В истории России род Раевских остался как династия, верно служившая царю и отечеству на военном поприще и давшая стране несколько героев. Кроме того, Раевские были в дальнем родстве с императорской династией и князем Григорием Потемкиным.
История рода Раевских
Род Раевских имеет польско-литовское происхождения и является ветвью шляхетского клана Дуниных. Представитель одной из ветвей клана, Иван Раевский, прибыл в Великое княжество Московское в 1526 году в составе свиты князя Ф.М. Мстиславского и, как и тот, стал служить русскому великому князю Василию III. При русском дворе Раевские были стольниками и воеводами. Одна из представительниц рода, Прасковья Ивановна Раевская, ставшая в замужестве Леонтьевой, приходилась бабкой царице Наталье Кирилловне Нарышкиной и, следовательно, прабабкой Петру I.
Также к роду Раевских относился и троюродный брат царицы Натальи Нарышкиной, петровский канцлер Гаврила Головкин.
Род Раевских укреплялся и разрастался в России. Наиболее известная ветвь Раевских, прославившаяся военными подвигами, начинается от стольника Артемия Ивановича. У него было два сына, Иван и Семен, оба состоявшие на военной службе.
Младший из братьев, Семен Артемьевич Раевский, в возрасте 19 лет участвовал в Полтавской битве, служил прокурором в Святейшем Синоде, был курским воеводой и в отставку вышел в чине бригадира.
Его младший сын, Николай Семенович, был участником дворцового переворота 1762 года, в результате которого на престол взошла Екатерина II. Он был женат на племяннице князя Григория Потемкина Екатерине Николаевне Самойловой, которая в числе других родственников бездетного дядюшки получила после его кончины большое наследство. В 1771 году Николай Семенович Раевский погиб во время Русско-турецкой войны, не дожив несколько месяцев до рождения второго сына, которого в честь отца назвали Николаем и который вошел в историю России благодаря своим боевым подвигам.
Становление прославленного генерала
Будущий генерал и герой рос болезненным ребенком – сказались переживания матери из-за известия о гибели мужа. Через некоторое время она вышла замуж за генерала Льва Денисовича Давыдова и в новом браке у матери родилось еще трое сыновей. Через этот брак Николай Раевский и знаменитый партизан, гусар и поэт Денис Давыдов были двоюродными братьями.
Николай Раевский воспитывался у деда - Николая Борисовича Самойлова. На формирование мировоззрения мальчика большое влияние оказал брат его матери, Александр Николаевич Самойлов, видный государственный деятель времен Екатерины II и биограф своего дяди, князя Григория Потемкина.
Сам же Николай Раевский приходился всесильному Потемкину двоюродным внуком. Когда светлейший князь умер, Раевскому было 20 лет, поэтому он успел получить наставление он знаменитого деда:
«Во-первых, старайся испытать, не трус ли ты; если нет, то укрепляй врожденную смелость частым обхождением с неприятелем».
На военной службе
В соответствии с традициями, в три года Николай Раевский был зачислен на военную службу в лейб-гвардии Преображенский полк. К 14 годам он уже имел чин гвардейского прапорщика и приступил к реальной службе.
В 1787 году, когда началась Русско-турецкая война 1787-1791 годов, юный прапорщик Раевский добровольцем отправился в действующую армию. Он был прикомандирован к казачьему отряду, командовал которым полковник В.П. Орлов. При Раевском было предписание для его командира от Потемкина:
«... употреблять в службу как простого казака, а потом уже по чину поручика гвардии».
Казачьи отряды выполняли в основном разведывательные функции, но и в стычки с неприятелем им приходилось вступать. Юный Раевский быстро осваивал военную науку, проявлял личную храбрость. Служба в казачьем полку оказалась для Раевского хорошей школой. В 1790 году, оценив смелость, находчивость и твердость характера своего молодого родственника, Потемкин доверил Николаю Раевскому командовать Казачьим булавы Великого Гетмана полком.
В январе 1792 года Николай Раевский получил чин полковника. За участие в польской компании был удостоен боевых наград – ордена Святого Георгия 4-й степени и ордена Святого Владимира 4-й степени.
В 1794 году Николай Раевский отправился на Кавказ и, приняв командование полком, под Дербентом участвовал в битвах с персами. Со своим отрядом он дошел до реки Кура, но дальнейшее его продвижение было остановлено, а сам 26-летний полковник был неожиданно отправлен в отставку.
Женитьба и жизнь в отставке
В 1796 году, после смерти Екатерины II, императорский престол перешел к Павлу I, и он, ненавидевший все, связанное с именем и делами матери, прекратил войну, а Раевского в числе других екатерининских военачальников отправил в отставку.
Отставка Николая Раевского длилась четыре года – столько же, сколько и правил Павел I. Он уехал в имение матери и занялся его обустройством. Он много читал, изучал опыт прошлых сражений, занимался семьей.
Новая мирная жизнь помещика очень понравилась полковнику в отставке. И хотя Александр I, заменивший отца, возвратил его на службу, причем, уже в чине генерал-полковника, уже через полгода Раевский сам подал прошение об отставке. Но прозябать в деревенской тиши долго ему не пришлось.
