Тормозные колодки в автомобиле — расходники, они неизбежно изнашиваются при езде. Обычный ресурс колодок — от 20 до 60–70 тысяч километров в зависимости от модели автомобиля и того, как на нём ездить. Поэтому рано или поздно вопрос покупки этих деталей встаёт перед каждым автовладельцем. Но сегодня ответ на него непрост из-за оттока производителей «оригинала». Рассказываем, какие тормозные колодки выбрать, а ещё — про топ-10 наиболее качественных и популярных брендов колодок.
Какими бывают колодки
Солидные производители делают колодки нескольких серий, порой кардинально отличающихся по цене даже для одного и того же автомобиля.
Высокие технологии стоят дорого, но не всегда в них есть потребность. Кому-то больше подойдут детали «стандартной» серии, для обычных городских автомобилей, а для кого-то обязательны к применению «спортивные» колодки, если у машины мощный мотор и соответствующая динамика. Для сверхинтенсивной эксплуатации тормозов (например, на трек-днях по гоночной трассе), скорее всего, и таких будет мало — нужны специальные колодки, выдерживающие сильный нагрев. Поэтому, если кто-то написал, что «колодки такого-то бренда плохие», не спешите делать выводы. Возможно, речь о другой серии или просто детали были подобраны неправильно.
Нельзя исключать и вероятность подделки. Когда мировые бренды официально присутствовали на российском рынке, они тщательно отслеживали появление контрафакта. Теперь этим заниматься некому, а поставки идут не из официальных источников. С этим же, кстати, связана и некоторая нелогичность цен — порой изделия именитого бренда оказываются дешевле изначально «бюджетных». Поэтому сегодня вероятность попасть на подделку гораздо выше.
Ещё колодки отличаются материалами, из которых они изготовлены:
- Органические. Относительно «мягкие», минимально изнашивают диск, не требуют больших усилий при торможении. Но и сами стираются довольно быстро.
- Полуметаллические. В составе фрикционного материала велико содержание металлов, которые, помимо прочего, лучше отводят тепло. За счёт этого колодки пригодны для более высоких нагрузок.
- Низкометаллические. В составе этих колодок также присутствует металл, но в существенно меньшей пропорции. Соответственно, часто они — «золотая середина» при аккуратной и неспешной эксплуатации автомобиля.
- Керамические и карбоновые. По сути, это модели для спорткаров. Они требуют специальных тормозных дисков вместо привычных чугунных и как следует тормозят только в разогретом состоянии. Самый дорогой и самый эффективный тип, но подходящий только для специфических условий эксплуатации.
Наконец, у колодок разных производителей на одну и ту же модель автомобиля могут быть разные комплектации. Помимо, собственно, самих колодок, в коробке может находиться тюбик противоскрипной пасты (её часто называют смазкой, хотя это не совсем верно), болты для крепления суппорта, прижимные пластины (их тоже относят к расходникам), датчики износа. Кстати, механические датчики бывают интегрированы в саму колодку: это небольшая пластина, она начинает издавать хорошо различимый звук при контакте с диском, который возникает по мере износа фрикционных накладок.
Что надо учесть при выборе колодок
Понять, какие колодки лучше поставить, на самом деле не так просто. В идеале они должны сочетать в себе плохо совместимые свойства:
- Обеспечивать эффективное замедление. Для этого материал накладок должен быть относительно мягким, хорошо выдерживать температурные перепады (диски и колодки могут разогреваться до 150 градусов).
- Иметь длительный срок службы. Чем мягче материал накладок, тем быстрее он изнашивается. Значит, накладка должна быть в меру твёрдая. Но слишком твёрдый материал, во-первых, будет иметь слишком низкий коэффициент трения — в конечном счёте водителю придётся сильнее давить на педаль. А во-вторых, это приведёт к более быстрому износу тормозного диска (или барабана), что тоже плохо.
Получается, накладка должна быть одновременно твёрдой и мягкой, хорошо тормозить даже «на холодную» и одновременно выдерживать сильный нагрев, не разрушаясь и не теряя сцепления. Фактически это поиск компромисса, и только опытным (или лабораторным) путём можно узнать «ходимость» и эффективность работы колодки по диску. Кстати, и материал дисков может быть разным, лучше или хуже совместимым с конкретными колодками.
