Найти в Дзене
книжный енот

Эмиль Золя «Завоевание Плассана» - политика и прочие страсти небольшого городка

Ох уж это семейное древо Ругон-Маккары, эти избранные извилистые ветви, склонные чахнуть и страдать! В этот раз Золя возвращает читателя в Плассан — небольшой выдуманный французский городок. Он кажется тихим, спокойным, размеренным. Но это только на первый взгляд. Марта (в девичестве Ругон) и Франсуа Муре (сын Урсулы Маккар) спокойно живут в своем уютном доме. Они двоюродные брат и сестра, очень похожи, но это не мешало им пожениться и родить троих детей. Старшие мальчики, Серж и Октав, уже вот-вот выпорхнут из гнезда, а в младшей дочери, Дезире, сыграла нервная наследственность — она слабоумная, вечный ребенок, желающий играть. Сейчас же все дети дома, в любящей и теплой обстановке. Муре живут очень спокойно, не устраивая приемов, не приглашая гостей, не пуская соседей на посиделки в свой сад. В Марте тоже есть горячные, безумные наследственные черты, но она умеет контролировать свои страсти и почти не выходит из дома, проводя дни за разговорами с детьми и штопкой. Муре же любопытен,

Ох уж это семейное древо Ругон-Маккары, эти избранные извилистые ветви, склонные чахнуть и страдать! В этот раз Золя возвращает читателя в Плассан — небольшой выдуманный французский городок. Он кажется тихим, спокойным, размеренным. Но это только на первый взгляд.

Марта (в девичестве Ругон) и Франсуа Муре (сын Урсулы Маккар) спокойно живут в своем уютном доме. Они двоюродные брат и сестра, очень похожи, но это не мешало им пожениться и родить троих детей. Старшие мальчики, Серж и Октав, уже вот-вот выпорхнут из гнезда, а в младшей дочери, Дезире, сыграла нервная наследственность — она слабоумная, вечный ребенок, желающий играть. Сейчас же все дети дома, в любящей и теплой обстановке. Муре живут очень спокойно, не устраивая приемов, не приглашая гостей, не пуская соседей на посиделки в свой сад.

В Марте тоже есть горячные, безумные наследственные черты, но она умеет контролировать свои страсти и почти не выходит из дома, проводя дни за разговорами с детьми и штопкой.

Муре же любопытен, язвителен и обидчив. Он не самый плохой человек, но скучающий сплетник, имеющий влияние в городе. Проводит дни за прогулками, подстриганием деревьев и обсуждением последних городских новостей.

Все меняется, когда в их дом приезжает аббат Фожа. На первый взгляд, он скромный и бедный церковник без амбиций, которому просто нужна комната для него и матери. Но аббат хочет власти, он холоден, расчетлив, ненавидит женщин, хоть и умело их использует. Он приехал в Плассан не прятаться в тишине собора. Фожа приехал его завоевывать.

- Запомните хорошенько: старайтесь нравиться женщинам, если хотите, чтобы Плассан вам принадлежал

В «Завоевании» скрещиваются две темы — наследственность, которую так пристально изучает Золя в этом цикле, и антиклерикализм. Церковь в этом романе — это орудие политического влияния. Священники куда больше пекутся о выборах, чем о чистоте душ. И аббат Фожа не будет оборачиваться на те руины, которые оставляет после себя, не будет страдать от мук совести.

В своем узком кругу они смеялись над политической борьбой. За стенами домов, в садах они пожимали друг другу руки, а на виду у всех готовы были сожрать друг друга.

Частая история с романами Золя — человеческие пороки берут верх и властвуют в городе, едва ли можно найти героя, которому сочувствуешь, но оторваться от книги невозможно. Роман потрясающе написан и выстроен, и оставляет читателю место наблюдателя, жадного для сплетен. Пусть я мало понимаю в истории Франции и большая часть политических движений прошла мимо моего понимания, но разбираться в интригах, разгорающихся в гостиных за чаем или во время посиделок в саду, подслушивать чужие перешептывания, ужасаться драмам, разгорающимся как пожар, было очень интересно. Я переживала, я возмущалась, я негодовала, я делала перерывы, чтобы выдохнуть, и неизменно возвращалась.

— Какое вам дело до того, сумасшедший этот Муре или нет?
— Мне, дорогая моя? Решительно никакого, — ответил он с удивлением.
— Тогда позвольте ему быть сумасшедшим, раз все считают его таким… Не понимаю, что у вас за страсть противоречить жене. Это не доведет до добра, мой дорогой… Имейте же настолько ума, чтобы не блистать в Плассане остроумием.

Фожа прошелся по Плассану и по семье Муре как смертоносный вихрь. И если уж выбирать, о ком сожалеть, то больше всего я буду жалеть об их саде, о той семейной идиллии, которой они казались на самый первый взгляд. Потому что они не заслужили своей судьбы. Хотя возмездие было прекрасным, ярким настолько, что хотелось подбадривающе кричать.

- Наш сад — рай, закрытый для посторонних; думаю, что ни один дьявол не отважится прийти сюда смущать наш покой.

Судьба Марты схожа с судьбой ее племянницы, Анжелики (ее история рассказана в романе «Мечта»). Нервная натура в сочетании с неудержимой набожностью — слишком нестабильное сочетание. Ах, лучше бы Марте никогда не встречать Фожа с его странным, дьявольским обаянием. Если бы она никогда не узнала его семьи, она бы не увидела падения своей.

Отзывы на книги цикла в том порядке, в котором читала я:

  • Его превосходительство Эжен Ругон (и тут я обнаружила, что не публиковала эту рецензию, нужно срочно раскопать архивы и исправить это недоразумение)

Проходите, располагайтесь, Книжный Енот вам всегда будет рад и расскажет о самых захватывающих и интересных книгах.