Найти в Дзене

Метнулась одним днем в Китай на зависть всем своим друзьям!

Уже несколько дней получаю сообщения после просмотра моих фотографий в статусе мессенджера в виде одного единственного вопроса - ты в Китае??? А вот сами угадайте где я! Да, я в самом настоящем китайском саду, созданном по всем правилам китайского стиля в ландшафтом дизайне, который характеризуется следующими особенностями. Для начала, это не просто сад! Прежде всего - это место для отдыха и связи с природой. Смысл и философия здесь везде: всё, от кустика, до камешка в таком саду обладает своей символикой и имеет скрытое значение. И даже цвет здесь выбран не случайно! Ведь красный в Китае - это цвет радости, зеленый - цвет жизни, синий означает доверие, спокойствие и исцеление. Черный -символ строгости и торжественности. В китайском саду обязательно должны быть две составляющие Инь и Янь, например, тандем вода — камень. Это вообще два главных "участника" правильного восточного сада. Обязательная принадлежность – шум падающей воды, ибо ничто иное так не успокаивает, не помогает достич

Уже несколько дней получаю сообщения после просмотра моих фотографий в статусе мессенджера в виде одного единственного вопроса - ты в Китае???

А вот сами угадайте где я!

Да, я в самом настоящем китайском саду, созданном по всем правилам китайского стиля в ландшафтом дизайне, который характеризуется следующими особенностями. Для начала, это не просто сад! Прежде всего - это место для отдыха и связи с природой. Смысл и философия здесь везде: всё, от кустика, до камешка в таком саду обладает своей символикой и имеет скрытое значение. И даже цвет здесь выбран не случайно! Ведь красный в Китае - это цвет радости, зеленый - цвет жизни, синий означает доверие, спокойствие и исцеление. Черный -символ строгости и торжественности.

В китайском саду обязательно должны быть две составляющие Инь и Янь, например, тандем вода — камень. Это вообще два главных "участника" правильного восточного сада. Обязательная принадлежность – шум падающей воды, ибо ничто иное так не успокаивает, не помогает достичь внутренней гармонии. Вода – стихия, которая в саду (равно как и в природе) предстает в двух качествах: это и зеркало мира, воплощение покоя, и примета вечного движения, текучести, постоянных перемен. Олицетворением первого качества служит озеро или какой-либо водоем со стоячей водой; второе качество олицетворяют ручей и водопад. Поэтому не один китайских сад не возможен без воды "спящей" - озера и без воды "живой" - водопада. Ведь даже китайские крыши построек специально имеют такую необычную форму: дождевая вода низвергается с них, как настоящий водопад.

Теперь про камни в саду. Их наличие: разных, больших и маленьких, и самых причудливых форм, на какие только способна природа - обязательный атрибут китайского сада. Ведь камень - это «чистая энергия неба и земли». В китайском саду камни всегда природные и всегда имеют сложную форму, причём особенно ценятся камни по внешнему виду напоминающие животных, иероглифы или мифических персонажей. Были случаи в истории, когда на целый год провинция освобождалась от налогов за найденный камень необычной формы.

Сады в Китае принято огораживать, поскольку они – символ рая на Земле. Ограда выделяет особое пространство сада и делает его «миром в мире». Создается же ограда как часть окружающего ландшафта, и она всегда строится с таким расчетом, чтобы не разрушить рельеф местности, а точно следовать его складкам, взбегая вверх и вниз по склонам холмов подобно «извивающемуся дракону». Вспомните знаменитую Китайскую стену! А в стене, огораживающую сад, обязательно делается проход или окно в виде круга или овала. Зачем? Круг в Китае символизирует небо, и первоначально, учитывая особенности национального быта, закрытых дворов, окна в стенах служили «окном в мир». В китайских дворцах они чаще всего были нарисованы, чтобы извне никто не мог видеть внутреннюю жизнь. Но далее в садах они трансформировались в знаки космического цикла перемен. Их главнейшая задача –  передать связь между внешним и внутренним пространствами. Окно всякий раз открывает живописный вид или даже серию видов, представая своего рода «живой картиной». Дом открывается саду через окно, а сад так же через окно входит в дом. Кстати, полукруглый мостик через водное пространство несет в себе тот же самый смысл - вместе со своим отражением он образует все тот же круг.

Обязательно наличие витиеватых дорожек в китайском саду. Причем их покрытие так же должно быть природным и разнообразным: дерево, щебень. И дорожки никогда не должны быть прямыми в виде аллей - ведь дорожка символизирует жизнь человека. Их предназначение определено тем, чтобы вызвать у посетителя философское настроение, обратив внимание на изменяющийся характер жизни. Сам же сад должен состоять из целого комплекса обособленных пространств, двориков и «зелёных комнат» как раз и соединенных этими дорожками.

