Самара — крупный российский город с населением около 1,2 миллиона человек, расположенный на живописном берегу Волги. Известная своими промышленными гигантами, богатыми историческими памятниками и живописными видами, Самара уже давно стала центром притяжения как для туристов, так и для тех, кто ищет перспективы для жизни и работы.
С 1987 года город может похвастаться наличием собственного метрополитена — не просто удобного способа передвижения, но и значимого символа его развития.
Идея строительства метро возникла в 70-е годы, когда Самара (в то время — Куйбышев) активно росла и развивалась, а существующие автобусные и троллейбусные маршруты уже не справлялись с потоком пассажиров. Изначально проект выглядел амбициозным: предполагалось создание полноценной сети подземного транспорта. Но, как это часто бывает, реальность внесла свои коррективы, и пока удалось построить только одну линию.
Сегодня самарское метро насчитывает всего 10 станций, а протяжённость линии составляет 12,7 километра — небольшая по сравнению с другими метрополитенами, но крайне полезная для города. Благодаря метро жители Самары могут легко перемещаться между промышленными районами и центром, избегая пробок и экономя время.
А ещё самарское метро — это настоящая городская особенность: Самара — один из восьми городов России, где вообще есть метро, что делает его уникальным элементом городской инфраструктуры.
Подробно о городах, в которых есть метрополитен я писал тут: 8 городов России где есть метрополитен. Или городов всё-таки семь?
Кстати, в Самаре все еще можно купить жетон, чего уже давно нельзя сделать в Москве.
Несмотря на повсеместное внедрение транспортных карт и бесконтактных систем оплаты, жетоны до сих пор можно приобрести в кассах станций. Они часто становятся своеобразными сувенирами для туристов и коллекционеров, которые ценят их историческую ценность.
Вагоны самарского метро — это сочетание простоты и функциональности. Несмотря на возраст подвижного состава, многие вагоны недавно прошли капитальный ремонт.
Внутри вагоны кажутся просторными, хотя они меньше своих московских собратьев. Поручни удобные, а окна большие, что обеспечивает хорошую видимость. Системы кондиционирования нет, поэтому летом бывает жарко, что типично для метро в регионах. Зато зимой работает качественное отопление.
Информационные табло обновлены: они чётко отображают текущую и следующую станции. Объявления подаются приятным голосом и слышны даже во время движения. В целом, самарские вагоны — это транспорт, который, несмотря на скромность, остаётся надёжным и практичным решением для городских жителей.
Турникеты тут оснащены системой считывания как жетонов, так и транспортных карт. С недавнего времени также появилась возможность оплатить проезд бесконтактной банковской картой.
Если сравнить с московским метро, то самарские устройства, хотя и менее новые, но вполне современные для города такого размера. За все время пребывания в городе я ни разу не видел огромных очередей или сбоев в системе — всё работает, как надо, и достаточно удобно, особенно в час пик.
В общем, Самара в плане организации проезда — это такой уютный, но вполне современный вариант московского метро.
Хотя в самарском метро всего 10 станций, каждая из них заслуживает внимания. Это не просто транспорт, а ещё и небольшая галерея под землёй. Архитектурные решения, отсылающие к советским стилям, и яркие мозаики делают каждую поездку интересной и запоминающейся.
Далее расскажу про каждую из станций.
«Юнгородок» — первая станция самарского метрополитена, расположенная в северной части города и введённая в эксплуатацию в 1987 году вместе с запуском всей линии. Станция получила своё название от района, известного в советские годы как «Молодёжный городок» или просто Юнгородок.
Это единственная наземная станция Самарского метро. Она представляет собой открытое сооружение с островной платформой и выполнена с использованием железобетонных колонн, на которых установлена крыша, облицованная красной плиткой. Это добавляет зданию особую атмосферу, простоту и утонченную индустриальную эстетику. Станция была открыта в 1987 году и стала важным транспортным узлом для жителей этого района.
«Кировская» — вторая станция самарского метрополитена. Она была открыта 26 декабря 1987 года в составе первого пускового участка самарского метрополитена. Расположенная на глубине около 8 метров, станция играет ключевую роль в обслуживании рабочих предприятий и жителей прилегающих районов.
Архитектурно станция выполнена в типовом для советского времени стиле, но с яркими акцентами. Пол отделан теплым гранитом, а стены облицованы мрамором с переходом от холодных оттенков на торцах к красновато-коричневым ближе к центру. Белоснежный свод с мягким освещением делает пространство визуально просторным. На торцах платформ расположены художественные панно из армянского туфа, символизирующие созидательный труд. Эти элементы подчеркивают связь станции с индустриальным наследием района.
Особенностью станции является ее наземный вестибюль, который в Самаре встречается крайне редко. Один из выходов станции ведет к проспекту Кирова, а другой, через подземный переход, — к железнодорожной остановке «Пятилетка». Ранее планировалось создать удобный пересадочный узел с электропоездами, но этот проект так и не был реализован. Пространство вокруг "Кировской" оживлено: рядом расположены торговые точки, жилые дома и промышленные объекты, что делает станцию популярной и востребованной
«Безымянка» — третья станция самарского метрополитена. Открытая 26 декабря 1987 года, она находится на глубине 8 метров и носит название исторического района, вокруг которого разрастался город.
