Найти в Дзене
soundtimes.ru

Г. Свиридов «Время вперёд!»: история, интересные факты, содержание

Музыка Георгия Свиридова - выдающегося композитора, которого величают титаном советского времени, хорошо знакома каждому гражданину нашей страны. Одно из его произведений ежедневно ровно в 21.00 звучит по «Первому каналу» - главному телеканалу страны и предваряет новостную программу «Время». Данная композиция, получившая поистине всенародное признание и ставшая музыкальным символом Советского государства, называется «Время вперёд!». Ранее она отождествляла всё лучшее, что было в СССР – научно-технический прогресс, авангардное искусство и передовое просвещение, однако с уверенностью можно сказать, что сегодня этот музыкальный фрагмент не потерял своей актуальности и реалистично отображает пульс стремительного движения нашей современной эпохи.

Историю создания сюиты «Время вперёд!», а также интересные факты и содержание произведения читайте на нашей странице.

История

Только к середине пятидесятых годов Свиридов стал морально восстанавливаться после разгромного постановления 1948 года, в котором его вместе с Д. Шостаковичем, С. Прокофьевым, А. Хачатуряном, Н. Мясковским объявили представителем антинародного формалистического направления, то есть проще говоря обвинили в диссидентстве. Попав в немилость, Георгий Васильевич пять лет оказался практически не востребованным: его сочинения не издавались и не исполнялись. Лишь после смерти Сталина, то есть с наступлением хрущевской «оттепели», композитор постепенно стал возвращаться к полноценной жизни, и его творчество стало получать широкое признание. Он сочинял одно произведение за другим, каждое из которых набирало полные залы слушателей. В 1960 году Свиридов за «Патетическую ораторию» получил Ленинскую премию, и стал членом правления Союза Композиторов, а 1963 году ему присвоили звание народного артиста РСФСР.

Георгий Свиридов
Георгий Свиридов

Творчество Георгия Васильевича в ту пору в основном было сосредоточено на вокально-хоровых произведениях, тем не менее он частенько обращался к инструментальной музыке, которую ради заработка писал для художественных фильмов и драматических спектаклей. Необходимо заметить, что подобные сочинения композитора не оставались без внимания общественности. Так, после того как в 1965 году Свиридов обрёл всенародное признание за музыкальные иллюстрации к фильму «Метель», снятому по одноимённой повести А.С. Пушкина, он сразу получил важный госзаказ.

В то время вся страна заблаговременно готовилась к знаменательной дате – 50-летию Великой Октябрьской Социалистической революции. На киностудии Мосфильм к этому важному событию было решено снять двухсерийный фильм «Время вперёд!», по одноимённому роману Валентина Катаева, рассказывающему о строительстве Магнитогорского металлургического комбината. Режиссура киноленты была поручена Софье Милькиной и Михаилу Швейцеру, с которым Георгий Васильевич в 1960 году работал над фильмом «Воскресенье».

Музыку к киноэпопее «Время вперёд!» композитор написал за короткий срок, и также быстро была сделана её запись, на которой партию рояля исполнил сам Свиридов. На экраны кинотеатров фильм вышел в ноябре того же года, а вскоре после этого Георгий Васильевич принял решение объединить музыкальный материал в сюиту. Свиридовский цикл, названный композитором по имени фильма, впервые был опубликован в 1968 году.

 ноты сюиты «Время вперёд!»
ноты сюиты «Время вперёд!»
 кадр из кинофильма «Время вперёд!»
кадр из кинофильма «Время вперёд!»

