Найти в Дзене

Апорт Алма-Атинский. Не заслужено забытый сорт яблок

Апорт Алма-Атинский. Не заслужено забытый сорт яблок Здравствуйте! хочу рассказать историю создания знаменитого Апорта Алма-Атинского! начну из истории того времени, что было, кто его создал, что бы будущее поколение не забыло. Потому что и сам апорт становится редкостью. Вытесняют эти яблоки современные Европейские сорта. Я сам родом из города Талгара что в 20 километров от Алма-Аты. До революции этот город назывался - Верный, город Талгар, Станицей Софийской. По рассказам бабушки по отцовской линии, помню, что прадед был Семиреченским Казаком, переселенцем из Дона. И что тогда река Талгарка была очень буйного нрава. Тогда горы были снежными, а лето жаркое. И так повелось что жители правого берега что бы попасть на базар в город верный выезжали утром, когда Талгарка за ночь сбрасывая воду от таянья снегов утром была вполне покорной для подвод и телег, а вечером становилась норовистой и полноводной. И к вечеру добравшись с базара люди на левом берегу жгли костры готовили пищу и ноче

Апорт Алма-Атинский. Не заслужено забытый сорт яблок

Здравствуйте! хочу рассказать историю создания знаменитого Апорта Алма-Атинского! начну из истории того времени, что было, кто его создал, что бы будущее поколение не забыло. Потому что и сам апорт становится редкостью. Вытесняют эти яблоки современные Европейские сорта.

Я сам родом из города Талгара что в 20 километров от Алма-Аты. До революции этот город назывался - Верный, город Талгар, Станицей Софийской.

-2

По рассказам бабушки по отцовской линии, помню, что прадед был Семиреченским Казаком, переселенцем из Дона. И что тогда река Талгарка была очень буйного нрава. Тогда горы были снежными, а лето жаркое. И так повелось что жители правого берега что бы попасть на базар в город верный выезжали утром, когда Талгарка за ночь сбрасывая воду от таянья снегов утром была вполне покорной для подвод и телег, а вечером становилась норовистой и полноводной.

-3

И к вечеру добравшись с базара люди на левом берегу жгли костры готовили пищу и ночевали, чтобы утром попасть домой, так было каждый раз по выходным. Базар это было то место в Малой Станице, где люди могли торговать обмениваться товаром, чтобы жить, растить детей. Ещё бабушка рассказывала, что диких фазанов было столько много что они даже в Станице сидели на деревьях не боясь человека. а в горах табуны диких кабанов частенько загоняли на деревья не только чабанов и косолапых мишек. Жители казахских аулов были беззащитны от набегов большой стаи кабанов. Войлочные юрты не могли уберечь или от вездесущих ненасытных рыл. Казахи были многодетными и жили в этих аулах небольшими родами. Конечно взрослые могли спастись, вскочив на лошадей, а малышня часто становилась добычей диких кабанов. Которые пожирали даже собак, попавшихся им на пути. И кабаны не боялись человека. Бабушка рассказывала, что Баи нанимали её отца для отстрела диких кабанов. За каждого убитого кабана давали два барана. А кабан шёл бонусом. Это всё что написал по рассказам моей бабушки.

А в это самое время уже в городе Верном полным ходом высаживали по поместьям саженцы яблонь которая в дальнейшем прославилась на весь мир. А история апорта такова. Переселенец по имени Гриша Редько привёз из воронежской губернии саженцы яблони, которая в дальнейшем прививалась на дикую яблоню Северса и постепенно появлялась в каждом дворе. Но это был сорт крупного яблока, но это сорт ещё не был Апортом Алма-Атинским. Пока это яблоко не увидел у соседа столяр по имени Никита Моисеев. Вдохновившийся его размерами. Забросив столярное дело увлёкся Никита селекцией, книг заказал и стал Никита по науке скрещивать, эту воронежскую яблоню с местными сортами дичек. Долго ли коротко, но не ладилось у него, всё больше мелкие яблоки родились из семян, полученных при скрещивании с яблоней Северса. Так получился, может случайно ещё один знаменитый сорт яблок. Который считают народной селекции.

Яблоко Вернинская грушовка.

-4

Яблоко не крупное, но я вам скажу замечательное и вкусное. Стали в Город Верный по примеру Гриши Редко, купцы, да мещане другие саженцы привозить. Так привезли один мелкий невзрачный сорт, но ароматный и вкусный Ранета Бурдхардта. И появилась у Никиты Моисеева, возможность скрестить привезённую из Воронежа яблоню с другими привезёнными сортами. И вот однажды его детище превзошло своих родителей и по вкусу, и по размеру. Удалось сразу получить очень много сортов апорта и кровавой окраски, и репчатой, и даже зимнего срока созревания.