Есть ещё важный момент для тех, кто пытается решить, какие лучше купить тормозные колодки. Они при контакте с диском могут издавать неприятный писк. Причём он никак не связан с эффективностью торможения — она не зависит ни от громкости звука, ни вообще от его наличия. Но, согласитесь, ездить с такими колодками крайне неприятно. Поэтому в идеале нужно выбирать такие, которые бы и не скрипели. Как это сделать?
Определённо, лучше всего себя показывает продукция ведущих производителей. Они уделяют немало времени и средств разработке новых фрикционных материалов, их тестированию, ресурсным испытаниям. Поэтому и стоят такие колодки недёшево. Но разве можно экономить на тормозах? Мы составили свой рейтинг брендов передних тормозных колодок — от топовых до доступных, который поможет вам сделать правильный выбор.
Лучшие тормозные колодки: наш рейтинг
Brembo
Средняя цена за комплект
Lada Vesta: 3700 рублей
VW Polo: 2900 рублей
Toyota Camry: 4200 рублей
Итальянский производитель «премиальных» тормозных систем. Детали Brembo считаются одними из самых совершенных в мире, а красные суппорты с фирменной надписью — символом качества и эффективности. Их устанавливают не только на мощные спорткары, но и на настоящие гоночные автомобили и мотоциклы. Однако компания выпускает широкий ассортимент колодок и дисков для «гражданских» машин. Как и всё хорошее, продукция Brembo стоит недёшево — в среднем на 15–20% дороже конкурентов. Но если вас интересуют верхние строчки топа тормозных колодок, обратите внимание на этот бренд.
ATE
Средняя цена за комплект
Lada Vesta: 4700 рублей
VW Polo: 4500 рублей
Toyota Camry: 3000 рублей
У ATE выбор колодок довольно велик: есть даже отдельная линейка Classic для ретроавтомобилей. Компания самостоятельно разрабатывает фрикционные смеси, коих в распоряжении технологов уже около 150 видов. Чаще ATE покупают либо те, кто элементарно привык к лучшему, либо владельцы быстрых автомобилей. Причина простая: колодки имеют стабильные характеристики и хорошо показывают себя в любых условиях. Для компактных городских автомобилей (и тем более при спокойном темпераменте водителя) можно найти более доступную альтернативу.
Ferodo
Средняя цена за комплект
Lada Vesta: 3000 рублей
VW Polo: 3700 рублей
Toyota Camry: 3200 рублей
Бренд, фактически давший тормозным накладкам своё имя. Компания ведёт историю аж с XIX века, а первые колодки Ferodo предназначались для конных экипажей.
Сегодня Ferodo считается одним из лучших производителей тормозных колодок. Тормозные накладки, сделанные по технологии FUSE+, состоят из 20 с лишним разных компонентов, причём бренд делает акцент на экологичных материалах. Важно, что можно найти подходящую модель практически на любой автомобиль. Правда, и подделок тоже встречается немало. Проверить оригинальность колодок можно по голографической наклейке, а также по коду, который нанесён на упаковку, — его нужно ввести в специальное поле на официальном сайте.
TRW
Средняя цена за комплект
Lada Vesta: 4000 рублей
VW Polo: 2900 рублей
Toyota Camry: 5100 рублей
После того как TRW Automotive Aftermarket купила компанию Lucas Varity, концерн стал одним из самых крупных производителей тормозных систем. В частности, колодки TRW активно поставляют на конвейеры ведущих автопроизводителей. И их же фактически можно встретить в коробках с оригинальными (то есть маркированными брендом автопроизводителя) колодками VW Group, Mercedes-Benz и прочих.
Колодки TRW изготавливаются с использованием ряда авторских технологий (например, COTEC, обеспечивающая эффективное торможение с первых же километров, ещё на «холодных» колодках). Они долго служат и не боятся перегрева.
