываются крепкие дружеские связи. В Доме все получают клички: Слепой, Лорд, Табаки, Македонский, Черный, Сфинкс и др. На первый взгляд, это обычные подростковые никнеймы, а правила Дома и его мифология – своеобразная ролевая игра, в которую с удовольствием играют воспитанники закрытого интерната. Так, во всяком случае, думает «Курильщик» - мальчик, которого недавно выгнали из группы чистоплюев-«фазанов» за курение и ярко-красные кроссовки. Бунтарей в «первой» группе недолюбливают. Оказавшись в самой безумной «четвертой» группе, он знакомится со «старожилами» Дома и становится свидетелем и участником странных событий. Впрочем, все, что случается здесь, можно толковать двояко: в реальном и мистическом смысле. Некоторые «старожилы» вообще уверены, что Дом – живой, он умеет любить и по-своему заботится о своих преданных жителях. Но когда Дому кто-то не нравится – он превращается в чудовище, запутывает и уводит недругов «внутрь». Говорят, там, внутри Дома, таится целый мир, в котором все не так, как снаружи: слепому там не требуются глаза, а безрукий чувствует себя полноценным без рук. Мистической свободой и счастьем веет оттуда, будоражит мальчиков и девочек, проникая в их сны. Скоро в интернате выпускной – и не все воспитанники хотят выйти в «наружность», ведь там их никто не ждет. Вопрос в том, смогут ли они отыскать путь «внутрь» Дома? Примет ли их Дом?

Особенности. Роман Мариам Петросян – чтение завораживающее, сложное, атмосферное, трудно интерпретируемое. Эту книгу можно отнести и к подростковой литературе, и к фэнтези, и к социальному роману, и роману взросления. Одно можно сказать с уверенностью: автор создала в «Доме» целый мир со своей мифологией, историей, философией, эпосом, героями. Этому миру веришь абсолютно – как в Средиземье или мир волшебников в «Гарри Поттере. Вселенная «Дома» тоже затягивает с первых страниц, но в отличие от фэнтезийных мир этот кажется болезненным, неопределенным, страшноватым.

Цитата:

«Каждый сновидец считает, что это место принадлежит ему одному. Что он сам его создал, что ничего плохого с ним здесь не случится. Чаще всего случается именно с ними. И они просто однажды не просыпаются».

Для кого: для любителей мистики

Книга в библиотеке: Петросян М., Дом, в котором.... — Москва : Livebook, 2014. — 955, [4] с. ; 21 см. Инв. номер: 2365274-КХ

Илья Бояшов «Конунг» (Лимбус Пресс, 2008), 16+

-4

Сюжет. «Конунг» - история легендарного Рюрика, написанная в стиле исландских саг. Рюрик был сыном грозного ярла Олафа Удачливого. Как и другие викинги, отец его занимался морским разбоем: на пятнадцати кораблях он отправлялся в земли северные и южные – и везде его знали и боялись. Ярл Олаф чтил верования отцов: щедрые дары он подносил Тору и Одину, на помощь которых имел право надеяться. Ведь жил он во фьорде у подножия священной Бьеорк-горы: по легендам, с ее вершины начинался путь в Асгард, обитель богов. Викинги считали себя свободнорожденными, а всех остальных – сделанными из глины, рабами. Только один Рунг Корабельщик смел на пиру Олафа посмеяться над промыслом викинга: свободные люди строят, - говорил Рунг, - а не грабят. Именно старый Корабельщик свел молодого, самонадеянного Рюрика с «истинного пути», посеял в душе задиры зерна сомнения. Чтобы доказать Рунгу свою храбрость, Рюрик несколько раз пытался взобраться на Бьеорк-гору, но каждый раз страх перед богами заставлял его спускаться вниз. Была и другая тайна, которая мучила молодого викинга: как Бог, давший себя распять, может управлять половиной мира? Между тем, пока Рюрик пребывал в философских размышлениях, новый конунг захотел стать единовластным правителем Норвегии. Мечом и кровью Харальд Косматый подчинил себе уже почти все фьорды, лишь фьорд у священной Бьеорк-горы оставался свободным. Неужели Рюрик так ничего и не предпримет для сопротивления? Пока соратники Рюрика ждут от него каких-то военных действий, старый Рунг строит для него корабль – не для грабежа и убийства, а для совсем иной миссии…

Особенности. «Конунг» – это и прекрасная сказка о временах викингов, и вполне правдивое описание исторических изменений, которые происходили в сознании людей и племен, переходивших от язычества к более сложной форме религии, и философская притча о причинах страха и сути подлинной храбрости.