Для справки апорт Алма –Атинский Кроваво Красный, что в современном виде был создан уже в советское время.

Апорт Кроваво Красный

-5

У Моисеева получилось их несколько Апорт розовый, Апорт полосатый из апортов самый крупный и встречается только в урочище Микушино, в Талгаре в частных подворьях. Это отдельная история расскажу позже.

-6

Апорт Розовый его можно встретить повсеместно и в Талгаре, и в Алма-Ате это распространённый клон апорта.

У меня именно этот апорт Розовый Алма –Атинский, который привезён из Талгара. Есть ещё сорт апорта, который долго хранится он меньше размером, но его отличительная черта у него зеленоватая мякоть. Когда у всех остальных апортов мякоть белая ароматная сочная ни с чем не сравнивая. Мы любили кушать это яблоко с хлебом. Вкус именно с хлебом особенно сочетался.

Теперь поговорим об Апорте Алма_Атинском, репчатом или полосатом. Что самый крупный из Апортов. Я обещал рассказать историю его распространения.

-7

И так начну с того что было это за долго до революции. Жил в горах недалеко от города Талгара помещик по фамилии Микушин. Его поместье находилось в аккурат на том месте где сейчас расположен 10 кордон.

Если ехать из Талгара и через Казстрой. Минуя урочище Ак Булак, пересекая речушку Кайназар, что вытекает из Дальней горной щели, где очень много раньше селилось орлов Беркутов, и только начинаешь спускаться с водораздела, реки Рахат, начинается урочище, которое мы в советское время называли Микушино, там прошло моё детство на горной пасеке.

И вот по дороге, которая ведёт к 11 кордону Ковбастау так мы называли это место по, детски не понимая правильного звучания. С подьёма от русла реки Рахат, где уже начинается хребет Малой Микушихи. По просьбе помещика Микушина, Никитой Моисевым был заложен первый большой сад, именно апорта полосатого. Конечно этого сада уже не было, когда я был маленьким и вокруг поместья, что стало кордоном Талгарского лесничества, уже садили сад заново. Я помню это, хотя было 4 года. Кто-то умный придумал, все горы засадить не соснами, а именно плодовыми деревьями. В 1964 -68 году это был пик посадок садов вокруг кордона и пасеки. Когда сады выросли, яблоки были везде и их никто не собирал, кроме диких кабанов и медведей. Там и был исключительно распространён Апорт Алма-атинский с полосками, апорт кроваво красный был больше распространён в горах возле Медео, и я помню, когда гостил у дедушки с бабушкой, за поселением, был сад в Горном Гиганте, именно апорта кроваво красного. В самой Микушино было много Лимонки, улучшенный сорт Ренета Бурдхардта. В отличии от ренета, Лимонка крупней красивей и спеет позже, а в горах её можно было хранить до весны, в простых гуртах под соломой. Ренет Бурхардта, тоже был в старом саду, но он был мелок и осыпался уже в июле, хотя вкусом тоже как у Лимонки. Если мне кто скажет, что Лимонка — это Ренет Бурдхардта, я скажу нет, это небо и земля, по качеству плодов. Там, также были яблоки белого налива. Но эти яблоки никто не ел, даже дикие кабаны. Я тоже не ел, хотя пробовал из любопытства, купившись на привлекательность белого крупного яблока. Но самое вкусное яблоко — это Пеструшка. Когда наливается, аж семечки видать. Снимаешь плотную кожуру и выпиваешь нектар этого яблока.

Теперь уже никто кроме меня не знает где в Микушино находится Моисеевский лог. Ущелье Микушино уже переименовали по всей видимости. Потому что Ак Булак, мы знали только гору, а ущелье называлась Солдатская щель. Теперь там цивилизация и туда туристы едут. А раньше в войну, там стояла воинская часть, где базировались Панфиловцы, шло обучение солдат перед отправкой на фронт. Никто уже не расскажет историю, когда висевший на дереве старый хомут солдаты перепутали с удавом и давай по нему палить. Когда-то там водились тигры, удавы и дрофы. Теперь этого нет. Эту историю тоже никто не помнит. Никто не вспомнит старого эстонца Томберга, который садил сад вокруг пасеки, где после работал мой дед. Теперь эту историю пишут другие. И у других она будет не такой, как была в моём детстве. Кто прочитал спасибо!