Найти в Дзене

Картина «Роковой выход». Случай в старом цирке

Картина «Роковой выход» лишь недавно была извлечена из запасников Ярославского художественного музея. Но уже успела занять достойное место в экспозиции. Заметил, что посетители надолго задерживались перед полотном, с большим интересом изучая персонажей. Жанровая сцена, изображенная художником Михаилом Ивановичем Игнатьевым (1870-1934), полна предельного драматизма. Красивые сильные люди - воздушные акробаты – пытаются спасти своего товарища, сорвавшегося с трапеции. Один из гимнастов рукой зажимает рану на груди потерпевшего. Но тщетно: жизнь его покидает. «Рыжий» клоун с отчаянием всматривается в гаснущий взор друга. Танцовщица, прибежавшая с цирковой арены, в ужасе схватилась за голову. А в руке клоунессы замер стакан с водой – как видно, он уже не понадобится. Гимнаст, стоящий за креслом, будто сокрушенно произносит: «Вот такие дела, ребята-акробаты». Особенное внимание привлекает стройная девушка-акробатка, стоящая справа. Она вся оцепенела от горя. Лицо у неё трагичное – возможно,

Картина «Роковой выход» лишь недавно была извлечена из запасников Ярославского художественного музея. Но уже успела занять достойное место в экспозиции. Заметил, что посетители надолго задерживались перед полотном, с большим интересом изучая персонажей.

Жанровая сцена, изображенная художником Михаилом Ивановичем Игнатьевым (1870-1934), полна предельного драматизма. Красивые сильные люди - воздушные акробаты – пытаются спасти своего товарища, сорвавшегося с трапеции. Один из гимнастов рукой зажимает рану на груди потерпевшего. Но тщетно: жизнь его покидает.

М.И. Игнатьев. Роковой выход. 1901. Собрание Ярославского художественного музея
М.И. Игнатьев. Роковой выход. 1901. Собрание Ярославского художественного музея

«Рыжий» клоун с отчаянием всматривается в гаснущий взор друга. Танцовщица, прибежавшая с цирковой арены, в ужасе схватилась за голову. А в руке клоунессы замер стакан с водой – как видно, он уже не понадобится.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Гимнаст, стоящий за креслом, будто сокрушенно произносит: «Вот такие дела, ребята-акробаты».

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Особенное внимание привлекает стройная девушка-акробатка, стоящая справа. Она вся оцепенела от горя. Лицо у неё трагичное – возможно, несчастный гимнаст был её возлюбленным.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

В целом, полотно ярко отражает внезапную смену настроений – от праздничного оживления, царящего в цирке, с раскатами хохота и громом оваций - к гнетущему ожиданию неизбежного исхода.

Хотя, далеко не все персонажи полны участия и сопереживания. Хозяин цирка – человек в цилиндре и черном фраке – явно торопит, жестом указывая на арену: «Антре! Заканчивайте скорее, публика ждет продолжения»!

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Демонстративно отстранились от происходящего два господина, стоящие слева. Они будто расчётливо прикидывают: «А как думаешь, смогут ли гимнасты дальше выступать без NN? – Он был у них центровым».

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Любопытен предмет наподобие меча или навершия римского копья, брошенный возле бочки. Может, акробаты использовали в номере заострённые клинки? Нет, это вряд ли, слишком опасно! Однако художник зачем-то сделал на мече особый акцент, вынеся его на первый план полотна. И рана на груди налицо.

Буду признателен читателям за версии по этому поводу

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Имя создателя полотна, художника М.И. Игнатьева сегодня изрядно подзабыто. В музеях хранятся не более десятка его работ. Меж тем, до революции его картины пользовались большой популярностью: часто репродуцировались в журналах и газетах, тысячными тиражами издавались в виде литографий и открыток. Из его произведений сейчас наиболее известны полотна «В часы досуга» (1915), «А жизнь так хороша» (1916), «В питомки».

М.И. Игнатьев. Утро. Вырезка из журнала «Нива». Рубеж 19-20 вв. Собрание ГИМ https://catalog.shm.ru/entity/OBJECT/6279915
М.И. Игнатьев. Утро. Вырезка из журнала «Нива». Рубеж 19-20 вв. Собрание ГИМ https://catalog.shm.ru/entity/OBJECT/6279915

Учился Игнатьев в Московском училище живописи, ваяния и зодчества по классу А.Е. Архипова и Н.А. Касаткина. Затем окончил Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. Картина «Роковой выход» была дипломной работой Игнатьева, за которую в 1901 году он удостоился звания художника. При Советской власти мастер преподавал рисование в школах и техникумах Ленинграда, участвовал в ряде выставок.

М.И. Игнатьев. В питомки (сцена передачи незаконнорожденного младенца в приёмную семью). Почтовая карточка нач. 20 в. https://stkupavna.anumis.ru/auc211/id792137/
М.И. Игнатьев. В питомки (сцена передачи незаконнорожденного младенца в приёмную семью). Почтовая карточка нач. 20 в. https://stkupavna.anumis.ru/auc211/id792137/

Конечно, показанная картина «Роковой выход» далеко не шедевр: живопись её слишком графична, лишена фактурности и глубины пространства. Но сильной стороной полотна является слаженная и чётко выверенная драматургия сюжета.

Сегодня подобной ясности композиционного строя остро не хватает отечественному кинематографу. Почти всё фильмы, которые видел в последнее время, представляют собой россыпь эпизодов, не связанных в единое целое. И как результат, экранное повествование протекает сбивчиво и невнятно. И чем дальше, тем меньше цепляют новинки экрана.

Картина же Игнатьева представляет собой захватывающую новеллу: с роковыми страстями, героями и злодеями, холодным бездушием и беззаветной любовью.

Наглядное впечатление о цирковом номере, прерванном роковым случаем, даёт показанная ниже цветная литография. Персонажи одеты в похожие жакеты «болеро»

Старая литография «Воздушные акробаты» https://commons.m.wikimedia.org/wiki/File:Five_male_trapeze_artists_performing_at_a_circus,_1890.jpg
Старая литография «Воздушные акробаты» https://commons.m.wikimedia.org/wiki/File:Five_male_trapeze_artists_performing_at_a_circus,_1890.jpg