Цитата:

«Как много собралось народа для разбоев. Оказывается, нет проще работы в Мидгарде, чем отбирать чужое добро и проливать кровь. Сколько сюда слетелось охотников разбогатеть, сколько построено всяких хитроумных планов. Но стоило поведать о деле, достойном настоящей мужей, - храбрецы разбежались, точно крысы. Значит, дело действительно стоящее…»

Для кого: для тех, кто увлечен скандинавской мифологией

Книга в библиотеке: Бояшов И. В., Конунг. — Санкт-Петербург. — Москва : Лимбус Пресс, 2008. — 267,[1] c. ; 19 см. Инв. номер: С 2312213-КХ

Ася Лавринович «Любовь не по сценарию» (Эксмо, 2021), 16+

-5

Сюжет. Вероника и Агния – студентки экономического факультета. Они не то чтобы подруги: Вероника помогает Агнии подготовиться к сессии. Обеим есть что скрывать: Агния хочет уехать учиться на художника в Питер, бросив ненавистную экономику и грубого отчима, а Вероника страдает от любви к парню, который даже не знает о ее существовании. Интрига закручивается неожиданно и лихо. По настоянию отчима Агния должна пойти на свидание с сыном его бизнес-партнера, она отправляет вместо себя Веронику. И, конечно, этим «сыном» оказывается голубоглазый блондин – ее давняя тайная любовь. В это же время Агния знакомится в автобусе с не менее симпатичным брюнетом, который окажется… не будем спойлерить, но он будет как-то связан с Вероникой. Обе парочки ждут забавные перипетии. Путаница, однако, вскоре объяснится и все закончится добрым хэппи-эндом.

«Мне нельзя влюбляться. Но разве это происходит по заказу? Любовь приходит неожиданно, не спрашивая у тебя разрешения, и стреляет в упор. Я должна бежать от чувств, а сама становлюсь под прицел, ожидая, когда пуля насквозь пронзит душу».

Особенности. Ася Лавринович – мегапопулярная писательница, работающая в жанре янг-эдалт литературы. «Любовь не по сценарию», возможно, не самая блестящая ее книга, но придется по душе тем, кто любит романтические комедии. В сюжете романа нет ничего особенного, зато юмор Лавринович очарователен. Автор забавно описывает чувства и мысли влюбленных девушек, слегка безумные и противоречивые. Ни Вероника, ни Агния, разумеется, не будут добры и снисходительны к своим кавалерам, так что тем придется вначале не сладко. Но, помучив парней вдоволь, девушки наконец откроют им свои чувства. Роман заканчивается красивым афоризмом: «каждый из нас заслуживает хэппи-энда».

Для кого: для тех, кто верит в любовь

Книга в библиотеке: Лавринович А., Любовь не по сценарию. — Москва : Эксмо, 2021. — 317, [1] с. ; 21 см. Инв. номер: 2423613-КХ

Донна Тартт «Тайная история» (1992), 16+

-6

Сюжет. Ричард Пейпен родился в маленьком калифорнийском городке Плано. Его родители – среднего достатка американцы (отец – владелец автозаправки, мать – диспетчер в офисе), люди необразованные, ничем не примечательные, – почти не интересовались сыном, и Ричард вырос замкнутым и мечтательным юношей. В медицинском колледже он так и не смог перебороть отвращение к биологии, зато увлекся древнегреческим. Это и стало поводом для 19-летнего молодого человека (по американским меркам его жизнь уже была расписана в долгосрочной перспективе) внезапно сменить направление учебы. Так он оказался в Хэмдонском колледже (Вермонт), в элитной группе филологов, изучающих античность у неординарного профессора-интеллектуала Джулиана Морроу (когда-то он дружил с Эзрой Паундом и Томасом Элиотом). Ричард очарован Джулианом и своими умными, красивыми и богатыми сокурсниками. В их компании он чувствует себя провинциалом, самозванцем и не замечает, что за внешним блеском его новые друзья скрывают какие-то тайны. Жизнь в Хэмдонском колледже идет своим чередом, а в небольшой группе филологов кипят бурные страсти и происходят события, которые неумолимо приближают их участников к катастрофе.