Интересные факты

  • «Время, вперёд!» - название фильма было заимствовано из пьесы Владимира Маяковского «Баня». Эти строки являются стихотворным фрагментом «Марша времени».
  • Фильм «Время вперёд!» рассказывает об одном майском дне времени первой пятилетки. На строительстве металлургического комбината в Магнитогорске бригада бетонщиков стремиться установить новый трудовой рекорд.
  • Георгий Свиридов невероятно требовательно относился к своему композиторскому творчеству. Иногда над расположением голосов в последнем аккорде произведения он мог размышлять настолько долго, что из-за этого партитура произведения могла месяцами быть не завершённой.
  • Композицию «Время вперёд» Свиридов написал очень быстро и о её сочинении даже бытует одна весёлая история. Все знают, как Свиридов любил рыбалку, и так увлекался этим занятием, что несмотря на срочную сдачу партитуры, он ни за что не хотел пропустить клёв. Георгий Васильевич, чтобы не опоздать на вечернюю зорьку, завёл будильник и буквально за один час написал музыку, впоследствии ставшую символом советского времени.
  • В 1985 году музыка «Время вперёд!» впервые была использована в качестве заставки новостной программы «Время». В начале девяностых годов, после распада СССР, она была заменена, но с 1994 года по просьбе телезрителей вернулась вновь.
-5
  • Музыку «Время вперёд!» часто использовали в художественных и документальных фильмах, на радио и в телепередачах, в которых затрагивалась тема первых пятилеток, индустриализации, а также рассказывалось о восстановлении страны после разрухи Великой Отечественной войны.
  • В 1977 году на одном из международных соревнований по фигурному катанию композиция «Время вперёд!» весьма эффектно использовалась нашими знаменитыми фигуристами Ириной Родниной и Александром Зайцевым.
  • Произведение Георгия Свиридова «Время вперёд!» весьма интересно звучало в аранжировке популярной в восьмидесятых годах советской рок-группы «Автограф».
  • Композицию «Время вперёд!», сделав собственную аранжировку, музыкальный продюсер Игорь Матвиенко использовал в церемонии открытия Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году.

Содержание сюиты «Время вперёд!»

Сюита Георгия Свиридова «Время вперёд!» относится к циклическим произведениям, которые впервые появились в середине девятнадцатого века и составлялись из наиболее ярких номеров опер и балетов, а также музыкальных иллюстраций к театральным спектаклям. В двадцатом веке с развитием кинематографа такие сюиты стали составляться из музыки к фильмам.

В свою сюиту «Время вперёд!» композитор включил шесть номеров: «Время, вперёд!», «Уральский напев», «Марш», «Маленький фокстрот», «Ночь», «Частушка». Они объединены единым сюжетом и отражают динамичное развитие молодой Советской страны.

  • «Время вперёд!» Для исполнения этого самого яркого фрагмента сюиты, отображающего безостановочное движение огромного механизма, композитор предусмотрел тройной оркестровый состав с обязательным включением в него фортепиано и большого количества ударных инструментов, с самыми разнообразными колористическими функциями. Пьеса, тональность которой си-бемоль минор, начинается мощным вступлением, задающим упругий ритм, впоследствии остинатно звучащий на протяжении всей композиции. Стоит отметить, что в данном произведении струнным инструментам доверена только роль сопровождения. Их подчёркнуто жесткое и скрежущее звучание достигается при помощи штриха маркато. После ярких и резких вступительных аккордов на первый план выходит фортепиано. Решительная, полная энергии тема, звучащая в низком регистре и с упругим пунктирно-синкопированным ритмом, воспринимается как партия ударного инструмента. Затем с яркими фанфарными возгласами вырывается труба. Её победная тема построена на звуках тонического трезвучия. Далее, ранее звучащий тематический материал продолжает активно динамически развиваться и подводит к эффектной кульминации.
Труба
Труба

«Время вперёд». Это одна из самых ярких и узнаваемых композиций, созданных в советское время. Мощная музыка Георгия Свиридова, иллюстрирующая героические трудовые подвиги первых пятилеток, и сегодня воздействует на слушателя так, что в душе чувствуется какой-то взлёт и создаётся впечатление, как будто стремительно несёшься вперёд, навстречу чему-то грандиозному.

Источник: https://soundtimes.ru/simfonicheskaya-muzyka/udivitelnye-simfonicheskie-proizvedeniya/georgij-sviridov-vremya-vperjod