Найти в Дзене

История создания главного шедевра Мазаччо

«Я был таким, как ты. Ты будешь таким, как я». Именно такую надпись на латыни видит каждый, когда оказывается в церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции напротив масштабной фрески Мазаччо «Пресвятая Троица»: Самое поразительное, что композиция этой фрески выстроена с особым расчётом: латинское послание оказывается на уровне глаз человека, стоящего перед алтарём на коленях. А под надписью IO FU' GIÀ QUEL CHE VOI SETE, E QUEL CH’I' SON VOI ANCO SARETE символически расположен саркофаг со скелетом первого человека на Земле – Адама. Он напоминает молящемуся о бренности жизни: Мазаччо (1401-1428), автор этой во многом новаторской работы, прожил жизнь короткую, но яркую. Причины его ранней и внезапной смерти до сих пор окутаны тайной, и некоторые эксперты полагают, что 27-летнего мужчину отравили конкуренты, когда тот отправился в Рим после завершения цикла росписей в капелле Бранкаччи. Настоящее имя художника – Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи. А «Мазаччо» - прозвище, данное ему за непрак

«Я был таким, как ты. Ты будешь таким, как я». Именно такую надпись на латыни видит каждый, когда оказывается в церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции напротив масштабной фрески Мазаччо «Пресвятая Троица»:

Мазаччо "Пресвятая Троица". 1425-1426. Церковь Санта Мария Новелла, Флоренция.
Мазаччо "Пресвятая Троица". 1425-1426. Церковь Санта Мария Новелла, Флоренция.

Самое поразительное, что композиция этой фрески выстроена с особым расчётом: латинское послание оказывается на уровне глаз человека, стоящего перед алтарём на коленях. А под надписью IO FU' GIÀ QUEL CHE VOI SETE, E QUEL CH’I' SON VOI ANCO SARETE символически расположен саркофаг со скелетом первого человека на Земле – Адама. Он напоминает молящемуся о бренности жизни:

Мазаччо "Пресвятая Троица". 1425-1426. Фрагмент.
Мазаччо "Пресвятая Троица". 1425-1426. Фрагмент.

Мазаччо (1401-1428), автор этой во многом новаторской работы, прожил жизнь короткую, но яркую. Причины его ранней и внезапной смерти до сих пор окутаны тайной, и некоторые эксперты полагают, что 27-летнего мужчину отравили конкуренты, когда тот отправился в Рим после завершения цикла росписей в капелле Бранкаччи.

Настоящее имя художника – Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи. А «Мазаччо» - прозвище, данное ему за непрактичный образ жизни. Он был «растяпой». А всё потому, что с юных лет Мазаччо, уверяли современники, был поглощён лишь живописью.

Художник поразительно быстро достиг профессиональной зрелости и во многом отказался от готического стиля, придав своим фигурам объём и вес, работая со светом, тенью и перспективой. Так, он поместил персонажей в трёхмерное пространство. Смелое решение для XV века!

Предполагаемый автопортрет художника.
Предполагаемый автопортрет художника.

И «Троица» тому яркий пример! Перед нами Бог-Отец, удерживающий Бога-Сына. Это символ неизбежного воскрешения и возрождения. Над головой Бога-Сына изображён Бог-Дух святой в виде белого голубя. Птицу, к слову, впервые глядя на фреску, замечает не каждый зритель:

Мазаччо "Пресвятая Троица". 1425-1426. Фрагмент.
Мазаччо "Пресвятая Троица". 1425-1426. Фрагмент.

Герои картины помещены в интерьер классической архитектуры. Он навеян древнеримскими портиками и свидетельствует об увлечении Мазаччо античностью. Обратите внимание на перспективу: цилиндрический свод, разделённый на так называемые кессоны с розетками, выписан так, что возникает ощущение 3D пространства – словно стена действительно уходит вглубь:

Мазаччо "Пресвятая Троица". 1425-1426. Фрагмент.
Мазаччо "Пресвятая Троица". 1425-1426. Фрагмент.

Мазаччо достиг такой иллюзии объёмного потолка с помощью точных расчётов, основанных на законах линейной перспективы. Для построения таковой художник предварительно нанёс сетку. Сегодня её можно увидеть под слоем штукатурки, если внимательно присмотреться:

Мазаччо "Пресвятая Троица". 1425-1426. Фрагмент.
Мазаччо "Пресвятая Троица". 1425-1426. Фрагмент.

По сторонам распятия изображены Святой Иоанн и Дева Мария. Она подняла правую руку, обращая наше внимание на происходящее выше.

А ещё ниже в коленопреклонённых позах находятся супруги Ленци, в чём сходятся во мнении большинство экспертов. Лоренцо Ленци и его супруга выступали заказчиками произведения, предназначенного в дар церкви. Донатор одет в капуччо красного цвета - одежду «гонфалоньеров справедливости» - хранителей знамени городской коммуны.

Мазаччо "Пресвятая Троица". 1425-1426. Фрагмент.
Мазаччо "Пресвятая Троица". 1425-1426. Фрагмент.

Супруги хотя и расположены ниже, изображены в том же масштабе, что и Святая Троица. Искусствовед Роберт Камминг писал так: «Это созвучно ренессансным представлениям о том, что человек является центром мироздания».

К слову, в 1570 году работу Мазаччо закрыл от глаз посетителей художник Дж. Вазари, построив малый алтарь для семейства Кардони. Только в 1861 году фреска, наконец, вновь увидела свет, когда была перенесена на внутреннюю стену фасада. В 1950-х она вернулась на законное место. За годы ожидания работа претерпела изменения - как видите, наиболее сильно со временем пострадало изображение скелета Адама. А некоторые утраченные фрагменты фрески дополнили реставраторы.

Мазаччо "Пресвятая Троица". 1425-1426. Церковь Санта Мария Новелла, Флоренция.
Мазаччо "Пресвятая Троица". 1425-1426. Церковь Санта Мария Новелла, Флоренция.