Давно ждала этот фильм. Смотрела на одном дыхании. Кажется, я давно уже знаю, что Кейт Уинслет актриса невероятного таланта и красоты, но все равно каждая новая работа завораживает. Её Ли прекрасна. Умная неординарная талантливая сильная женщина. Говорить о фильме, как о кинобиографии не совсем верно, нам показан небольшой фрагмент жизни этой удивительной женщины: предвоенный период, период войны и несколько лет после войны, все вместе не более 10 лет.
До фильма я не знала о существовании Ли Миллер. Начав смотреть, поняла, что мне сначала самой надо разобраться кто такая Ли, составить свое представление, а затем сравнить с работой режиссера и актрисы. В интернете не мало материалов, посвященных разным жизненным периодам Ли Миллер. Часть авторов восхищаются ей, часть рассказывают о ней нелицеприятные вещи, при этом не являясь свидетелями описываемых событий и не ссылаясь на какие-либо авторитетные источники. Я для себя решила опираться на информацию, исходящую от сына и близких друзей Ли, все остальное я предпочитаю считать слухами и неправдой. В сети есть воспоминания старшей внучки Ли Эмми о том, как после смерти бабушки они нашли её архив на чердаке в её доме. В нем были дневники и фотографии. Далее единственный сын Ли - Энтони Пенроуз начал работать над книгой о матери и создал Фонд Ли Миллер собирая и объединяя в экспозицию вещи, фотографии и картины, имеющие отношение к ней и к её жизни. Выставка проходила во многих городах и к открытию очередной из них Энтони читал лекцию о своей матери и, к моей великой радости, это видео есть на Ютубе. С удовольствием посмотрела, получила ответы на возникшие у меня вопросы. В частности, у меня не осталось никаких сомнений в том, что Энтони очень любит свою мать, восхищается ею, боготворит, несмотря на заверения некоторых проходимцев в обратном. Энтони написал книгу «Жизнь Ли Миллер», я её заказала, но ещё жду доставку. Поэтому пока в своем суждении опираюсь на его лекцию, разрозненные интервью и воспоминания старшей внучки Ли.
Тема обнаженной женской груди. Буквально в самом начале фильма мы с удивлением становимся участниками не совсем понятного перфоманса. Ли накрывает в саду на свежем воздухе завтрак для своих многочисленных богемных друзей и внезапно снимает блузку и оказывается за общим столом топ-лесс. Если не знать контекста, то это смотрится вызывающе странно и даже неуместно. В разговоре с друзьями она упоминает бесчисленные продажи ее «груди» друзьями-художниками и фотографами. Но понятным это все становится только после того, как изучишь ранние годы жизни Ли, её деятельность как модели и начинающего фотографа. Бесчисленные фотосессии и портреты топ-лесс. Её грудь считали идеальной по форме настолько, что один из известных модных домов выпустил бокалы в форме груди Ли Миллер. В какой-то момент Ли достало это овеществление самой себя и части своего тела и она, будучи уже фотографом Vogue, была допущена в операционную, где проводилась мастэктомия и одной ей известным способом уговорила хирурга отдать ей то, что было удалено. Далее она сервировала стол и положила на блюдо удаленную грудь, сделала фотографию и надпись «Мужчины, вам нужна от женщины только грудь?! Вот она! Ешьте!». В этом поступке вся Ли – безбашенная взрывная. Для неё не было рамок или нормы. Делала так, как чувствовала. Словом, тема обнаженной груди Ли Миллер, идет в фильме красной линией, но не хватает контекста, чтобы все могли её понять.
Фильм начинается с прихода молодого журналиста к уже пожилой Ли домой. Он просит рассказать ему о себе. Поскольку я решила сначала изучить биографию Ли, то кем является молодой человек на самом деле поняла довольно быстро. Но тем не менее финал, придуманный режиссером, настолько внезапный - просто удар в солнечное сплетение, который выбивает воздух из легких, и невольно наворачиваются слезы. Жаль, так бесконечно жаль и этого мальчика, недолюбленного своей великой мамой и эту женщину, которая не смогла, не сумела, а может не успела рассказать о себе все своему мальчику и сказать ему самое главное, как сильно она его любила. Пронзительная сцена. Браво и режиссеру и актерам! Ли – мать, это очень сложная роль для неё. Энтони родился в 1947 году в разгар посттравматической депрессии Ли. Она была совсем в плохой форме. Позже депрессия усугубилась и к ней добавился алкоголизм. Быть хорошей матерью в традиционном понимании материнства в таком состоянии невозможно. Но она справилась с собой. Сама без чьей-либо помощи поборола и пагубную привычку, и затянувшуюся депрессию. Кроме того, следует помнить, что у Ли серьезная детская травма. Виной тому насилие, которому она подверглась в 7-летнем возрасте, и последующее охлаждение к ней матери. Ли не знала, что такое материнская любовь, ласка, защита.