Возвращение в строй
В Европе начались наполеоновские войны, Россия, выполняя союзнические обязательства, отправила свои войска в Европу сражаться с французской армией, и в 1807 году Николай Николаевич Раевский возвращается в действующую армию.
Он уже в звании генерал-майора, и его отправляют в Восточную Пруссию. Под его началом егерская бригада и задача ему поставлена - прикрывать авангард генерала Багратиона, старого друга Раевского. Багратион высоко ценил военный талант своего друга, и он его не подвел. С поставленной задачей Николай Николаевич справился успешно.
Раевский принимал участие во всех крупных сражениях того периода. После заключения Тильзитского мира война с Францией была окончена, но начались конфликты со Швецией и Турцией. Николай Николаевич участвовал в обоих.
24 июня 1812 года Наполеоновская армия вторглась в Россию, и генерал Раевский встал на защиту Родины. К этому моменту он возглавлял 7-й пехотный корпус 2-й армии генерала П.И. Багратиона.
С детьми против французской армии
Бой у деревни Салтановка (11 км от Могилева) является одной из самых героических страниц Отечественной войны 1812 года. По замыслу французского императора, он должен был по очереди разбить 1-ю русскую армию, возглавляемую М.Б. Барклаем-де-Толли и 2-ю русскую армию, возглавляемую П.И. Багратионом.
Обе русские армии начали движение навстречу друг к другу, чтобы объединить свои силы. Чтобы не допустить этого, Наполеон наперерез Багратиону направил корпус французского маршала Даву, состоящий из 50 тысяч человек. Даву опередил Багратиона, занял Могилев и оказался между ним и армией Барклая.
Ситуация осложнялась тем, что ни Багратион, ни Даву не имели точной информации о силах противника. И тогда Багратион отправляет корпус Раевского, состоящий из 17 тыс. человек, с заданием задержать и отбросить французов, чтобы основная часть его армии смогла выйти на прямую дорогу для соединения двух армий.
Утром 23 июля у деревни Салтановка началось ожесточённое сражение. Корпус Николая Раевского десять часов бился с пятью дивизиями Даву. Сам Раевский был ранен картечью в грудь. Наступил критический момент, русские ряды дрогнули. И в этот момент раненый Раевский см возглавил атаку. Мало того, вместе с ним в бой шли его сыновья: 16-летний Александр, который подхватил знамя у убитого воина, и 11-летний Николай, которого отец вел в бой за руку. Воодушевленные видом командира и его детей, русские солдаты отбросили французов. Даву отвел свои силы, а Раевский вывел свой корпус из боя вполне боеспособным. Обе русские армии продолжили движение навстречу друг другу.
Правда, многие считают, что то, что Раевский шел в бой с сыновьями, это легенда. Но сам Николай Николаевич, отличавшийся честностью и прямотой, писал супруге:
«Александр сделался известен всей армии, он далеко пойдет... Николай, находившийся в самом сильном огне, лишь шутил. Его штанишки прострелены пулей. Я отправляю его к вам. Этот мальчик не будет заурядностью».
О том, что Раевский,
«следуемый двумя отроками-сынами, впереди колонн своих ударил в штыки по Салтановской плотине сквозь смертоносный огонь неприятеля»,
писал и Денис Давыдов.
Этот подвиг прославил генерала, и молва о нем быстро разлетелась, поднимая народный дух.
Оборона Смоленска – новый подвиг Раевского
Не прошло и месяца, как генерал Раевский вновь продемонстрировал чудеса героизма и стойкости. Объединение русских армий должно было произойти под Смоленском, и Раевскому было поручено во главе 15-тысячного русского корпуса удерживать город до тех пор, пока к нему не подойдут основные силы русской армии. Но уже 15 августа 1812 года к Смоленску подступила французская армия в количестве 180 тысяч человек. Город сдавать было нельзя, а до подхода русских войск оставались еще сутки. И эти сутки 15 тысяч русских солдат должны были не просто устоять, но и задержать французскую армию.
За несколько часов Раевский, показав свои организаторские способности и талант военного, сумел организовать оборону Смоленска.
16 августа французы начали штурм города. Под прикрытием мощного артиллерийского огня к крепостным стенам устремилась французская кавалерия. Но русская артиллерия, значительно уступающая по мощности французской, благодаря удачно определенному для нее Раевским месту, остановила врага. Русские солдаты стойко держали оборону.
К стенам Смоленска прибыл сам Наполеон. Он приказал еще усилить артиллерийский огонь. На защитников города обрушился мощный шквал огня, но они не отступили, задержали врага, и к ночи к Смоленску подошли русские войска. И хотя через три дня русским пришлось оставить Смоленск, объединение двух армий состоялось.
О другом подвиге генерала Раевского, битве за «батарею Раевского», которая сыграла решающую роль в Бородинском сражении, о дальнейшей судьбе прославленного генерала и его семье в этой публикации:
О друге Раевского, военачальнике Петре Багратионе, здесь: