Найти в Дзене

Выставка картин Василия Верещагина из собрания Русского музея.

Василий Васильевич Верещагин - русский живописец известный своими картинами на батальную тему. "Я всю жизнь любил солнце и хотел писать солнце. И после того, как пришлось изведать войну и сказать о ней слово, я обрадовался, что вновь могу посвятить себя солнцу. Но фурия войны вновь и вновь преследуют меня..." (В.В. Верещагин) Художник родился в Череповце в Новгородской губернии в многодетной семье местного предводителя дворянства. В возрасте восьми лет его отправили учиться в Александровский кадетский корпус для малолетних. За ним последовало обучение в Петербургском морском корпусе, который он окончил с отличием лишь бы не "быть позади других". Так что можно сказать, что темы баталий и сражений уже были знакомы ему с юных лет и впоследствии стали визитной карточкой в великом творчестве художника. Первые уроки рисунка Верещагин начал брать в восемнадцать лет в Рисовальной школе Императорского общества поощрения художников. Сейчас эта школа существует под другим именем, а именно "Сан

Василий Васильевич Верещагин - русский живописец известный своими картинами на батальную тему.

Василий Васильевич Верещагин во время первой поездки на Кавказ.
Василий Васильевич Верещагин во время первой поездки на Кавказ.

"Я всю жизнь любил солнце и хотел писать солнце. И после того, как пришлось изведать войну и сказать о ней слово, я обрадовался, что вновь могу посвятить себя солнцу. Но фурия войны вновь и вновь преследуют меня..." (В.В. Верещагин)

Художник родился в Череповце в Новгородской губернии в многодетной семье местного предводителя дворянства. В возрасте восьми лет его отправили учиться в Александровский кадетский корпус для малолетних. За ним последовало обучение в Петербургском морском корпусе, который он окончил с отличием лишь бы не "быть позади других". Так что можно сказать, что темы баталий и сражений уже были знакомы ему с юных лет и впоследствии стали визитной карточкой в великом творчестве художника.

Первые уроки рисунка Верещагин начал брать в восемнадцать лет в Рисовальной школе Императорского общества поощрения художников. Сейчас эта школа существует под другим именем, а именно "Санкт-Петербургское художественное училище имени Н.К.Рериха. По истечении двух лет профподготовки Верещагин поступил в Петербургскую Академию художеств на факультет исторической живописи. Спустя четыре года учебы взял академический отпуск в академии и уехал на Кавказ, где прожил около года. А затем пару лет провел в Париже, посещая мастерскую французского художника Жан-Леон Жерома, представителя академизма, известного своими картинами в стиле античного мира и тем Востока.

После плодотворных лет проведенных на французской земле, Верещагин на короткое время возвратился на Кавказ, где плодотворно работал с натуры и создал целую серию картин. А потом, благодаря удачно полученному наследству, оставленному ему богатым дядюшкой, опять уехал в Париж, где продолжил свое обучение в Парижской академии художеств. Там уже начинает формироваться собственный стиль и уникальный почерк мастера. По возвращению на родину художник завершил свое обучение в Петербургской академии художеств.

Буквально через год после окончания обучения Верещагину приходит предложение от Туркестанского генерал-губернатора генерала Константина Кауфмана стать его личным художником. На что Верещагин дал согласие. Так художник оказался в гуще военных событий 1868 года в Узбекистане, в городе Самарканд , где получил боевое крещение отстояв осаду цитадели города. За это его наградили орденом Святого Георгия 4-й степени. За участие в русско-турецкой войне ему была подарена золотая шпага.

В начале 1869 года Верещагин с содействия Кауфмана организует свою персональную выставку, где представил на суд зрителей картины, написанные в Ташкенте, Самарканде и Туркестане. После окончания выставки художник отправился в путешествие по Средней Азии и Западному Китаю. Много напастей, лишений и болезней пришлось повидать художнику на своем пути. Но результатом такого труда стали многочисленные этюды, тысячи эскизов и огромное количество картин, написанных по мотивам путешествий.

В. В. Верещагин. "Всадники, переплывающие реку". 1869-1870 гг.
В. В. Верещагин. "Всадники, переплывающие реку". 1869-1870 гг.