Фотография в ванной фюрера. Собственно вся история пребывания Ли на фронте изложена очень близко к истории, рассказанной её сыном. Думаю, сценарий писался по его книге. Весь этот ужас, который она видела там, пережила там, и долго потом не могла прийти в себя после войны. Этот страшный поезд с погибшими узниками концлагерей – тоже правда. В поезде было более 3 тысяч трупов, но именно благодаря Ли и её другу был найден один выживший – я не понимаю почему это не включили в фильм. Фотография в ванной Гитлера. Я не до конца понимаю зачем, но, возможно, мне и не надо. Это был поступок абсолютно в духе Ли, Ли – фотографа-сюрреалиста.
Ли Миллер фотограф-сюрреалист. К сожалению, из фильма этого не понятно. И её друзья фотографы, и художники, и Роланд Пенроуз – второй и последний муж – все они были сюрреалистами. Она была подругой и любимой музой Пабло Пикассо. Он был частым гостем в их с Роландом доме и дружил с маленьким Энтони. Её смелые эксперименты и в фотографии, и в искусстве коллажей тоже остались за кадром, а жаль. Собственно, в Англии последние годы своей жизни она была известна как кулинар. Ли увлеклась кулинарией в терапевтических целях – выходила из депрессии. Она побеждала во всевозможных конкурсах, в том числе международных. Собрала тысячи рецептов. Стоит ли упоминать, что её кулинарное искусство тоже было сюрреализмом – синие спагетти и все в таком духе.
Ещё Ли очень много путешествовала. Был странный брак с щедрым египтянином, который безумно её любил. Роскошная жизнь и ничего неделание быстро ей наскучили, и она вернулась в Европу. Но это значимый период в её жизни, от которого осталось много удивительных фотографий.
Чего мы не увидели в фильме? Много чего, но такова задумка автора: это фрагмент жизни Ли, который её сын собирает из материалов, найденных на чердаке. Он понятия не имел, что его мама была военным фотографом и узнал об этом только после её смерти. И дальше была проделана скрупулезная работа – восстановить места, даты, найти очевидцев услышать о своей матери от них. Конечно хотелось бы полноценной биографической картины, скорее даже сериала – с самого детства и до последнего вздоха. Это жизнь замечательной женщины, которая за свои 70 лет многое успела и чем бы она не занималась, за чтобы она не бралась во всем достигала успеха.
Я думаю, этот новый образ, созданный Кейт Уинслет, однозначно удостоят номинации на «Оскар». Иначе просто не может быть. Она проделала невероятную работу. А свой первый Оскар она получила за роль в фильме «Чтец» - роль бывшей надзирательницы фашистского концлагеря Ханны Шмиц. Вот такие разные образы и все глубокие, и проникновенные. Но, конечно, надо упомянуть и остальной актерский ансамбль. Марион Котийяр играет подругу Ли Соланж. У Марион буквально 5 минут экранного времени, но даже этого хватило, чтобы создать пронзительный образ француженки, прошедшей через застенки гестапо. Потерянные друзья Ли – это все в образе Соланж. Андреа Райсборо (это их с Кейт второй совместный проект подряд вместе с «Режимом») – главный редактор английского «Vogue» Одри Уизерс. Очень понравился созданный образ. И я понимаю почему она не напечатала эти снимки в английской версии журнала. Американская публика и английская публика очень разные. Американскую публику война почти не коснулась, а для английской публики все было ещё очень свежо. Александр Скарсгард исполняет роль последнего мужа Ли Роланд Пенроуза, отца Энтони. Хороший образ, но в этой истории он немножечко фон. Хотя… в этой истории все немножечко фон рядом с Кейт и её Ли.
Чего я не поняла. Как в российской локализации название «Lee» / «Ли» превратилось в название «Великая»? Это потому, что «ВеЛИкая»? Я просто не понимаю, как ещё это объяснить. И я представляю в какие эротические дали Ли Миллер отправила бы этих переводчиков, потому что ни тщеславия, ни нарциссического самолюбования в ней не было.