Особенности. Донну Тартт записывают иногда в мастера остросюжетной литературы (в некоторых книжных магазинах ее произведения можно найти не в разделе «зарубежная проза», а «детектив»), но уже дебютный роман писательницы «Тайная история» показывает, что перед нами прозаик самого высокого уровня, для которого детективный сюжет – не приманка читателей, а способ развернуть масштабную психологическую историю. С первых же строк книги мы узнаем, что совершено убийство: компания студентов сбросила со скалы своего товарища. Весь последующий рассказ – это воспоминания зрелого Ричарда Пейпена о том, что произошло десять лет назад в Хэмдоне. Нет, это не «Преступление и наказание», хотя причиной последовавших друг за другом трагических событий, разрушивших жизни нескольких студентов, тоже послужила «высокая» идея. Она далека от теории «сверхчеловека» Раскольникова, но в ней тоже слышатся ницшеанские нотки (отсылки к трудам немецкого философа о «дионисийской» и «аполлонической» культурах, его «бунт» против западного мещанства). В «Тайной истории» молодые филологи противопоставляют себя всем остальным студентам колледжа – не только потому, что они умнее, талантливее и богаче. Их снобизм рожден чувством принадлежности другой, недоступной никому, элитарной культуре – античной. Исчезнувшая несколько тысяч лет назад, эта культура – с подачи профессора Джулиана Морроу – очаровывает молодых людей, кажется им более естественной, древнегреческий язык для них становится роднее английского (они общаются между собой на нем, а некоторые – даже думают по-древнегречески). На своих блестящих лекциях Джулиан неизменно противопоставляет древних греков другим, находя в их культуре те ценности, в которых так нуждается молодежь: абсолютную красоту и абсолютную свободу.

«У греков все было иначе. Питая, подобно римлянам, страсть к симметрии и порядку, они тем не менее сознавали, как глупо отрицать невидимый мир и древних богов. Необузданные эмоции, варварство, мрак. (…) Помните, мы только что говорили о том, как страшные, кровавые вещи могут быть необыкновенно прекрасны? Это очень греческая и очень глубокая мысль. В красоте заключен ужас. Все, что мы называем прекрасным, заставляет нас содрогаться. А что может быть более ужасающим и прекрасным для духа, подобного греческому или нашему, чем всецело утратить власть над собой? На мгновение сбросить оковы бытия, превратить в груду осколков наше случайное, смертное «я». Помните, как Еврипид описывает менад? Голова запрокинута назад, горло обращено к звездам, «так лань играет, радуясь роскошной зелени лугов». Быть абсолютно свободным…»

Роман Донны Тартт рассказывает о преступлениях, которые были совершены студентами, попытавшимися достичь этой «абсолютной свободы». Но автор не выносит морального приговора своим героям. Смысл книги не в том, чтобы показать, как разрушают людей идеализм и самомнение. Нет, «Тайная история» - совсем не древнегреческая трагедия, а драма о болезненной любви, которая связывает людей, обособленных от реального мира. Все эти студенты (кроме Ричарда) были не только избалованы богатством или природной красотой и талантами, но и глубоко травмированы. Классическая филология вовсе не давала им привилегий, а лишь высвечивала их болезненную хрупкость: они были похожи на изнеженных (и в то же время коварных) аристократов 17 века, вообразивших себя преемниками античных поэтов. Не случайно Ричард, очарованный каждым из них, после всех событий стал изучать именно драматургов эпохи короля Якова I («мне был по вкусу мир, в котором жили их персонажи: мир, освещенный не солнцем, а предательским пламенем свечей, мир, где невинность всегда оказывалась попранной, а злодеяние – ненаказанным»).

Для кого: для филологов (!) и всех, кто любит подробное, неспешное повествование.

Книга в библиотеке: Тартт Д., Тайная история : роман. — Москва : АСТ : Corpus, 2021. — 590, [1] с. ; 22 см. — (Corpus. roman). Инв. номер 2429326-КХ; на английском языке: Tartt D., The secret history. — London : Penguin, 2019. — [8], 629 с. ; 20 см. ИНО; Шифр 84(7=432.1); Авторский знак T21; Формат eng; Инв. номер и143142

М. Л. Рио «Словно мы злодеи» (Дом историй, 2023) 18+

-7

Сюжет. Время действия – 1997 год. Классическая консерватория Деллакера – одно из самых престижных учебных заведений в США, ее выпускники получают пропуск в элитные творческие и филологические сообщества. Поступить сюда нереально, еще труднее – остаться. В вузе проходят по три «чистки» в год, так что до конца «доживают» либо самые талантливые, либо везучие. К четвертому, выпускному и самому ответственному, курсу на театральном факультете Деллакера осталось всего семеро, разные по типажам: красавица Мередит, «прекрасный принц» Джеймс, хрупкая Рен, хитрый «злодей» Александр, «деспот и воин» Ричард, андрогинная Филиппа и середнячок Оливер, играющий преимущественно второстепенные роли. Себя-то он и причисляет к «везунчикам», дотянувшим до конца курса. Именно со слов Оливера, который спустя десять лет выходит из тюрьмы, мы и узнаем о событиях, произошедших в тот год в Деллакере.