Главный недостаток кроется в большой популярности изделий бренда: подделывают их очень часто. Так что, если соберётесь покупать, обращайтесь в проверенные места с хорошими отзывами и высоким рейтингом.
Bosch
Средняя цена за комплект
Lada Vesta: 3400 рублей
VW Polo: 2500 рублей
Toyota Camry: 2100 рублей
В нашем списке тормозных колодок для иномарок по цене и качеству Bosch по праву занимает своё место. К сожалению, как и другие европейские бренды, этот немецкий авторитет покинул российский рынок, хотя детали для тормозных систем активно завозят параллельным импортом из других стран.
Bosch можно отнести к колодкам средней ценовой категории. Как правило, они дешевле TRW и уж тем более Brembo, при этом их уровень качества и эффективность достаточны для большинства автомобилей массового сегмента.
Nisshinbo
Средняя цена за комплект
Lada Vesta: 3000 рублей
VW Polo: 4500 рублей
Toyota Camry: 3900 рублей
Если у вас азиатский автомобиль, стоит присмотреться к колодкам Nisshinbo. По качеству они, как правило, не хуже оригинальных, при этом большинство позиций соответствуют и требованиям европейского стандарта ECE R90.
Колодки бренда очень часто встречаются на новых автомобилях Toyota, Mazda, Honda, Mitsubishi и Nissan. Правда, на них обычно нанесено не полное название бренда, а аббревиатура подразделения NBK (Nisshinbo Brake Kabushiki Kaysha), которое выпускает детали для поставок на конвейеры. Поэтому без колебаний включаем продукцию бренда в рейтинг тормозных колодок 2024.
Akebono
Средняя цена за комплект
Lada Vesta: н/д
VW Polo: н/д
Toyota Camry: 2800 рублей
Ещё один японский бренд — не такой известный, как Nisshinbo, но очень достойный производитель тормозных колодок. Компания выпускает их уже почти 100 лет, и по разным оценкам, от 20 до 40% всех конвейерных поставок этих деталей в Японии приходится именно на Akebono.
Колодки можно найти не только на азиатские, но и на европейские автомобили, хотя и далеко не все. При этом они не очень сильно «пылят», а также обычно не досаждают посторонними звуками при торможении.
Valeo
Средняя цена за комплект
Lada Vesta: 2200 рублей
VW Polo: 3100 рублей
Toyota Camry: 2300 рублей
Французский бренд Valeo в прошлом году продал все свои активы в России отечественной компании «Автоприбор», и в 2024-м завод в Тольятти должен перезапуститься с российской продукцией. Пока же тормозные колодки Valeo возят по параллельному импорту. Они недешёвые, но по результатам тестов независимых СМИ, проводивших сравнение тормозных колодок, чаще всего оказывались в первой пятёрке. В активе — стабильный тормозной путь, слабо зависящий от температуры, медленный износ и отсутствие разрушений накладки даже после большого пробега.
Finwhale
Средняя цена за комплект
Lada Vesta: 1800 рублей
VW Polo: 2000 рублей
Toyota Camry: 2200 рублей
Колодки Finwhale любят за хорошее соотношение цены и качества. Они заметно дешевле аналогов из топа тормозных колодок для иномарок, но отлично тормозят, не «пылят» и крайне редко досаждают писком при торможении. Водители, предпочитающие активный стиль езды, отмечают, что после серии интенсивных торможений эффективность работы накладок падает, но при размеренной городской езде этот недостаток практически незаметен.
Fenox
Средняя цена за комплект
Lada Vesta: 1500 рублей
VW Polo: 1500 рублей
Toyota Camry: 1700 рублей
Этот белорусский бренд замыкает наш рейтинг производителей тормозных колодок для иномарок. К нему стоит присмотреться тем, кому нужны максимально бюджетные колодки. У комплектующих такого класса часто заметны проблемы со стабильностью качества, но у Fenox, по всей видимости, хорошо налажен выходной контроль, поэтому никаких «сюрпризов» от них ждать не приходится. В своей нише это один из оптимальных вариантов: «ходят» до 50 000 километров, а накладки не разрушаются при эксплуатации. Главное — не испытывать их затяжными спусками и прочими экстремальными условиями.