Историки российского кооперативного движения часто указывают на то, что первым российским потребительским кооперативом стала т.н. БОЛЬШАЯ АРТЕЛЬ, созданная в Читинском остроге в 1827 году сосланными туда офицерами - участниками восстания на Сенатской площади 14 (26) декабря 1825 года и восстания Черниговского полка с 29 декабря 1825 года (10 января 1826 года) по 3 (15) января 1826 года.
Т.е. «декабристами».
С формальной точки зрения возразить им трудно.
Устав БОЛЬШОЙ АРТЕЛИ (далее по тексту БА), несомненно, является первым в российской истории письменным сводом правил, регламентирующих функционирование потребительского кооператива.
Но…
Учёные, рассматривающие различные в т.ч. и теоретические аспекты истории функционирования БА в суженых рамках опоры на материальные и документированные источники, неизбежно делают однобокий вывод о том, что теоретической основой Устава БА являются современные декабристам идеи Роберта Оуэна (англ. Robert Owen; 14 мая 1771 — 17 ноября 1858) и Шарля Фурье (фр. François Marie Charles Fourier; 7 апреля 1772 — 10 октября 1837).
При этом с удовольствием упоминают о факте знакомства Великого князя Николая Павловича с идеями Р.Оуэна в конце 1816 года.
Великий князь Николай Павлович – будущий Император Николай I – злейший враг и гонитель авторов Устава БА…
Рассматривая же историю российской кооперации (артелей, потребительских кооперативов, товариществ по совместной обработке земли и т.д. и т.п….) в контексте всей полноты исторических фактов, заострим своё внимание на одном из них – авторы Устава БА были офицеры, постоянно, по роду службы, общавшиеся с рядовыми солдатами.
ФАКТ ПЕРВЫЙ.
В начале XIX в.
Рядовой состав Русской Императорской Армии на 99.9% рекрутировался из крестьян.
ФАКТ ВТОРОЙ.
Весь рядовой и унтер-офицерский (произведены в это звание из рядовых) состав Русской Императорской Армии в XIX в. обеспечивал свои ежедневные насущные потребности посредством объединения в (по современному это можно назвать потребительским кооперативом) т.н. артели (30-50- может немного больше военнослужащих в каждой).
Учитывая уровень грамотности (самый невысокий) с одной стороны и неприятие в любой армии каких либо писаных отношений помимо уставных, с другой - каких либо документальных следов таких артелей мы не найдём.
Однако, о несомненном факте повсеместного существования оных мы можем прочитать в безоговорочно авторитетных литературно-исторических произведениях.
Примеры.
А.П. Ермолов «Записки русского генерала». А.Н. Толстой «Хаджи-Мурат».
Оба автора, кстати сказать – офицеры Русской Императорской Армии.
Следовательно, мы не погрешим против истины, сделав вывод о теоретических так сказать «корнях» Устава БА уходящих в самую глубь как минимум тысячелетней (к XIX веку) истории русского народа в широком смысле и его основной части - русского крестьянства.
ИТАК, задача данной лекции - рассмотрев историю артельного (по современному – кооперативного) движения, определить перспективы его развития в XXI веке.
Для начала совсем немного философии.
Стоит определиться: а что такое артельная, или иными словами кооперативная модель функционирования некого абстрактного коллектива, каждый член которого является экономическим субъектом.
Вспомним классическое определение термина «экономика» Аристотелем.
<<Экономика (экономия), по Аристотелю, это создание «истинного богатства», накопление потребительских стоимостей.
Эта деятельность удовлетворяет насущные жизненные потребности человека. Экономика как наука представляет собой изучение путей развития хозяйства, создающего потребительские стоимости>>.
Экономике Аристотель противопоставлял т.н. <<хрематистику>> – искусство «делать деньги», искусство использовать и распоряжаться имеющимся, накапливать денежные богатства посредством крупных торговых сделок, перепродажи, спекуляции, ростовщических, т.е. кредитных операций.
Любой, хоть немного знакомый с реальным бизнесом человек, согласиться, что для начала всякого экономического процесса потребна концентрация ресурсов (сейчас мы чаще это называем термином «первоначальный капитал» или просто «капитал»).
Так вот, способ концентрации ресурсов для осуществления экономических процессов, используемый любой артелью (по современному – кооперативом) мы в нашей лекции будем называть солидарным способом накопления капитала.
Я думаю, слушатели лекции согласятся с моим следующим тезисом: в современной действительности прямая концентрация личных сбережений используется нечасто.
Слушатели данной лекции именно и обучаются на спецкурсе «ПРАВОВЫЕ, ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ», чтобы узнать практические пути подобной прямой солидарной концентрации капитала для осуществления экономических процессов.
Гораздо чаще в современной нам действительности индивидуальные ресурсы (сбережения) концентрируются с помощью посредников (банков или иных финансовых организаций), которые сразу же переводят эти ресурсы в кредитные деньги для формирования первоначального капитала (или просто капитала).
Нетрудно сделать вывод, что большинству современных экономических субъектов доступ к капиталу обходиться дороже, если сравнить с немногочисленными экономическими субъектами, пользующимися солидарным способом накопления капитала.
1.Русь и Крестьянская община.
Все, сколько-нибудь знакомые с Российской историей согласятся с тем, что артельность, иными словами кооперативное начало являлось основой повседневной жизни России на протяжении тысячи лет её изученной истории с IX по XIX в.в. н.э.
