Василий Васильевич Верещагин - русский живописец известный своими картинами на батальную тему.
"Я всю жизнь любил солнце и хотел писать солнце. И после того, как пришлось изведать войну и сказать о ней слово, я обрадовался, что вновь могу посвятить себя солнцу. Но фурия войны вновь и вновь преследуют меня..." (В.В. Верещагин)
Художник родился в Череповце в Новгородской губернии в многодетной семье местного предводителя дворянства. В возрасте восьми лет его отправили учиться в Александровский кадетский корпус для малолетних. За ним последовало обучение в Петербургском морском корпусе, который он окончил с отличием лишь бы не "быть позади других". Так что можно сказать, что темы баталий и сражений уже были знакомы ему с юных лет и впоследствии стали визитной карточкой в великом творчестве художника.
Первые уроки рисунка Верещагин начал брать в восемнадцать лет в Рисовальной школе Императорского общества поощрения художников. Сейчас эта школа существует под другим именем, а именно "Санкт-Петербургское художественное училище имени Н.К.Рериха. По истечении двух лет профподготовки Верещагин поступил в Петербургскую Академию художеств на факультет исторической живописи. Спустя четыре года учебы взял академический отпуск в академии и уехал на Кавказ, где прожил около года. А затем пару лет провел в Париже, посещая мастерскую французского художника Жан-Леон Жерома, представителя академизма, известного своими картинами в стиле античного мира и тем Востока.
После плодотворных лет проведенных на французской земле, Верещагин на короткое время возвратился на Кавказ, где плодотворно работал с натуры и создал целую серию картин. А потом, благодаря удачно полученному наследству, оставленному ему богатым дядюшкой, опять уехал в Париж, где продолжил свое обучение в Парижской академии художеств. Там уже начинает формироваться собственный стиль и уникальный почерк мастера. По возвращению на родину художник завершил свое обучение в Петербургской академии художеств.
Буквально через год после окончания обучения Верещагину приходит предложение от Туркестанского генерал-губернатора генерала Константина Кауфмана стать его личным художником. На что Верещагин дал согласие. Так художник оказался в гуще военных событий 1868 года в Узбекистане, в городе Самарканд , где получил боевое крещение отстояв осаду цитадели города. За это его наградили орденом Святого Георгия 4-й степени. За участие в русско-турецкой войне ему была подарена золотая шпага.
В начале 1869 года Верещагин с содействия Кауфмана организует свою персональную выставку, где представил на суд зрителей картины, написанные в Ташкенте, Самарканде и Туркестане. После окончания выставки художник отправился в путешествие по Средней Азии и Западному Китаю. Много напастей, лишений и болезней пришлось повидать художнику на своем пути. Но результатом такого труда стали многочисленные этюды, тысячи эскизов и огромное количество картин, написанных по мотивам путешествий.
В 1871 году Верещагин переехал в Мюнхен, где познакомился со своей первой женой - Элизабет Марией Фишер, немкой по рождению (после венчания в 1883 году в русской церкви ставшей Елизаветой Кондратьевной Верещагиной). Елизавета сопровождала художника по Индии и поднималась с ним в Гималаи. Первый брак не продержался долго, и супруги разошлись. Хотя их общение полностью прекратилось, Верещагин ежегодно отсылал бывшей супруге по тысяче рублей и вписал ее имя в завещание.
В 1873 году в Лондоне Верещагин организовал свою персональную выставку, на которой показал картины из "Туркестанской серии", которую он писал, находясь в Мюнхене. Эта выставка имела колоссальный успех в Европе и России. Хотя в России не обошлось без скандалов. В выставочном зале в Петербурге были представлены 13 картин, 81 этюд и 133 рисунка. Выставка была платной, и чтобы привлечь на нее больше публики, Верещагин распорядился сделать вход бесплатным по определенным дням.
Посетивший выставку император Александр II был в крайней степени возмущен сюжетами картин. По официальной версии, император "очень резко выразил свое неудовольствие", а цесаревич Александр III сказал о художнике так: "Всегдашние его тенденциозности противны национальному самолюбию и можно по ним заключить одно: либо Верещагин скотина, или совершенно помешанный человек".
После этой выставки Верещагина обвинили в антипатриотизме и сочувствии к врагу. Хотя это не помешало через месяц после выставки Императорской академии художеств присвоить художнику звание профессора. Но Верещагин от званий и чинов, как обычно, отказался.
После проведения ряда выставок художник почти два года прожил в Индии, периодически совершая поездки в Тибет. А весну 1876 года он уже встречал находясь в Париже. Через год началась русско-турецкая война, которая манила Верещагина вернуться на поля сражений и запечатлевать на месте моменты битвы. Его зачисляют к составу адъютантов главнокомандующего Дунайской армией с правом свободного передвижения по войскам. В том же году получает серьезное ранение, поставившее его жизнь под угрозу.
С 1882 года Верещагин снова отправляется в путешествия. Индия, а следом Сирия и Палестина притягивают взгляд художника. В этот период создает картины на евангельские сюжеты.
Спустя семь лет Верещагин посещает Нью-Йорк, где знакомится со своей будущей второй женой - пианисткой Лидией Васильевной Андреевской, которая приехала из России, чтобы заниматься музыкальным сопровождением выставок художника.
В 1891 году художник с молодой супругой возвратился на родину и поселился в арендованном у общины крестьян участке в деревне Новинки, расположенном на берегу Москвы-реки между двумя деревнями.
В 1894 по 1899 года Верещагин с семьей путешествовал по Пинеге, Белому морю, Северной Двине, Крыму.
В Японии художник успел пожить только три месяца, пока не начались первые отголоски приближающейся войны между Россией и Японией. Из этой поездки Верещагин привез множество картин, среди них около двадцати жанровых и портретных этюдов.
Русско-японская война стала последней в жизни художника. 31 марта 1904 года Верещагин вместе с адмиралом Степаном Макаровым находился на борту флагмана, подорвавшегося на японских минах.