Найти в Дзене
Мои Бумажные Войска

ПРОЕКТ АУГСБУРГСКАЯ ЛИГА ДРАГУНЫ КОРОЛЯ

Представляю Вам новый проект «Аугсбургская Лига», посвящённый ещё одной войне Людовика XIV, так называемой «Девятилетней». Полное название этой войны – война между Францией и Аугсбургской Лигой 1688-1697 гг. Я буду реконструировать облик солдат Людовика XIV на вышеуказанный период. Фигуры солдат я делаю из бумаги высотой 90 мм, примерно в масштабе 1:20. Уже на начальном этапе создания моих бумажных лошадей нужно решить вопрос о том, в какой позе они будут показаны зрителю. Мой творческий замысел состоит в том, чтобы показать кавалеристов в полной боевой экипировке, передвигающихся верхом на поле сражения. Существуют различные виды перемещения лошадей, называемые аллюрами. Естественные аллюры - шаг, рысь, галоп. Быстрые аллюры – рысь и галоп имеют принципиальное различие – на рысях лошадь бежит, быстро переставляя ноги, а на галопе – скачет, передвигается скачками. На полях сражений кавалеристы использовали, конечно же, все эти аллюры, но самый выгодный для представления конной фигуры –

Представляю Вам новый проект «Аугсбургская Лига», посвящённый ещё одной войне Людовика XIV, так называемой «Девятилетней». Полное название этой войны – война между Францией и Аугсбургской Лигой 1688-1697 гг. Я буду реконструировать облик солдат Людовика XIV на вышеуказанный период. Фигуры солдат я делаю из бумаги высотой 90 мм, примерно в масштабе 1:20.

Уже на начальном этапе создания моих бумажных лошадей нужно решить вопрос о том, в какой позе они будут показаны зрителю. Мой творческий замысел состоит в том, чтобы показать кавалеристов в полной боевой экипировке, передвигающихся верхом на поле сражения.

Существуют различные виды перемещения лошадей, называемые аллюрами. Естественные аллюры - шаг, рысь, галоп. Быстрые аллюры – рысь и галоп имеют принципиальное различие – на рысях лошадь бежит, быстро переставляя ноги, а на галопе – скачет, передвигается скачками.

На полях сражений кавалеристы использовали, конечно же, все эти аллюры, но самый выгодный для представления конной фигуры – это галоп. Большая часть военно-исторических миниатюр кавалеристов застыли в какой-либо фазе галопа. Я также не буду оригинален, но есть небольшие нюансы. Различают три вида галопа – собранный, прибавленный и карьер.

В карьере лошадь передвигается с максимально возможной для неё скоростью, но быстро теряет силы, кроме этого, кавалерийское подразделение при этом аллюре не может держать строй, и распадается на отдельно скачущих всадников, что в 17-19 веках было совершенно неприемлемо для регулярной кавалерии.

Мне показался интересным для изображения и вполне реалистичным собранный галоп. На этом аллюре кавалерия может держать строй, маневрировать, делать резкие остановки, стрелять, атаковать холодным оружием. При этом, кони почти не расходуют силы, что тоже немаловажно в условиях многочасовых сражений. Обратимся к материалам исследований по конному искусству 16-17 веков:

«основной аллюр рукопашной – вне зависимости от аллюра атаки – все равно галоп, причем авторы 2-я пол. XVII в. прямо указывают на конкретный вид галопа, оптимальный для рукопашной - собранный галоп»

О скорости собранного галопа:

«Собранный галоп, который авторы XVII века считали основным аллюром не только для стрельбы, но и для работы мечом, едва превышает скорость не то что рыси – шага» .

Источники: https://vk.com/club188710144 КЛАССИЧЕСКАЯ ВЫЕЗДКА: Ренессанс, Барокко, https://vk.com/longsword_club Longsword Club, автор: Максим Звягинцев.

Любопытным является тот факт, что вплоть до июня 1878 года, когда Эдвардом Мейбриджем были сделаны фото лошади в галопе, художники на протяжении многих веков не могли реалистично показать положение ног скачущей лошади. На полотнах известных художников прошлого, обе задние ноги лошади всегда опирались на землю, обе передние ноги парили в воздухе.

Типичное изображение галопа до изобретения фотографии.
Типичное изображение галопа до изобретения фотографии.

Для того, чтобы определить правильное положение ног моих бумажных коней в собранном галопе, я сделал скриншоты с видео собранного галопа, импортировал их в графическую программу, обвёл контуры положения ног и отмасштабировал получившуюся схему, распечатал шаблон для каждой из трёх своих лошадей.

Изображение автора.
Изображение автора.

Первоначально я планировал сделать моих бумажных солдат линейными кавалеристами, но фигурки лошадей получились низкорослыми (134 см в холке) и неказистыми, худосочными, с ошибками в экстерьере (физических пропорциях).

Поэтому пришлось записать их в драгунские, так как требования командования к конскому составу драгунских полков были весьма невысоки, считалось, что драгунам необходимо лишь доехать до места сражения, сражаться они будут пешими. Французские драгуны в конце 17 века были очень полезны в период военных кампаний. При восхождении на трон Людовика XIV во французской армии существовал только один полк драгун. В 1659 году был сформирован второй, и тогда королю и его военачальникам пришло понимание ценности такого вида войск. К 1690 году общее число драгунских полков во Франции увеличилось до сорока трех.