В 1871 году Верещагин переехал в Мюнхен, где познакомился со своей первой женой - Элизабет Марией Фишер, немкой по рождению (после венчания в 1883 году в русской церкви ставшей Елизаветой Кондратьевной Верещагиной). Елизавета сопровождала художника по Индии и поднималась с ним в Гималаи. Первый брак не продержался долго, и супруги разошлись. Хотя их общение полностью прекратилось, Верещагин ежегодно отсылал бывшей супруге по тысяче рублей и вписал ее имя в завещание.

В 1873 году в Лондоне Верещагин организовал свою персональную выставку, на которой показал картины из "Туркестанской серии", которую он писал, находясь в Мюнхене. Эта выставка имела колоссальный успех в Европе и России. Хотя в России не обошлось без скандалов. В выставочном зале в Петербурге были представлены 13 картин, 81 этюд и 133 рисунка. Выставка была платной, и чтобы привлечь на нее больше публики, Верещагин распорядился сделать вход бесплатным по определенным дням.

Посетивший выставку император Александр II был в крайней степени возмущен сюжетами картин. По официальной версии, император "очень резко выразил свое неудовольствие", а цесаревич Александр III сказал о художнике так: "Всегдашние его тенденциозности противны национальному самолюбию и можно по ним заключить одно: либо Верещагин скотина, или совершенно помешанный человек".

После этой выставки Верещагина обвинили в антипатриотизме и сочувствии к врагу. Хотя это не помешало через месяц после выставки Императорской академии художеств присвоить художнику звание профессора. Но Верещагин от званий и чинов, как обычно, отказался.

В.В. Верещагин. "В Иерусалиме. Царские гробницы". 1884 год.
В.В. Верещагин. "В Иерусалиме. Царские гробницы". 1884 год.
В.В. Верещагин. "Голова мужчины". 1884 год.
В.В. Верещагин. "Голова мужчины". 1884 год.

После проведения ряда выставок художник почти два года прожил в Индии, периодически совершая поездки в Тибет. А весну 1876 года он уже встречал находясь в Париже. Через год началась русско-турецкая война, которая манила Верещагина вернуться на поля сражений и запечатлевать на месте моменты битвы. Его зачисляют к составу адъютантов главнокомандующего Дунайской армией с правом свободного передвижения по войскам. В том же году получает серьезное ранение, поставившее его жизнь под угрозу.

С 1882 года Верещагин снова отправляется в путешествия. Индия, а следом Сирия и Палестина притягивают взгляд художника. В этот период создает картины на евангельские сюжеты.

Спустя семь лет Верещагин посещает Нью-Йорк, где знакомится со своей будущей второй женой - пианисткой Лидией Васильевной Андреевской, которая приехала из России, чтобы заниматься музыкальным сопровождением выставок художника.

В 1891 году художник с молодой супругой возвратился на родину и поселился в арендованном у общины крестьян участке в деревне Новинки, расположенном на берегу Москвы-реки между двумя деревнями.

В 1894 по 1899 года Верещагин с семьей путешествовал по Пинеге, Белому морю, Северной Двине, Крыму.

В. Верещагин. "Японка". 1903 год.
В. Верещагин. "Японка". 1903 год.

В. В. Верещагин. "Японский священник". 1903 год.
В. В. Верещагин. "Японский священник". 1903 год.

В Японии художник успел пожить только три месяца, пока не начались первые отголоски приближающейся войны между Россией и Японией. Из этой поездки Верещагин привез множество картин, среди них около двадцати жанровых и портретных этюдов.

Русско-японская война стала последней в жизни художника. 31 марта 1904 года Верещагин вместе с адмиралом Степаном Макаровым находился на борту флагмана, подорвавшегося на японских минах.

В.В. Верещагин. "Конец Бородинского сражения". Около 1899 года.
В.В. Верещагин. "Конец Бородинского сражения". Около 1899 года.

В.В. Верещагин. "Старая Москва". 1880-1890 гг.
В.В. Верещагин. "Старая Москва". 1880-1890 гг.
В.В. Верещагин. "Москва. Зима". Конец 1880-1890 гг.
В.В. Верещагин. "Москва. Зима". Конец 1880-1890 гг.
В.В.Верещагин. "Москва. Ходынское поле". Около 1880-1890 гг.
В.В.Верещагин. "Москва. Ходынское поле". Около 1880-1890 гг.