Они просто ставили Шекспира – как и в предыдущие три года, однако если раньше это были преимущественно комедии, то теперь настало время трагедий. «Макбет», «Юлий Цезарь», «Ромео и Джульетта», «Король Лир» – репертуар сложный, требующий серьезной физической и душевной подготовки. Но еще в ноябре погибает один из членов их труппы. Связанные общей тайной преступления, студенты, тем не менее, продолжают репетировать и ставить спектакли. Однако все меньше в произносимых героями на сцене монологах и репликах – игры, все больше – подлинного отчаяния и ужаса. Так Шекспир, который довел их до преступления (увлечение Шекспиром), помогает в последних сценах «Короля Лира» распутать клубок их сложных отношений друг с другом и открыть правду.

«Разве могли мы объяснить, что стоять на сцене и произносить чужие слова, как будто они твои собственные, есть не столько проявление смелости, сколько отчаянное стремление к взаимопониманию? Попытка установить хрупкую связь между исполнителем и публикой и сообщить что-то, хоть что-нибудь, существенное. Высказать это мы были не в силах, поэтому просто с подобающим (в некоторых случаях совершенно напускным) смирением принимали комплименты и поздравления»

Особенности. «Словно мы злодеи» М. Л. Рио часто сравнивают с «Тайной историей» Донны Тартт: это тоже роман о студентах престижного закрытого вуза, которые оказались участниками преступления, причем оно совершается также под влиянием (хоть и не таким абсолютным, как у Тартт) учебы. А учат они в Деллакере только Шекспира. Герои так им увлечены, что даже разговаривают друг с другом на особом пиджине, перебрасываясь репликами (порой не самыми известными) из шекспировских пьес. Причем в книге все цитаты снабжены сносками, чтобы мы могли понять, из какого произведения они взяты. Все это, конечно, интригует и впечатляет читателя. Впрочем, погружение в Шекспира в романе происходит постепенно: сначала мы просто замечаем отдельные удачные реплики, но ближе к финалу шекспировские сцены уже гармонично вплетаются в текст, создавая дополнительную трагедийную перспективу.

И все же по сравнению с «Тайной историей» эта книга кажется слабее. Донна Тартт берет читателя фактически «измором», насыщая текст массой подробностей – их бесконечное количество (как «список кораблей» у Гомера) в конце концов переходит в качество, и роман, при всей зыбкости сюжета и характеров, оживает, впечатляет, запоминается. История, рассказанная М. Л. Рио, хоть и прекрасна отсылками к Шекспиру, до его мощных трагедий явно не дотягивает. Это мелодрама – автор концентрируется на описании запутанных любовных и дружеских связей персонажей, сами герои при этом выглядят бледно, их переживания и мысли заурядны (хоть автор и привлекает Шекспира в помощники). Лишь в самом конце Оливер задает любопытный вопрос: «Вы бы изменили финал [“Ромео и Джульетты”], если бы могли? Что, если бы Бенволио вышел вперед и сказал: ”Я убил Тибальта. Это я”». Думается, что настоящие поклонники Шекспира ни за что бы на захотели предотвратить трагедию. А вот студенты Деллакера к трагедии не готовы. И потому в романе М. Л. Рио, в отличие от «Тайной истории», будет юридическое наказание за преступление, а в финале даже замаячит свет счастливой любви. Шекспироведам эту книгу не стоит читать, а вот поклонникам dark academy «Словно мы злодеи» - зайдет хорошо.

Книга в библиотеке скоро появится, а пока можно ее запросить в ЛитРесе. Пройдя регистрацию в отделе электронных ресурсов Белинки, вы можете читать многие электронные книги с этого ресурса бесплатно.

***

Обзор подготовила Анна Кузьмина, вед. библиотекарь отдела культурных программ Библиотеки Белинского (Екатеринбург).