Представляю Вам новый проект «Аугсбургская Лига», посвящённый ещё одной войне Людовика XIV, так называемой «Девятилетней». Полное название этой войны – война между Францией и Аугсбургской Лигой 1688-1697 гг. Я буду реконструировать облик солдат Людовика XIV на вышеуказанный период. Фигуры солдат я делаю из бумаги высотой 90 мм, примерно в масштабе 1:20.
Уже на начальном этапе создания моих бумажных лошадей нужно решить вопрос о том, в какой позе они будут показаны зрителю. Мой творческий замысел состоит в том, чтобы показать кавалеристов в полной боевой экипировке, передвигающихся верхом на поле сражения.
Существуют различные виды перемещения лошадей, называемые аллюрами. Естественные аллюры - шаг, рысь, галоп. Быстрые аллюры – рысь и галоп имеют принципиальное различие – на рысях лошадь бежит, быстро переставляя ноги, а на галопе – скачет, передвигается скачками.
На полях сражений кавалеристы использовали, конечно же, все эти аллюры, но самый выгодный для представления конной фигуры – это галоп. Большая часть военно-исторических миниатюр кавалеристов застыли в какой-либо фазе галопа. Я также не буду оригинален, но есть небольшие нюансы. Различают три вида галопа – собранный, прибавленный и карьер.
В карьере лошадь передвигается с максимально возможной для неё скоростью, но быстро теряет силы, кроме этого, кавалерийское подразделение при этом аллюре не может держать строй, и распадается на отдельно скачущих всадников, что в 17-19 веках было совершенно неприемлемо для регулярной кавалерии.
Мне показался интересным для изображения и вполне реалистичным собранный галоп. На этом аллюре кавалерия может держать строй, маневрировать, делать резкие остановки, стрелять, атаковать холодным оружием. При этом, кони почти не расходуют силы, что тоже немаловажно в условиях многочасовых сражений. Обратимся к материалам исследований по конному искусству 16-17 веков:
«основной аллюр рукопашной – вне зависимости от аллюра атаки – все равно галоп, причем авторы 2-я пол. XVII в. прямо указывают на конкретный вид галопа, оптимальный для рукопашной - собранный галоп»
О скорости собранного галопа:
«Собранный галоп, который авторы XVII века считали основным аллюром не только для стрельбы, но и для работы мечом, едва превышает скорость не то что рыси – шага» .
Источники: https://vk.com/club188710144 КЛАССИЧЕСКАЯ ВЫЕЗДКА: Ренессанс, Барокко, https://vk.com/longsword_club Longsword Club, автор: Максим Звягинцев.
Любопытным является тот факт, что вплоть до июня 1878 года, когда Эдвардом Мейбриджем были сделаны фото лошади в галопе, художники на протяжении многих веков не могли реалистично показать положение ног скачущей лошади. На полотнах известных художников прошлого, обе задние ноги лошади всегда опирались на землю, обе передние ноги парили в воздухе.
Для того, чтобы определить правильное положение ног моих бумажных коней в собранном галопе, я сделал скриншоты с видео собранного галопа, импортировал их в графическую программу, обвёл контуры положения ног и отмасштабировал получившуюся схему, распечатал шаблон для каждой из трёх своих лошадей.
Первоначально я планировал сделать моих бумажных солдат линейными кавалеристами, но фигурки лошадей получились низкорослыми (134 см в холке) и неказистыми, худосочными, с ошибками в экстерьере (физических пропорциях).
Поэтому пришлось записать их в драгунские, так как требования командования к конскому составу драгунских полков были весьма невысоки, считалось, что драгунам необходимо лишь доехать до места сражения, сражаться они будут пешими. Французские драгуны в конце 17 века были очень полезны в период военных кампаний. При восхождении на трон Людовика XIV во французской армии существовал только один полк драгун. В 1659 году был сформирован второй, и тогда королю и его военачальникам пришло понимание ценности такого вида войск. К 1690 году общее число драгунских полков во Франции увеличилось до сорока трех.
