Найти в Дзене

Доктор, вас снимает скрытая камера! Интервью с медицинским адвокатом Александром Ароновым.

Защита пациентов от врачей стала большим бизнесом. Интернет пестрит рекламой различных юридических организаций, которые предлагают «выбить» с врача компенсацию за «плохое» лечение или засудить его за халатность. А кто защитит самих медработников? О том, почему уголовные дела против медиков стали так популярны у людей и предприимчивых юристов, как защитить себя медику и что делать медику, если пациент записывает его на телефон или ведет себя по-хамски, мы поговорили с экспертом по медицинскому праву, адвокатом и управляющим партнером Московской коллегии адвокатов «Аронов и партнеры» Александром Ароновым. – Александр, исходя из Вашей практики, расскажите – от чего медикам чаще всего приходится защищаться в юридическом плане? По каким статьям в основном возбуждаются дела в отношении медработников? Можете привести конкретные примеры? – Чаще всего медицинским работникам вменяются следующие преступления: ● Статья Часть 2 ст. 109 УК РФ («Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадле
Оглавление

Защита пациентов от врачей стала большим бизнесом. Интернет пестрит рекламой различных юридических организаций, которые предлагают «выбить» с врача компенсацию за «плохое» лечение или засудить его за халатность. А кто защитит самих медработников?

О том, почему уголовные дела против медиков стали так популярны у людей и предприимчивых юристов, как защитить себя медику и что делать медику, если пациент записывает его на телефон или ведет себя по-хамски, мы поговорили с экспертом по медицинскому праву, адвокатом и управляющим партнером Московской коллегии адвокатов «Аронов и партнеры» Александром Ароновым.

-2

Дела врачебные

– Александр, исходя из Вашей практики, расскажите – от чего медикам чаще всего приходится защищаться в юридическом плане? По каким статьям в основном возбуждаются дела в отношении медработников? Можете привести конкретные примеры?

– Чаще всего медицинским работникам вменяются следующие преступления:

● Статья Часть 2 ст. 109 УК РФ («Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей»);

● Часть 2 ст. 118 УК РФ («Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей»);

● Статья 238 УК РФ («Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»);

● Статья 293 УК РФ ( «Халатность»).

Важно, что последняя статья («Халатность») может применяться исключительно в отношении медицинских работников-управленцев государственных медицинских организаций (или, по крайней мере, организаций с государственным участием). Врачи частных медицинских организаций не могут привлекаться к уголовной ответственности по ней.

Примерно ⅓ всех претензий, которые поступают в адрес медиков в уголовно-правовом аспекте, связаны с причинением вреда жизни и здоровью. Это порядка 2000 соответствующих уголовных дел в год. Отмечу важный момент: говоря о «претензии» к врачу, нужно понимать, что врач всегда является работником какой-то медицинской организации, поэтому претензия направляется именно в адрес организации, а не конкретного врача.

Что касается примеров из тех дел, что у нас в производстве, – это адвокатская тайна, которую мы, естественно, не можем раскрывать. Чаще всего речь идет о смерти пациента в медорганизации или о случаях, при которых пациент получает какие-либо осложнения в ходе лечения.

– В последнее время мы все чаще видим новости о том, что в отношении клиники или врача возбудили уголовное дело. Как вам кажется, с чем это связано?

– Начну с небольшого уточнения: в России отсутствует уголовная ответственность юридических лиц, поэтому уголовное дело в отношении клиники не может быть возбуждено. В целом же думаю, что здесь существуют две основные причины. Во-первых, это всегда громкие истории, которые имеют большой резонанс в медийном пространстве. Во-вторых, есть юридический нюанс. Если человек хочет «наказать» врача, у него есть два пути. Первый – направить претензию в медицинскую организацию, в которой ему оказывали помощь. Если он не получает ответ в установленный законом срок, он может обратиться с гражданским иском в суд. Чтобы пойти в гражданский процесс, человеку необходимо обладать соответствующими компетенциями. Если их нет, понадобится помощь юриста, а это стоит денег, которые не у всех есть. Поэтому чаще всего люди выбирают второй и бесплатный вариант – напрямую обратиться в Следственный комитет. А он, в свою очередь, выполняет возложенную на него задачу – расследует уголовное дело. И действия врачей следователи оценивают уже в рамках уголовно-процессуальной логики.