Белые мраморные стены и чёрные гранитные колонны создают строгую, но выразительную эстетику. Путевые стены украшают фризы с флорентийской мозаикой, на которых изображены сцены из истории авиации — заводы, боевые самолёты и послевоенная техника. Это не просто украшение, а целая художественная летопись, подчёркивающая связь с историческим прошлым.
Станция имеет два вестибюля, которые выводят пассажиров на оживлённые улицы Победы и Ново-Вокзальную. В непосредственной близости находится железнодорожная станция Безымянка, до которой можно дойти за несколько минут.
«Победа» — четвёртая станция самарского метрополитена. Это односводчатая станция мелкого заложения, открытая 26 декабря 1987 года. Она находится под улицей Победы, на пересечении с улицей XXII Партсъезда, и служит важным транспортным узлом. Когда-то эта станция была конечной на линии, пока сеть метро не расширилась.
Оформление станции посвящено победе в Великой Отечественной войне, что нашло отражение в её архитектурных и художественных решениях. Стены облицованы красным гранитом, а своды украшены полосами из полированной стали. На путевых стенах можно увидеть изображения ордена Победы и года окончания войны — 1945. Особый шарм станции придают витражи над путями, изображающие праздничный салют. Правда, в настоящее время подсветка витражей работает лишь частично.
Выходы со станции ведут на улицы Победы и XXII Партсъезда. Здесь предусмотрены два вестибюля, но работает только один, который позволяет пассажирам попасть в город и к остановкам наземного транспорта. «Победа» остаётся одной из самых запоминающихся станций Самарского метрополитена благодаря своей тематике и выразительному оформлению
«Советская» — пятая станция самарского метрополитена и настоящий образец минималистичного советского стиля. Открылась она 31 декабря 1992 года и расположена на улице Победы. Архитекторы Ю. И. Мусатов и А. Н. Панин постарались максимально адаптировать проект к экономическим реалиям того времени, что отразилось на лаконичности дизайна станции.
«Советская» выполнена как колонная трёхпролётная станция мелкого заложения, что позволяет быстро попасть на платформу. Интерьер станции хоть и простой, но всё же имеет свои особенности: путевые стены облицованы розовым и красным мрамором, а пол украшен серым гранитом. На станции два выхода, но один из них сейчас не используется и закрыт.
Уникальная деталь — рельефное панно из туфа, символизирующее 15 республик СССР, которое располагается над лестничным сходом.
Расположение станции также удобно для жителей и гостей города. Отсюда можно быстро добраться до остановок наземного транспорта на улицах Победы и Гагарина. Несмотря на сравнительно небольшой пассажиропоток, станция играет важную роль в транспортной системе Самары, обеспечивая связь между крупными районами города.
«Спортивная» — шестая станция самарского метрополитена. Открыта 25 марта 1993 года и расположена на глубине всего 8 метров, что делает её типичным представителем станций мелкого заложения, характерных для города.
Интерьер станции выдержан в спортивной тематике: на путевых стенах красуются мраморные мозаики с изображениями различных видов спорта. Это и хоккей, и гимнастика, и водное поло — такой декор придаёт станции динамичный и современный облик. Колонны и боковые стены облицованы светло-серым мрамором, а пол выложен гранитом разных оттенков. Архитектурные решения станции можно назвать простыми, но они органично сочетаются с её общей концепцией.
Станция имеет один вестибюль и выходы в город через подземные переходы на улицы Юрия Гагарина, Карбышева и Энтузиастов. С момента открытия и до завершения строительства станции «Гагаринская» «Спортивная» была конечной станцией на линии.
«Гагаринская» — седьмая станция самарского метрополитена и одна из самых символичных станций Самарского метрополитена, посвящённая легендарному первому космонавту Юрию Гагарину. Она открылась 26 декабря 1993 года и находится на пересечении улиц Гагарина и Московского шоссе. Станция расположена на глубине около 8 метров и входит в число четырёх станций Самары, оборудованных эскалаторами.
Дизайн станции полностью отражает космическую тематику. Стены путевых тоннелей украшены мозаичными панно, изображающими сцены полётов и звёздные мотивы. Платформа выполнена в светлых тонах, создавая ощущение воздушности и простора. Пол выложен серо-голубым гранитом, который визуально усиливает космическую атмосферу. Особое внимание привлекают потолочные светильники, напоминающие сияние звёзд.
Рядом со станцией находится крупный жилой массив и торговые комплексы, что делает станцию удобной для повседневного использования.
«Московская» — восьмая станция самарского метрополитена.
Одна из самых стильных и примечательных станций города. Открытая в 1987 году, она расположена на глубине 16 метров и является колонной станцией мелкого заложения. Расположение станции особенно выгодно: рядом находятся крупные транспортные узлы, торговые центры и административные здания, что делает её одной из самых загруженных станций метро
Дизайн станции выполнен в классическом стиле. Путевые стены облицованы белым мрамором, который дополнен золотисто-розовым фризом и чёрным цоколем.