Пришло время усаживать в сёдла моих бумажных драгун. Конское снаряжение будет такое же как в линейной кавалерии, барочные сёдла, мундштучные оголовья. В тот период не существовало регламентированных образцов снаряжения, всё зависело от финансовых возможностей владельца роты или полка.
В книге «Школа верховой езды» («Ecole de cavalerie» François Robichon de La Guérinière,) Франсуа Робишон де ля Гериньер (1688—1751), описываются 4 типа сёдел, использовавшихся в эпоху Людовика XIV. Де ля Гериньер был королевским мастером верховой езды с 1715 года, и хотя его трактат был опубликован через 18 лет после кончины Людовика XIV, он дал описание снаряжения, использовавшегося в прошлом столетии (т.е. в 17 веке).
В основном, все седла изготавливались с деревянной арочной рамой (ленчик), которая расширялась в задней части для комфортной посадки. Сверху ленчики покрывались кожей чёрного или красновато-коричневого оттенка, а для более дорогих седел, предназначенных для старших офицеров, часто обтягивались бархатом, цвет которого был чаще всего малиновым.
Седла начала семнадцатого века имели высокие переднюю и заднюю луку, для более уверенной и плотной посадки, но во второй половине века, это стало менее актуальным.
К счастью, до наших дней сохранилось достаточное количество барочных сёдел, и мы можем с большой долей уверенности реконструировать их.
В замке принцев Конде , в Шантийи, находится конюшня (Grand Ecurie), где располагается Музей Лошади, (Musée Vivant du Cheval) который занимает 17 залов. Здесь собрана коллекция предметов исторической амуниции, экипировки всадника, кареты, картины, скульптуры, старинные энциклопедии о лошадях и так далее.
Кавалерийское седло, датируется около 1690 года. Оно имеет деревянный каркас и обтянуто кожей, по бокам находились седельные сумки (ольстры) для пары пистолетов.
Итак, перед нами драгуны армии Короля, они одеты в просторные кюлоты (штаны), покрой которых уже не изменяется со времён Голландской войны 1672-1678 годов. Чулки из серого сукна, но в отличие от прошлого периода, они одеты поверх кюлот, и закрывают колено. Дело в том, что в конце 17 века появилась мода одевать чулки именно так, и я рискую предположить, что в возникновении такой манеры ношения чулок именно кавалеристы были новаторами. Предполагаю, что чулки, одетые поверх кюлот, защищали их от износа при соприкосновении с жёсткими кожаными раструбами кавалерийских ботфорт и гетр, и только позднее эту моду переняли пехотинцы, тоже найдя в этом преимущества.
Теперь рассмотрим ещё одну новаторскую деталь именно драгунского мундира – кожаные гетры (краги). Идея защищать голени и лодыжки прочной кожей не нова, так делали и в Древнем мире, и в Средние века, но идея оснастить драгун кожаными гетрами появилась только в 1670-х годах во Франции в связи с формированием многочисленных драгунских полков. Во времена Тридцатилетней войны драгуны всех армий в конном и пешем строю были только в башмаках и чулках, полностью олицетворяя собой идею ездящей пехоты (по Вальхаузену), но в период войн Людовика XIV это стало совершенно неприемлемо, так как круг задач, стоящих перед драгунами, существенно расширился. Драгуны Короля вели разведку, фуражировку, охраняли лагерь, были в авангарде армии при наступлении, в арьергарде при отступлении, поддерживали линейную и тяжёлую кавалерию во время многочасовых сражений, штурмовали укрепления там, где не успевала пехота.
Насколько мне удалось узнать, до наших дней сохранились только кавалерийские гетры 18 века, в том числе личные гетры (краги) Петра Великого, в которых он был в дни Полтавского сражения 1709 года.
Во Франции также хранятся несколько образцов в музеях и частных коллекциях.
О гетрах времён Аугсбургской лиги я могу судить лишь по иконографии, а в частности по гравюрам Жерара 1695 года.
Благодаря тому, что уже 350 лет конструкция кавалерийских гетр остаётся почти неизменной (их легко можно приобрести и в наши дни), я сделал примерную реконструкцию драгунских гетр, и представляю их вашему вниманию.
Продолжение следует.
Всем добра!