Найти тему
muscult.ru

Сергей Доженков: Как все начиналось

Оглавление
Сергей Долженков – российский тромбонист, композитор, аранжировщик, бэнд-лидер.
Сергей Долженков – российский тромбонист, композитор, аранжировщик, бэнд-лидер.

Солист Московского джазового оркестра п/у Игоря Бутмана, создатель и руководитель New Blood Big Band и Sergey Dolzhenkov quintet, главный дирижер Губернаторского джаз-клуба «Геликон» (Новокузнецк).

Педагог академии Ларисы Долиной, создатель оркестра МГИК Jazz Magic – единственного из студенческих оркестров в России, регулярно играющего в лучших джаз-клубах Москвы.

Как джазовый музыкант и аранжировщик известен не только в России, но и за её пределами. Игорь Бутман, Уинтон Марсалис, Тиль Брённер, Рэнди Бреккер, Ди Ди Бриджуотер, Лариса Долина, Патти Остин – это далеко не полный список музыкантов, с которыми Сергей играл на лучших площадках по всему миру.

Его аранжировки играют в России, Германии, Италии, США, Бразилии. Помимо богатейшего опыта оркестрового музыканта, более 30 лет работы в биг-бэндах, симфонических, духовых, эстрадных и народных оркестрах, а также во всевозможных ансамблях, Сергей является руководителем сразу трех оркестров, два из которых он создал с нуля.

– Расскажите, пожалуйста, о своих родителях. Увлекались ли они музыкой, видели ли ваш потенциал?

– Музыкантов в моей семье не было, идея отправить меня в музыкальную школу исходила от бабушки. Она меня отправила на народное отделение, на баян, я там кое-как отучился, мне поставили за госэкзамен «три» за то, что я помог перенести стол из актового зала в кабинет. То есть, народник из меня не получился. А в духовое отделение, которое находилось этажом ниже в этом же здании, я пошел уже сам, изъявил желание. После я этого поступил, не помню, как это получилось, в колледж культуры, отучился там 4 года. По сути, я тоже там музыкой не занимался, занимался какой-то ерундой. Учась в колледже, в роли музыканта тогда я себя точно не видел. Воспринимал учебу как досуг какой-то, что ли.

Помимо того, что я учился, я работал в симфоническом оркестре, в джазовом оркестре, я работал в цветочном салоне, охранником, вел музыкальный кружок в очень на тот момент неблагоприятном, бандитском районе города Томска, а также работал грузчиком на складе, грузил мебель – все это было в одно время. Вспоминаю и думаю: и как я все это успевал?

-2

А музыкой я занялся только после переезда в Кемерово. Я поступил в Кемерово тоже случайно: приезжала комиссия, меня послушали на госэкзамене в Томске и приняли в Институт культуры без экзаменов.

И вот там как раз благодаря компании, которая у нас сложилась из людей моего возраста, моих одногруппников, друзей (они и привили мне любовь к джазовой музыке, к фьюжн-музыке), я начал заниматься с головой, с умом, с пониманием, что я точно буду музыкантом. Этому еще способствовала конкуренция внутри нашей компании, потому что все были такие. Там уже начались победы в классических конкурсах, потому что по образованию я классический музыкант, начал нарабатываться свой материал в классических джазовых фестивалях.

На тот момент в городе Кемерово я себя не видел как джазового музыканта, потому что там были симфонический оркестр, духовой оркестр и все.

Я оформил перевод в Санкт-Петербург. Почему я туда поехал – сам не знаю. Надо было сразу ехать в Москву. Мы с женой получили на работе отпускные, купили билеты, взяли все свои вещи и поехали оформлять перевод.

В Питере был один из самых сложнейших периодов моей жизни. Получилось так, что мы остались совершенно без денег. Нас обманули, и мы остались без средств к существованию.

-3

Это был, кажется, 2005 год. Общежитие для абитуриентов стоило 300 рублей в сутки, а денег не было вообще. Я на пару с гитаристом играл на тромбоне возле храма Спаса-на-Крови какие-то джазовые стандарты, нам кидали мелочь, на эти деньги я оплачивал общежитие для жены и мы ели, а сам я какое-то время ночевал на остановках. Это было лето.

Один раз я собрал деньги (это было со 2 по 3 июня или июля), оплатил себе общежитие, а так как я не был уверен в завтрашнем дне абсолютно, тройку переправил на 18 и таким образом какое-то время жил в общежитии. Когда это вскрылось, меня выгнали со страшным скандалом.

В один из дней, когда мы играли с гитаристом, ко мне подошел какой-то человек и бросил визитку. Это оказался дирижер военно-медицинского института. Я позвонил по телефону, и меня взяли в этот институт на работу.

Я числился там достаточно долго по причине того, что потом я снял жилье недалеко от этого института, а туда приходил заниматься. Заниматься на тромбоне нужно как минимум каждый день.

-4

– Как вы попали к Ваенге?

– Когда я сдавал вступительный экзамен, я произвел на комиссию большое впечатление, а в комиссии сидел преподаватель по барабанам, который с ней на тот момент работал. Лена набирала новый состав музыкантов, ей потребовался тромбонист, и меня порекомендовали. На тот момент я понятия не имел, кто это. Может, в Питере ее и знали, но в стране широкой популярности у нее не было. Я застал период ее становления как феномен российской эстрады.

Отработал с ней 4 или 5 лет, но потом наступил период, когда я понял, что когда я был студентом и тратил по 15-16 часов на занятия каждый день, я стремился не к этому. Я ушел в свободное плавание, начал делать свой проект, в качестве солиста играть какие-то концерты. На одном из фестивалей в городе Сочи я познакомился с Игорем Бутманом, и он позвал меня работать в свой оркестр.

Я переехал в Москву, собрал в Москве свой квинтет с Женей Побожим. Это было в 2015 году, мы до сих пор дружим, и я думаю, продружим до конца жизни, надеюсь на это.

-5

Позже появился Антон Давидянц, а спустя пару-тройку лет меня пригласили преподавать в МГИК. Там мы с Ларисой Александровной и познакомились, подружились, и делаем сейчас общее дело на благо студентов и всего джазового сообщества.

-6

Что ещё почитать?

- Музыкальная академия Ларисы Долиной – учим талантливых становиться профессионалами!
-
Лучшие статьи апреля: развиваем дикцию, определяем показатели успеха и боремся с внутренним критическим голосом
-
Джазовая среда с наставником Музыкальной академии Юлией Шегай. Джазовый стандарт I’ve got you under my Skin

О главных событиях в Музыкальной академии Ларисы Долиной можно прочитать в дайджестах на официальном сайте: https://muscult.ru/digest
Календарь предстоящих событий вы найдёте по ссылке: https://muscult.ru/calendar

Подписывайтесь на социальные сети Музыкальной академии. Там вы найдёте:

  • информацию о предстоящих мероприятиях и мастер-классах,
  • обучающие видео,
  • выступления,
  • советы от педагогов и многое другое!
ВКонтакте: https://vk.com/muscultru
Telegram: https://t.me/muscultru
Телеграм-чат: https://t.me/+zbGT7rKGa4g3YjQy