В статье о романе Мюссо "Девушка из Бруклина" я уже немного упоминала о том, как я начала читать роман Решада Нури Гюнтекина "Королёк - птичка певчая". Кратко охарактеризую всю историю моих взаимоотношений с турецкой культурой.
Я слышала название "Королёк - птичка певчая" в детстве. Тогда, не вникая в детали, я провела для себя ассоциации, что "это" - нечто вроде индийских фильмов (да, не судите строго ребёнка), и смотреть это не хотела.
За период школьного и университетского обучения с турецкой литературой (и культурой вообще) я не соприкасалась ни разу. Опубликовала уже все списки обязательных для изучения на филфаке произведений в отдельной подборке. Гюнтекина там нет.
Впервые на моем канале о Гюнтекине речь зашла около полугода назад, когда я опубликовала статью "Книги, которые ВСЕ читали, а я нет".
Там в комментариях Мария, одна из моих давних подписчиц и собеседниц, упомянула об этом романе как о части "священной троицы любовных романов".
Но и тогда эта книга особого внимания во мне не вызвала. Я её записала себе и забыла: сколько ещё всего мне надо и без Гюнтекина прочитать!
А потом я вдруг летом начала смотреть турецкие сериалы (эту историю вы прекрасно знаете). Под первым видео об этом один из моих подписчиков упомянул старую экранизацию романа Гюнтекина.
В августе же я начала смотреть "Чёрную любовь" с Бураком Озчивитом, который снялся в "новой" версии "Королька...".
Вот тогда-то я и задумала прочитать роман.
Несколько недель назад я вынуждена была подключить подписку ЛитРеса для диссертации. В подписке роман "Королёк - птичка певчая" был. А потом внезапно исчез. Исчез тогда, когда я очень увлеклась и бросить не могла (на моменте, где Феридэ встречает Мунисе). Так роман сподвиг меня на покупку бумажной книги (в нашей сельской библиотеке его не оказалось). Кстати, купила я книгу Гюнтекина через Авито! Это была моя первая покупка (к слову, довольно удачная) через эту платформу. До этого, как вы знаете, я там только продавала.
Итак, спустя несколько дней ожидания я в 4 захода дочитала книгу.
Сюжет. Внимание: спойлеры! Жила-была Феридэ, юная девушка, рано потерявшая родителей. У неё был очень взбалмошный характер, за который ее прозвали Чалыкушу. А ещё у неё был мутный брат, который в какой-то момент решил на ней жениться. Феридэ кривлялась-кривлялась, потом согласилась, но когда узнала перед свадьбой, что после помолвки женишок крутил любовь с другой дамочкой, психанула и уехала куда глаза глядят. Жизнь её помотала по городам и деревням Турции, где она пыталась работать учительницей. При первых же сложностях Феридэ (сплетнях о ней, например) бросала все и летела на новой место. И всю дорогу она вела дневник, где убеждала себя, что не любит своего бывшего жениха Кямрана. Два раза она пыталась выйти замуж типа по расчёту (если точнее, чтобы "спасти" жениха или себя), была ко всем добра и, в целом, показывала себя альтруистичной особой. Под конец романа она хоронит мужа (старого доктора, с которым у неё был фиктивный брак), возвращается в дом к родственникам и воссоединяется с Кямраном, который спустя полгода после бегства Феридэ узнал, что она, согласно сплетням, крутила любовь с кем-то ещё (нет), и женился на другой, которая родила ему сына, а потом померла. Но любил он всю жизнь Чалыкушу (ага!). И когда изменял ей после помолвки, и когда женился, и когда сына делал. В общем, Кямран - идеальный объект для романтизации. Не жених/ муж, а мечта во плоти.
Феридэ тоже впечатляет. Брыкалась 10 лет, но всё равно вышла замуж за Кямрана. Сначала, будучи ещё подростком, она бегала от него. Потом, приняв предложение стать его женой, заставила любимого жениха уехать из Стамбула на 4 года - вот какая страшная любовь! А потом, узнав, что Кямран строчил любовные письма какому-то "желтому цветку", ни в чем не разобравшись, тупо улетела. Но стоило спустя 2 брака (женился Кямран, фиктивно вышла замуж Феридэ), 2 похорон их супругов, тучи разных городов и 2 детей (приемную Мунисэ Феридэ схоронила, у Кямрана остался Неджет от первого брака) рыжему Кямрану с зелёными глазами посмотреть на Феридэ, как та распустила нюни. Тому Кямрану, который разбил ей сердечко, тому, которого она всё время подкалывала (Кямран-ханым) и проклинала. Свадьба. Хэппи энд.