Пришло время усаживать в сёдла моих бумажных драгун. Конское снаряжение будет такое же как в линейной кавалерии, барочные сёдла, мундштучные оголовья. В тот период не существовало регламентированных образцов снаряжения, всё зависело от финансовых возможностей владельца роты или полка.

В книге «Школа верховой езды» («Ecole de cavalerie» François Robichon de La Guérinière,) Франсуа Робишон де ля Гериньер (1688—1751), описываются 4 типа сёдел, использовавшихся в эпоху Людовика XIV. Де ля Гериньер был королевским мастером верховой езды с 1715 года, и хотя его трактат был опубликован через 18 лет после кончины Людовика XIV, он дал описание снаряжения, использовавшегося в прошлом столетии (т.е. в 17 веке).

«Ecole de cavalerie» François Robichon de La Guérinière. 4 типа сёдел, использовавшихся в 17 веке.
«Ecole de cavalerie» François Robichon de La Guérinière. 4 типа сёдел, использовавшихся в 17 веке.

В основном, все седла изготавливались с деревянной арочной рамой (ленчик), которая расширялась в задней части для комфортной посадки. Сверху ленчики покрывались кожей чёрного или красновато-коричневого оттенка, а для более дорогих седел, предназначенных для старших офицеров, часто обтягивались бархатом, цвет которого был чаще всего малиновым.

Седла начала семнадцатого века имели высокие переднюю и заднюю луку, для более уверенной и плотной посадки, но во второй половине века, это стало менее актуальным.

К счастью, до наших дней сохранилось достаточное количество барочных сёдел, и мы можем с большой долей уверенности реконструировать их.

В замке принцев Конде , в Шантийи, находится конюшня (Grand Ecurie), где располагается Музей Лошади, (Musée Vivant du Cheval) который занимает 17 залов. Здесь собрана коллекция предметов исторической амуниции, экипировки всадника, кареты, картины, скульптуры, старинные энциклопедии о лошадях и так далее.

Одно из сёдел  собрания музея. Фото – Рене Шартран.
Одно из сёдел собрания музея. Фото – Рене Шартран.
Седло из замка Скуклостер в Стокгольме.
Седло из замка Скуклостер в Стокгольме.

Кавалерийское седло, датируется около 1690 года. Оно имеет деревянный каркас и обтянуто кожей, по бокам находились седельные сумки (ольстры) для пары пистолетов.

Шведское седло 1690 года. Музей армии в Стокгольме (швед. Armémuseum).
Шведское седло 1690 года. Музей армии в Стокгольме (швед. Armémuseum).
Фото автора.
Фото автора.

Итак, перед нами драгуны армии Короля, они одеты в просторные кюлоты (штаны), покрой которых уже не изменяется со времён Голландской войны 1672-1678 годов. Чулки из серого сукна, но в отличие от прошлого периода, они одеты поверх кюлот, и закрывают колено. Дело в том, что в конце 17 века появилась мода одевать чулки именно так, и я рискую предположить, что в возникновении такой манеры ношения чулок именно кавалеристы были новаторами. Предполагаю, что чулки, одетые поверх кюлот, защищали их от износа при соприкосновении с жёсткими кожаными раструбами кавалерийских ботфорт и гетр, и только позднее эту моду переняли пехотинцы, тоже найдя в этом преимущества.

Теперь рассмотрим ещё одну новаторскую деталь именно драгунского мундира – кожаные гетры (краги). Идея защищать голени и лодыжки прочной кожей не нова, так делали и в Древнем мире, и в Средние века, но идея оснастить драгун кожаными гетрами появилась только в 1670-х годах во Франции в связи с формированием многочисленных драгунских полков. Во времена Тридцатилетней войны драгуны всех армий в конном и пешем строю были только в башмаках и чулках, полностью олицетворяя собой идею ездящей пехоты (по Вальхаузену), но в период войн Людовика XIV это стало совершенно неприемлемо, так как круг задач, стоящих перед драгунами, существенно расширился. Драгуны Короля вели разведку, фуражировку, охраняли лагерь, были в авангарде армии при наступлении, в арьергарде при отступлении, поддерживали линейную и тяжёлую кавалерию во время многочасовых сражений, штурмовали укрепления там, где не успевала пехота.

Фото автора.
Фото автора.

Насколько мне удалось узнать, до наших дней сохранились только кавалерийские гетры 18 века, в том числе личные гетры (краги) Петра Великого, в которых он был в дни Полтавского сражения 1709 года.

Гетры Петра Великого. Рисунок В.Н. Малышева.
Гетры Петра Великого. Рисунок В.Н. Малышева.
Гетры Петра Великого. Застёжка - металлический стержень и пряжка.
Гетры Петра Великого. Застёжка - металлический стержень и пряжка.

Во Франции также хранятся несколько образцов в музеях и частных коллекциях.

Драгунские гетры 18 века. Частная коллекция.
Драгунские гетры 18 века. Частная коллекция.

О гетрах времён Аугсбургской лиги я могу судить лишь по иконографии, а в частности по гравюрам Жерара 1695 года.

Французский драгун. 1695 год. Гравюра Жерара.
Французский драгун. 1695 год. Гравюра Жерара.

Благодаря тому, что уже 350 лет конструкция кавалерийских гетр остаётся почти неизменной (их легко можно приобрести и в наши дни), я сделал примерную реконструкцию драгунских гетр, и представляю их вашему вниманию.

Драгуны Короля в процессе создания. Фото автора.
Драгуны Короля в процессе создания. Фото автора.

Продолжение следует.

Всем добра!