Крестьянская община давала возможности земледельцам (основным экономическим субъектам России) по кооперированию и координации действий и трудовых ресурсов малых хозяйств, смягчала пагубное действие климата в неурожайные годы за счёт коллективной организации труда, взаимопомощи и распределении запасов продовольствия между всеми членами общины.
В некоторой степени, община защищала мелкого хозяина, коллективно выступая со своими интересами перед Государством и его представителями на местах: дворянством и чиновниками. Государство, в свою очередь, было крупнейшим потребителем и экспортером товаров и продуктов крестьянских хозяйств.
Заметим, что Россия как государство в период с образования («Рюрикова Русь») до конца XVII века отличалась некоторым неизменным набором специфических экономических особенностей.
- Уникальная система ближних и дальних коммуникаций по немыслимому переплетению бесчисленных рек, позволившая приобрести в эпоху низких скоростей неохватную территорию, ставшую кладовой ресурсов и для роста внутрироссийской экономики и для международной торговли.
- Специфическая структура импорта товаров для государственных (в основном, военных и церковных) нужд: высококачественное железо и железные изделия прежде всего военного назначения, серебро для обеспечения денежного оборота (чеканка монеты), цветные металлы прежде всего для военных нужд, а впоследствии химические материалы для пороховой промышленности, кони, высококачественные ткани, а также вино как составная часть Православной церковной службы (Причастие по православному обряду).
- При этом, подавляющая часть населения (крестьяне) с одной стороны были всегда носителями артельного, общинного образа жизни, а с другой стороны не производили продукцию, излишки которой (иными словами, налоги) Государство могло бы экспортировать в обмен на критически важный импорт.
Важное примечание.
Зерновые как предмет экспорта из России до появления сначала южнорусских портов, а вскоре и железных дорог никто всерьёз не рассматривал.
С другой стороны, внутри России производилось достаточное количество зерновых для концентрации в руках Государства (которое в Русской истории практически всегда проявлено как основной актор внешнеторговых отношений) излишков, превышающих продовольственные потребности населения.
При этом, климатические и почвенные особенности территорий коренной России (без южных чернозёмов, земель южного Поволжья и южного Приуралья, введённых в сельскохозяйственный оборот в XVIII веке) предполагали только крайне специфические агрикультурные приёмы повышения урожайности.
Эти приёмы требовали коллективной, артельной концентрации и координации труда.
Практические неисчерпаемые запасы леса давали возможность, за счёт подсечно-огневого земледелия в 2.5 – 3 раза повысить среднестатистическую (исходя из климатических факторов) урожайность зерновых.
Сошлюсь на сведения из: «Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса» (2001 ISBN 5-86004-131-4) автор – академик Леонид Васильевич Милов
«Русское крестьянство перед закрепощением» автор – Александр Львович Шапиро (Л. ЛГУ., 1987)
- Специфическая структура Российского экспорта (наверное, никто не будет оспаривать тезис, что основным экспортёром было Государство) в период с образования («Рюрикова Русь») до конца XVII века так же практически неизменна в своей номенклатуре – меха (и в Европу и на Ближний и Средний Восток), воск (сырьё для обрядовых свечей в храмах Европы), «рыбий зуб» на Ближний и Средний Восток (моржовые клыки, в огромных количествах собираемых на побережье Северного Ледовитого океана). Всё это заготавливалось артелями («ватагами») «промышленников» (промысловиков, землепроходцев), которые критически зависели от поставок продовольствия, а к середине XVI века и огнестрельного вооружения, и боеприпасов.
В XVII веке скачкообразно увеличился экспорт в Англию и Голландию пеньки для судовых канатов.
При этом, артели по выделке пеньки, не могли уделять достаточного времени зерновому хозяйству и, понятное дело, нуждались в централизованных поставках продовольствия.
Мы видим, что многочисленные саморегулируемые экономические объединения (крестьянские общины, артели и «ватаги» «промышленников» в период с образования Русского государства («Рюриковская Русь») до конца XVII века обеспечивают все потребности как населения, так и Государства. При этом, в экономических процессах в России безусловно доминирует государственное финансирование капитала и широко присутствует солидарный способ концентрации первоначального капитала, позволяющий легко переключаться в (назовём их так) «неаграрных» районах с зернового производства на высокопродуктивную и создающую огромную прибавочную стоимость, высокодоходную промысловую деятельность – будь то бортничество или добыча пушнины, рыбная ловля или солеварение.
При этом, исторические исследования не выявили в экономике России того времени никаких признаков присутствия банковского капитала (отсутствуют экономические субъекты по типу Компании Гудзонова залива, Английской Ост-Индской компании, Компании Южных морей и т.п)…
Заметим при этом, что эффективность Российских экономических проектов - современных экономическим проектам Компании Гудзонова залива и Английской Ост-Индской компании впечатляет.
Пример: поход частной военной компании купцов Строгановых под командованием Ермака Тимофеевича за Урал состоялся в 1582-85г.г.
Проходит 70 лет и происходит один из первых эпизодов борьбы между промышленниками, добывающими соболиный мех (поддержаны всеми доступными на том технологическом уровне развития ресурсами Русского царства) и Цинским Китаем за Приамурье – т.н. <<осада Кумарского острога>> в 1655 г.