Китайский сад всегда насыщен разнообразными растениями. Чем состоятельнее владелец, тем богаче флористический состав его угодий. Он включает большое число красивоцветущих, декоративно-лиственных листопадных и вечнозеленых деревьев и кустарников, а также хвойных растений. Непременно имеются небольшие вкрапления плодовых деревьев. Есть некоторые растения-символы, без которых не обходится ни один настоящий китайский сад. Это хвойные, олицетворяющие долголетие, вечность, благородство. И деревья "счастья": сливы, персики, яблони, вишни, ивы, тополя, магнолии. Древесные растения обязательно формируются и в саду обязательно должна присутствовать

многоярусность. Для водоемов обязателен лотос, который является главным буддийским символом.

В саду должны быть уголки, предназначенные для посещения их в разные времена года. Зимой можно любоваться хвойными, весной – персиками, сливами, яблонями, миндалем, летом – буйством и разнообразием растений, осенью – яркими красками кленов, осин, абрикосовых деревьев. Есть еще одна особенность у китайского сада – он не знает обширных травяных газонов потому что формально выделенное пустое пространство чуждо китайским эстетическим принципам.

И напоследок про здания в китайском саду. Китайский сад или парк невозможен без архитектурных сооружений, обозначающих человека. Они могут быть самыми разными: павильоны и беседки, дворики и крытые черепицей галереи, домики для чаепития и музицирования, кабинеты и башни, жилые здания и террасы, позволяющие любоваться парком при любой погоде. Важно, что бы созданное человеком находилось в единении с природой, в соответствии с ней, с пейзажем. И пару "инетресностей" про форму крыш. Да, азиатские крыши (такие же встречаются не только в Китае, но и в Корее, в Японии) изогнуты и причины их такой кривизны кроются не только с точки зрения фэншуя и религиозности. В такой форме прежде всего практический смысл: в первую очередь пологие «китайские» крыши в Азии начали делать по причине местного климата. Сильные проливные дожди там явление частое. А в таких условиях есть прямой интерес, чтобы вода не задерживалась на крыше, а как можно быстрее скатывалась с нее. Что интересно, что именно китайцы первыми обнаружили принцип кривой быстрейшего спуска – брахистохроны и именно по этому принципу и стали строить свои замечательные крыши. Брахистохрона в математике – это такая дуга, которая обеспечивает наискорейший спуск объекта из точки «А» в точку «Б» под действием сил гравитации. Само интересно, что в Европе данный принцип открыли только в 1696 году.

А заметили фигурки на выступах крыш? Они, кстати, тоже обязательны для азиатской архитектуры и, конечно же, их присутствие не случайно и даже не для красоты - это духи-защитники. Этот отряд мифических животных предназначен для защиты дома и его хозяев от воды, огня, дурного глаза, а так же приносят счастье и благополучие. Максимально их может быть 10 штук, но такое количество "волшебных" помощников разрешено лишь для императорских дворцов. В Пекине в императорском дворце только один единственный зал на выступах крыш которого располагается сразу 10 мифических животных - это Зал Верховной гармонии. На крышах трех других важных залов по девять, на дворце Спокойствия императрицы - 7, а почти на всех оставшихся по 5. А возглавляет их всегда всадник то ли на курице, то ли на фениксе. Причем, что это за всадник и какой смысл эта фигурка несет, не понятно до сих пор - ученые так и не пришли к единому мнению на этот счет (с птицей, кстати, тоже не определились). В итоге на сегодняшний день существует три основные версии, кого же изображает этот загадочный всадник:

  • Бессмертный верхом на Фениксе
  • Циский Минь-ван, живший в IIIв. До н.э., прославившийся злодейским характером и тиранией. Спасаясь бегством от врагов, он оказался на берегу реки в безвыходном положении. Выручила его только неожиданно прилетевшая огромная птица, которая усадила его на спину и перенесла на другой берег. В память об этом счастливом происшествии оба они и были увековечены на крыше.
  • Фигурка изображает того же самого циского вана, но в прямо противоположном значчении исхода этой истории — за все совершенные злодеяния его свергли и повесили под палящими лучами солнца на угол крыши, где он через несколько дней и умер. С тем, чтобы сохранить память об этом событии, жители Ци стали мастерить фигурку злодея, изображенного верхом на курице, и прикрепляли ее на угол крыши.

Парк же, в котором побывала я в минувшую субботу, увы, не императорский и даже совсем не пекинский. Поэтому "мужик на курице" возглавлял всего лишь 5 китайских духов и все они восседали под хмурым, московским небом с абсолютно невозмутимым видом. Угадали, что это за чудесное местотакое? Это парк Хуамин в Москве! Удивительно, но, для того, чтобы погулять по настоящему китайскому парку вовсе не обязательно отправляться в саму Поднебесную. Можно просто и до Москвы доехать! А потом на зависть всем несведущим фотографии показывать из самого центра самого настоящего китайского сада!