В России существует строгая система рангов для чиновников, похожая на ту, которую ввел Петр I. Чиновники делятся на 5 групп, каждая из которых состоит из 3 рангов. Самый высокий ранг – действительный государственный советник, самый низкий – секретарь государственной гражданской службы.
Эксперты Высшей школы государственного управления Президентской академии Илья Шебураков, Людмила Татаринова, Михаил Морозов проанализировали систему классных чинов и предложили рекомендации по ее обновлению.
Со времен принятия Табели о рангах 1722 года жители России отлично разбирались, кто в чиновничьем мире стоит на каких позициях. Например, Александр Пушкин, получивший придворный чин камер-юнкера, соответствовал в Табели о рангах армейскому капитану.
«Система чинов на этапах формирования и развития государственной службы России наполнялась различным содержанием, но при этом выступала важным элементом организации карьерно-должностного пространства. Во-первых, чины выступали механизмом социальных лифтов, в том числе обеспечивали переход из сословия в сословие. Чины давали возможность «выслужить дворянство», причем не только личное, но и наследуемое. Во-вторых, чин являлся не только мерилом служебной значимости, но и социального статуса», – отметили авторы.
Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ» в 2004 году ввел для управленцев упомянутые классные чины. Возвращение к традиции упростило определение места каждого конкретного служащего в иерархии системы государственного управления, но сложности тоже возникли.
На государственной гражданской службе предусматриваются 15 классных чинов. На федеральном уровне присваиваются не чины гражданской службы, а один из 12 классных чинов юстиции. У дипломатов свои правила – в МИД есть 11 дипломатических рангов. В Министерстве обороны – 20 воинских званий, в полиции – 17 званий, в таможенном ведомстве – 13, в Следственном комитете – 11. Все это делает максимально некомфортным переход из одной системы в другую.
Авторы предлагают 2 варианта решения проблем.
Провести ревизию системы и установить полное соответствие всех чинов и званий друг другу. Например: высший ранг госуправленца, государственный советник 1 класса, приравнивается к высшему воинскому званию – генерал-полковник и т.д.
Упорядочить взаимоотношения между классными чинами и званиями. То есть каждая структура сохраняет привычную для нее иерархию, а законодательство регулирует, кто переходит из одной структуры в другую с понижением, а кто с повышением.
Кроме того, эксперты предлагают ввести для чиновников знаки различия – значки в петлицу и прочие атрибуты на гражданском костюме или сразу форменную одежду. И пересмотреть систему оплаты труда госслужащих в сторону увеличения составляющей за классный чин.