Современные египтяне всерьёз взялись за своё далекое прошлое, чтобы развлекать туристов еще больше.
Старенький Египетский музей на площади Тахир уже давно не справляется с толпами народа, жаждущего прикоснуться к истории. Запасники этого музея также ломятся от артефактов, которые наваяли древние предки современных коптов - их просто негде было показывать.
Поэтому Каиры решили расширить ареал обитания туристов и построили целых два музея египетской цивилизации: Гранд музей в Гизе возле пирамид и Национальный музей египетских цивилизаций в самом Каире. Впрочем, даже если они построят 10 музеев большого размера, все равно на них найдутся экспонаты, в изобилии зарытые в египетской земле.
Места не пожалели - музей большой.
Находится возле озера, вокруг которого также создают парк, так что в скором времени там можно будет гулять.
Вход в музей начинается с широкой площадки, на которой негде спрятаться от солнца.
Уж не знаю, почему египтяне очень любят такие открытые пространства. Наверное, чтобы никто не прокрался в темноте и не похитил драгоценные мумии?
Музей этот задуман как место хранения сохранившихся мумий фараонов и их жён. Их последняя, надеемся, гробница.
Мумии были помпезно перемещены сюда из старого музея 3 апреля 2021 года:
Эта гробница и является основной экспозицией этого музея.
Как и полагается, чтобы попасть в гробницу, надо спуститься под землю.
Большая стрелочка покажет, куда.
Затем нужно пройти вокруг круглого зала, на полу и стенах которого демострируются картинки их древнегреческой жизни.
Под экраном - дверь в гробницу.
Гробница выложена чёрным мрамором, в каждой камере лежит мумия и её саркофаг (или саркофаги) . На стенах - описание жизни владельцев тела.
Фотографировать в гробнице нельзя, но посетить её стоит - все сделано очень торжественно и достойно людей королевской крови.
Обращает на себя внимание, что у многих фараонов были орлиные носы. Понятно, что мумии усыхают, и носовая кость торчит, но всё равно размеры бросаются в глаза.
Но мумии - это не весь музей. Когда поднимаешься из тёмных гробниц обратно на свет белый, то попадаешь в просторный светлый зал, в котором можно увидеть всю историю территории, которая ныне зовется Египтом.
Начать нужно против часовой стрелки - там находятся самые древние находки - наконечники стрел и других орудий первобытных людей:
Далее можно посмотреть, как в Древнем Египте пекли хлеб:
Как выглядели первые жилища и места поклонения:
Чем измеряли товары:
Какие инструменты использовали для строительства:
Почти половина зала, разумеется, посвящена Древнему Египту, который ничего общего с современным Египтом не имеет.
Но рассматривать памятники той цивилизации можно бесконечно.
Рожающая Исида. По этому барельефу можно видеть, как рожали женщины в то время - сидя.
А вот будущий бог Гор или Хор, изображен в виде младенца:
Хотя младенец Гор был болезненным, но так как он жил в болотах, в камышах - прятался от дядюшки Сета - то приобрел иммунитет к укусам змей и стал считаться защитником от их укусов.
Без саркофагов никуда - тоже часть истории, очень большая!
Сфинксы, разумеется, тоже есть:
Ключи жизни:
Можно поиграть в игру "Сосчитай всех скарабеев в зале!"
Зал просторный, места много, почти все экспонаты можно обойти кругом и рассмотреть со всех сторон:
Великолепный Аменхотепа тоже здесь!
Древнему Египту заслуженно посвящено пол-зала, но это не вся экспозиция!
Древний Египет плавно перетекает в греко-эллинский:
Это Пен-Менх, правитель Дендары. Пен-Менх жил во времена царицы Клеопатры Vii и римского завоевания Египта. Будучи одним из высокопоставленных чиновников, он занимал должность мэра Дендары, столицы 6-го нома Верхнего Египта. Он был царским наместником и жрецом Хатор и Гора.
Эта статуя является уникальным примером перемешивания древнеегипетского канона с эллинистическим.
Затем начинается уголок коптской цивилизации - раннего христианства.
Первые христианские иконы:
Фрагмент гобелена: При изготовлении коптских полотен использовались лен, шерсть, а иногда и шелк . На этом месте был изображен человек верхом на коне, за которым скакал леопард. Такой охотничий мотив известен как в коптском, так и в мусульманском искусстве.
Ну и последняя часть зала посвящена исламскому периоду:
Машрабия - "Эркерное окно"
"Организация света в исламской архитектуре"
Машрабия, или эркерные окна, являются одними из наиболее важных художественных и архитектурных элементов исламского периода, на которые оказали влияние украшенные камнем и лепниной окна. Как правило, машрабии изготавливались из дерева, обработанного токарным станком, что позволяло естественному свету и вентиляции проникать внутрь помещения через отверстия.
Машрабии появились примерно в 6 веке нашей эры / 13 веке нашей эры и процветали во времена мамлюков и османов. Эти окна характеризуют внутреннюю архитектуру Египта и не имеют аналогов в мире.
По залу при желании можно пробродить час, рассматривая экспонаты, особенно если интересует история.
В музее есть еще один большой зал для выставок, в нём как раз выставлялся древнеегипетский текстиль.
Еще можно выйти погулять в сад к озеру, но там еще не доделано, и посмотреть на археологические раскопки.
Так что музей определенно заслуживает внимания!
Обязательно запланируйте 2-3 часа, чтобы точно всё посмотреть!