ОБ Абуталипе Абакаровиче Исакове, уроженце Дагестана, проживающем в хуторе Набережный Куйбышевского с/п, наслышана давно. А вот встретиться с ним мне никак не удавалось, он все время в трудах праведных. И все же на днях фермер нашел время встретиться со мной и поговорить по душам.
- Абуталип Абакарович, из беседы со специалистами администрации вашего поселения узнала о том, что в 2018 году вы получили грант от министерства сельского хозяйства Краснодарского края на развитие своего дела. Как вы оказались на Кубани?
- Пригласил человек, который обещал мне золотые горы, но увы… В 2009 году я приехал сюда, приобрел дом. Позже перевез супругу. У меня три дочери семи, девяти и тринадцати лет. Когда они подросли, понял, что из нашего хутора им будет нелегко добираться в школу. Вот и решил отправить семью в Дагестан.
- Как получилось, что учитель и тренер по самбо занялся овцеводством?
- Я надеялся, что в районе откроется спорткомплекс. К сожалению, в те годы этого не произошло. Тогда свою трудовую деятельность на Кубани начал с выращивания овощей. Но проблема в том, что у нас нет стабильности в стране: то цены скачут, то продукция никому не нужна. Раньше государство регулировало этот процесс – все, что производилось в хозяйстве, можно было куда-то сдавать.
Поэтому я стал заниматься овцеводством.
В лучшие годы у меня в отаре насчитывалось 800-850 голов. А потом задумался о создании фермы по производству козьего молока.
Поднимать ферму «с нуля» – это большой труд. Все нужно собирать по крупицам, изучать, исправлять свои же ошибки. Трудно, и, конечно, поддержка в виде грантов от государства очень важна.
Вот тогда-то решил создать технологически оснащенную ферму, подготовил документы и принял участие в краевом конкурсе грантов на развитие семейных животноводческих мини-производств. И победил!
Получив от государства стартовый капитал в 5 миллионов рублей, приобрел трактор МТЗ-80 с навесным оборудованием, охладитель молока, пастеризатор, доильную установку на 10 голов. А главное – 120 козочек зааненской и нубийской пород, а также 5 самцов. Чуть позже докупил земли под ферму и пай в 5 га пахотной земли для выращивания ячменя.
- Целевые гранты на развитие семейных животноводческих ферм требуют строгой отчетности.
- Действительно, это так. За каждую копеечку надо отчитаться. Отчеты составлялись и отправлялись «в край» несколько раз в год. У меня самого времени на это совершенно не хватало, поэтому пришлось принять бухгалтера.
Иногда отчеты собираются объемом в 30-40 страниц. Чтобы отчитаться по гранту, требуется от 5 до 8 лет. Только после этого можно будет по желанию изменить вид деятельности. В прошлом году я все же рассчитался с государством. Но порой думаю, что лучше бы давали беспроцентные кредиты.
- Хватает ли кормов на пропитание козьему племени?
- Помимо пяти гектаров земли, находящейся в собственности, арендую еще 75 га пашни, которые засеваю люцерной. И все же собственных кормов на растущее поголовье не хватает, приходится докупать до 50 тонн ячменя и несколько тонн сена.
- Как вам удается справляться с таким большим хозяйством?
- Раньше у меня было шестеро помощников. Чтобы не было текучки кадров, установил для них достойную оплату и премию по итогам года. Но с условием, что будут работать добросовестно и придерживаться трезвого образа жизни. В настоящее время мне помогают лишь двое, да и то на полставки. Так как больше платить не могу. Поэтому с раннего утра и до позднего вечера занимаюсь хозяйством, сейчас вы застали меня случайно: приехал на обед.
- Финансовое положение как-то изменилось?
- В предыдущие годы благодаря приобретению машины с холодильным оборудованием я возил на переработку до 1500 кг козьего молока в неделю на частную сыроварню в пос. Южный под Краснодаром. Иногда поставлял свежайшую продукцию в Тихорецк. Теперь спрос на молоко резко упал, поэтому был вынужден сократить поголовье скота. На сегодняшний день у меня около 450 овец, 250 коз и 50 козлят. Вместо утренней и вечерней дойки коз сегодня мы доим их один раз в день, остальное молоко подсасывают козлята.
Освоил производство брынзы небольшими партиями, но сдать ее в торговую сеть проблематично. А ведь и козье молоко, и сыры – полезные для здоровья продукты. Они менее калорийны, легче перевариваются, не вызывают аллергии. Но, к сожалению, рынка сбыта на нашу продукцию нет.
- Абуталип Абакарович, дойка коз – это механизированный процесс?
- Дойные козы содержатся в специально оборудованном помещении, где установлены доильные аппараты и холодильная камера. В небольшие стойла одновременно запускают по 20 коз, где для них в кормушках приготовлено лакомство. После санитарной обработки вымени к ним по очереди подключают доильные аппараты. Как только процесс дойки закончен, этих животных отпускают по другому настилу в базы. Заводится следующая партия.
Все наши животные на учете в ветлечебнице. Несколько раз за год у них производится забор крови на анализы. И ветеринары подтверждают, что условия содержания и состояние здоровья животных соответствуют нормам.
- Что вам помогает держаться наплаву?
- Субсидии, которые получаю благодаря управлению сельского хозяйства. Думаю, вы прекрасно понимаете, насколько это трудоемкий процесс – животноводство. Но когда ты еще и рынка сбыта не имеешь, то порой руки опускаются...
Прощаясь с собеседником, пожелала ему удачи. А его фермерскому хозяйству - рентабельности. А ещё заверила в том, что все мы, земляки, благодарим его за труд и отношение к жизни.
Елена КОНОВАЛОВА