Защищаем только медиков

– Кто чаще обращается к Вам за юридической помощью – врачи или пациенты?

– Концептуально для себя мы избрали такую позицию: мы не защищаем пациентов, чтобы не нарушить баланс интересов. Наша компания работает только с медицинскими организациями.

В целом же чаще к адвокатам, конечно, обращаются пациенты, а не медики. И это вовсе не потому, что их права нарушаются чаще. Объясняется это тем, что профессиональные участники рынка претензионной работы чаще всего работают именно с пациентами, также же существуют специализированные организации по защите прав пациентов. Некоторые из них причем работают по принципу агрессивного маркетинга, то есть, выдавая кредит на оказание юридических услуг. Как правило, однажды, поучаствовав в таком судебном споре, юридическая фирма старается найти как можно больше пациентов от данной медицинской организации, потому что они уже знают конкретно ее внутренние «косяки», и они пытаются заработать на потоке клиентов. Если у юриста большое количество пациентов, которые обращаются к нему даже с за недорогой услугой, стандартной для него работы, то получается очень даже прибыльный для него бизнес.

– «Защита» пациентов сейчас действительно стала целым бизнесом. Как может защитить себя медицинский работник в таких условиях?

– Повторюсь, медицинский работник – это работник. У него нет самостоятельного гражданско-правового статуса как субъекта отношений с пациентом в настоящий момент, поэтому защищать интересы работников, в первую очередь, должна медицинская организация. Но, к сожалению, мы знаем случаи, когда медицинские организации, пытаются абстрагироваться от проблемы и перенаправить претензии непосредственно к работнику, уволив его. Что делать врачам? Как им защищаться? Я считаю, что врачам нужно страховать свою профессиональную ответственность. Сегодня это наилучший способ защитить интересы врачей из имеющихся.

Второй важный момент. Медикам постоянно нужно повышать свою квалификацию, в том числе и в юридическом плане. Проще всего это сделать, вступив в профессиональное сообщество. Например, такое как Национальная ассоциация управленцев в сфере здравоохранения, партнером которой является наша фирма. Это площадка, на которой мы бесплатно делимся мастер-классами, вебинарами о том, как нужно вести себя медработникам, чтобы защитить себя в юридическом плане.

Как медику себя обезопасить?

Раз уж мы заговорили про повышение юридической грамотности среди медработников, давайте разберем несколько конкретных ситуаций. Как правильно вести себя медработнику, если…

  • Ситуация 1.

К врачу в кабинет входит пациент с уже включенной камерой, что уже воспринимается как вызов или провокация. Как законно запретить пациенту вести съемку?

-3

– Любая медицинская организация может ограничить пациента в праве вести видеозапись, приняв соответствующий локальный акт. Однако пациент должен быть уведомлен о том, что съемка запрещена. Только так можно защитить медработника от несогласованной с ним съемки.

  • Ситуация 2.

Врач хочет отказаться от пациента в процессе лечения. Может ли он это сделать?

-4

– Теоретически, да. Но я как юрист не рекомендую врачам отказываться от оказания помощи. Дело в том, что существует состав преступления, который не позволяет необоснованно отказать пациенту в оказании медицинской помощи. Здесь можно нарваться на более тяжелые правовые последствия.

  • Ситуация 3.

Врач работает в государственной и одновременно в частной клинике, где в том числе консультирует пациентов онлайн. Может ли он давать онлайн-консультации пациентам на коммерческой основе в частном порядке?

-5

– Никакого частного такого взаимодействия врача и пациента в настоящее время в Российской Федерации не допускается. Договор об оказании медицинской помощи может быть заключен только с организацией, у которой есть лицензия. Это может быть либо индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо. Соответственно, сам врач не может консультировать пациента онлайн. На сегодняшний день это противоправная деятельность. Сейчас на базе Национальной ассоциации управленцев в сфере здравоохранения мы разработали проект закона о статусе медицинского работника, который предоставит врачу статус самостоятельного субъекта гражданско-правовых отношений. Принятие этого закона позволит врачу напрямую заключать договор с пациентом и уплачивать соответствующие налоги с вознаграждения, которое он получает. Пока же такой формы взаимодействия между врачом и пациентом не предусмотрено.

Если у вас есть вопросы к адвокату по медицинскому праву, пишите их в комментариях, мы передадим их экспертам и опубликуем ответы в соцсетях фонда.