Эту живописную, запоминающуюся ограду на Садовой-Черногрязской улице, я уверен, знает большинство москвичей. А вот усадьба, что скрывалась за гранитной стеной, недостаточно хорошо известна. Её как следует не разглядеть ни отсюда, ни с противоположной стороны.
На улицу выходит лишь ограда с мордами рыкающих львов и неширокие фасады двух флигелей. Сам же усадебный дом имеет адрес по Хоромному тупику и стоит глубоко внутри закрытой и хорошо охраняемой территории.
Усадебный комплекс из главного дома и нескольких флигелей и служб выстроили…
…Для мецената, деятеля культуры и просвещения Сергея Павловича Дервиза
Его отец, концессионер и строитель железных дорог Павел Григорьевич фон Дервиз умер, когда юноше было восемнадцать. После его кончины в 1881 году Сергей Павлович вернулся из Европы, где провел большую часть детства, в Россию.
По достижении двадцати одного года – возраста, дающего право полновластно распоряжаться своей частью наследства, он решил заняться благотворительностью и принялся жертвовать крупные суммы. Но не вполне обдуманно, об чем даже Надежда Филаретовна фон Мекк писала Чайковскому:
«…все эти расходы делаются за счёт этого несчастного Сергея Дервиза, и что его тот господин, который устраивается на его счёт, доводит до разорения…»
Через еще два года Сергей Дервиз заказал архитекторам Василию Герасимовичу Залесскому и Николаю Михайловичу Вишневецкому строительство усадьбы в Хоромном тупике. Сейчас она располагается буквально в паре сотен шагов от южного вестибюля станции метро Красные ворота, но и оттуда видна лишь стена флигеля, а сама территория закрыта для сторонних посетителей.
Начатое в 1886-м строительство усадьбы окончилось в 1889 году.
Ограду же, которой я всегда любуюсь, проходя или проезжая мимо, выстроил, правда уже для другого владельца усадьбы, в 1909-1911 году архитектор Николай Николаевич Чернецов.
(7 фото)
А вот оформлением интерьеров в главном доме и флигелях занимался…
…Не кто иной, как молодой Франц-Альберт Шехтель
На тот момент его пока еще знали под этим именем. Федором Осиповичем гений модерна и прекрасный рисовальщик станет значительно позднее.
- К слову сказать, Шехтель же выстроил для Сергея Павловича еще и роскошную усадьбу в селе Кирицы Рязанской области, а также Старожиловский конный завод в готическо-византийском стиле в полусотне километров от Рязани для его брата Павла Павловича.
И тот же самый Шехтель выстроил в усадьбе служебный флигель – тот, что примыкает к усадебной ограде слева.
(5 фото)
Весь комплекс имения коллектив зодчих исполнил в эклектике, с явными веяниями итальянского ренессанса. Фасады облицевали гранитом и оформили крупным рустом, окружив львиными масками.
А интерьеры Федор Осипович украсил живописными панно и золоченой лепниной по стенам и потолку. Дервизы, как о них рассказывают, в принципе всегда отличались несдержанностью и страстью к роскоши. В Европе за это их даже недолюбливали.
Сергей Павлович, личность известная, бывший одним из учредителей Русского торгово-промышленного банка, уездным предводителем дворянства, членом нескольких ученых обществ, почетным попечителем Рязанской мужской гимназии и почетным блюстителем женской гимназии, в Москве взял на себя руководство делами отца, но вел их не слишком удачно.
Чтобы поправить положение, большую часть собственности заложили, пришлось продать и роскошную Кирицкую усадьбу. А в 1908 году он снова покинул Россию, теперь уже навсегда, и вернулся во Францию.
Московскую же усадьбу Сергей Дервиз продал еще раньше, в 1903 году. Покупателем стал благотворитель и коллекционер западноевропейской и русской живописи, предметов старины и произведений искусства, директор страхового общества «Якорь» Лев Константинович Зубалов (или по документам Леван-Иосиф Зубалашвили).
(6 фото)
Как раз Зубаловы и заказали Николаю Чернецову выстроить ту замечательную гранитную ограду со стороны Садового кольца.
Зубаловы-Зубалашвили прожили в усадьбе до 1918 года. Но…
…Вопреки ожиданиям и стереотипам, усадьба не была национализирована
Ее в 1918-м Ольга Ивановна Зубалова, вдова на тот момент уже покойного Льва Константиновича, по согласию с сыном Львом Львовичем подарила вместе с громадной коллекцией мужа Румянцевскому музею. И в течение нескольких лет усадьба успела побывать филиалом музея.
(7 фото)
В 1920-х годах музей переехал из усадьбы, а вместо него здесь расположилось Техническое Бюро ВСНХ. А начиная с 1941-го – Институт электромеханики, который, в составе Роскосмоса, пребывает здесь до сих пор.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал статью до конца. Очень нуждаюсь в ваших комментариях и лайках, а также в репостах статей в ваших любимых соцсетях.
Если вы хотите финансово поддержать развитие канала, это можно сделать, оформив Премиум-подписку, пройдя по ссылке: https://dzen.ru/secret_photograph?tab=premium
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!