Полы выложены комбинацией серого и красного гранита, а колонны украшены коричневым гранитом, что придаёт станции элегантный и в то же время строгий вид. Освещение организовано за счёт плафонов, встроенных в арочный потолок, которые создают мягкий свет и приятную атмосферу.
Интересной особенностью «Московской» является задел под переход на будущую вторую линию метро, который до сих пор не реализован. Эта «лестница в никуда» привлекает внимание и символизирует надежду на развитие самарского метрополитена.
«Российская» — девятая станция самарского метрополитена.
Это колонная станция мелкого заложения с береговыми платформами, открытая в 2007 году. Её проектное название — «Проспект Ленина», что отражает центральное расположение в Октябрьском районе города. Станция соединяет важные транспортные узлы и обеспечивает выход на проспекты Ленина, Масленникова, улицу Луначарского и другие значимые магистрали. Строительство началось ещё в 1992 году, но из-за финансовых трудностей открытие неоднократно откладывалось.
Интерьер «Российской» выдержан в традиционном советском стиле, который отличается простотой и функциональностью. Стены станции отделаны мрамором светлых оттенков, что делает пространство светлым и просторным.
Что делает «Российскую» особенной, так это её размеры. Это самая длинная станция в самарском метрополитене, её протяжённость превышает 120 метров. Этот факт связан с техническими особенностями возведения: на этапе строительства было принято решение удлинить станцию вместо сноса старых конструкций. Несмотря на такие масштабы, часть платформы остаётся недоступной для пассажиров, так как второй вестибюль до сих пор не открыт.
«Алабинская» — десятая и последняя станция самарского метрополитена. Её строительство началось ещё в 2008 году, но открыть её удалось только в конце 2014-го, а для пассажиров станция стала доступна с 1 февраля 2015 года. Это колонная трёхпролётная станция мелкого заложения, глубина которой составляет около 12 метров. Она расположена в самом центре города, на пересечении улиц Ново-Садовой и Осипенко, что делает её удобной для тех, кто работает или отдыхает в центральных районах.
Архитектурное оформление «Алабинской» выдержано в классическом стиле, навеянном эпохой XIX века. Путевые стены и колонны облицованы светлым мрамором, а цоколь колонн украшен красным гранитом. Пол станции выполнен из светлого гранита с тёмными декоративными вставками.
Изюминкой дизайна являются кованые светильники, стилизованные под уличные фонари той эпохи. Освещение на платформе дополняется светодиодной закарнизной подсветкой, создающей мягкую и уютную атмосферу.
Название станции выбрано в честь Петра Владимировича Алабина — почётного гражданина Самары, государственного и общественного деятеля. Однако её уникальность не только в оформлении, но и в том, что поезда здесь ходят в реверсивном режиме из-за отсутствия второго пути. Это создаёт ограничения на интервал движения — около 10 минут, что выделяет «Алабинскую» среди других станций Самарского метро
Еще одной удивительной особенностью Самарского метрополитена является то, что он хоть и медленно, но развивается. В проекте 2 станции. Местные жители подтверждают этот факт, а в интернете размещена вот такая информация, по этому поводу:
Станция «Театральная» готова уже на 70%. Сейчас там идет монтаж инженерных систем, а на отдельных участках выполняется обратная засыпка. В начале конце 2024 года планируется завершить обустройство монолитных конструкций. Также осенью рабочие закончат кирпичную кладку в вестибюлях.
У «Театральной» будет два вестибюля и четыре выхода по обе стороны дороги. На станции обустроят три этажа: подвал, платформа и техэтаж. В большинстве помещений сейчас идут отделочные работы. Дизайн станции будет связан с названием и местом, рядом с которым она находится, — театром оперы и балета имени Дмитрия Шостаковича. Колонны и стены отделают панелями сотового алюминия, а пол будет из гранита.
В настоящее время рабочие трудятся в левом перегонном тоннеле на глубине более 20 метров. Его длина составит 1640 метров, пока пройдено 300. В районе Самарской площади шит опустится до отметки в 30 метров — это самое глубокое место производства работ. После того, как комплекс дойдет до пересечения улиц Ново-Садовой и Полевой, стартует проходка правого перегонного тоннеля. Срок завершения — октябрь 2025 года.
Каждая станция метро в Самаре рассказывает свою историю и отражает дух города. Метрополитен с одной линией и десятью станциями стал важной частью жизни самарцев, помогая им преодолевать расстояния и избегать пробок на дорогах. Несмотря на небольшую протяжённость, система метрополитена продолжает развиваться и адаптироваться к потребностям местных жителей.
А вы бывали в Самарском метро? Пишите, если есть что сказать по этой теме.
Читайте так же другие мои статьи про метрополитены нашей страны:
Топ 5 самых красивых станций Питерского метро. Прогулялся по ним ночью, когда здесь почти нет людей
Как выглядит третий по количеству станций метрополитен в России
45 станций московского метро, которые являются объектами культурного наследия России
5 главных отличий Питерской подземки от Московской
Будет ли Екатеринбурге вторая ветка метро? Пять фактов о первом метрополитене Урала
8 городов России где есть метрополитен. Или городов всё-таки семь?