Кямран вот так объясняет Чалыкушу свое поведение:
"Я полюбил тебя горячо: просыпаясь, каждое утро я чувствовал, что любовь к тебе становится все сильнее. Я и стыдился этого и боялся. Иногда ты так смотрела на меня, говорила такие слова, что я впадал в отчаяние. <...> Я говорил себе: «Нет, невозможно, этот ребенок не поймет меня! Она разобьет мою жизнь!» Мог ли я надеяться, что ты окажешься такой верной и посвятишь мне всю свою жизнь, отдашь все свое сердце? <...> Я думал, это просто птичье легкомыслие, и страдал. Скажи, Феридэ, как могли уместиться в маленькой груди Чалыкушу такая глубокая верность, такая тонкая душа? <...> Ведь на свете нет таких чувств, которые не ослабевают, не стареют со временем. Я говорил: «А вдруг потом я не буду любить Феридэ, утрачу это сладостное, волшебное чувство?» Как гасят костер, боясь, что он прогорит и больше не запылает, так и я старался изгнать твой образ из своего сердца. Феридэ, в горах цветет одна трава, не помню ее названия. Если вдыхать аромат этой травы непрерывно, то человек уже ничего не ощущает… Вот так иногда, желая вновь вернуть способность чувствовать волшебный аромат, мы начинаем искать другие цветы, вдыхать другой запах, пусть то будет даже запах «желтого цветка»…"
В общем, не знаю. Возможно, другой культурный код. Другое мировидение. Но мне совершенно непонятно, почему неплохая (в общем и целом, Феридэ - очень хорошая) девушка в итоге досталась такому бесхребетному изменщику. Читая, я искренне верила, что где-то в процессе раскроется, что Кямран не изменял Феридэ, не женился на другой, что всё это роковая ошибка, а он просто не мог её разыскать и все объяснить. Нет! Мораль такова: ты можешь быть сколько угодно сильной и независимой Феридэ, которая и чужого ребёнка на себя возьмёт, и школу в глуши на ноги поставит, и чужим людям искренне поможет, но какой в этом смысл, если в юности на твоём пути встретился смазливый тюбик (так молодежь называет таких, как Кямран?), который на эмоциональных (и не только, кстати) качелях раскачал и внушил тебе неправильную модель отношений и любви, всё без толку. В итоге, ты сможешь стать "счастливой" только с ним. А Кямранчик спустя полгодика каких-нибудь снова заскучает и найдёт себе, например, "розовый цветок" или ещё какую-то чахоточную жену. А Феридэ побеснуется, ещё в какой-то деревне восстановит школу и вернётся.
Когда дочитывала, осознала, что крайне солидарна с оценкой, данной Кямрану доктором Хайруллахом:
"Знай, если она умрет в твоих объятиях, значит, она умерла от счастья.
Могу добавить, что я меньше всего думаю о тебе. Лично я бы не отдал тебе в руки даже свою домашнюю кошку. Но что поделаешь? Этим сумасшедшим девчонкам невозможно ничего втолковать. Не знаю, что их привлекает в таких пустых, бессердечных людях, как ты?"
Как-то ядовито получилось у меня, но вот такие эмоции вызвал у меня финал романа. Мне совершенно не близка история, где мораль состоит в том, что предатель, якобы морально-нравственно исстрадавшийся ("Феридэ так быстро меня забыла!"), получает прощение от "возлюбленной", которая ела землю (метафорически, разумеется), чтобы выжить.
Читалось легко, было интересно, как видите, вызвало во мне колоссальный отклик, но роман разочаровал меня просто ужасно.
Если честно, я очень рада, что прочитала роман Гюнтекина в 30 лет, а не в 15, когда "счастливый финал" истории Феридэ и Кямрана мне показался бы и правда счастливым.
Что Вы думаете об истории Феридэ? Может быть, я что-то неверно восприняла?