И вечно продолжается полет…
Учебники истории, из которых молодое поколение черпает знания о прошлом страны и её месте на мировой арене, совершенно заслуженно называют инструментом будущего. Выйдя в 1991 году из состава СССР, суверенная Украина стала создавать свою новую государственную летопись, в которой с каждым годом методично нарастали антироссийские настроения. Желание подчеркнуть свою самобытность и самостоятельность привело к тому, что в школьных учебниках по истории Украины появились искажённые и откровенно фальсифицированные данные о событиях разных лет, в том числе и о Великой Отечественной войне, а ее героев просто вычеркнули из истории. Из школьных, сельских и городских библиотек исчезли книги о героических битвах, о героях-фронтовиках, подпольщиках, партизанах.
Бывая на родине в Запорожской области, я в течение трех десятилетий воочию убеждался, как с каждым годом росло число моих земляков, которые мало что помнят о героях Великой Отечественной войны. Были забыты даже наши героические земляки. Второй год на новых территориях России учителя и педагоги в невероятно сложных условиях пытаются исправить положение. Справедливо полагая, что только помня имена тех, кто сражался с фашизмом на полях Великой Отечественной войны, мы сможем сохранить благодарную память для будущих поколений за мир, в котором мы живем, будем бережнее относиться к тому, что имеем, ценить то, что таким трудом, кровью и потом далось нашим предкам.
***
Село Охримовка находится на правом берегу Молочного лимана, недалеко от побережья Азовского моря в Акимовском районе Запорожской области. Название села происходит от имени Охрім, украинской формы имени Ефрем, поэтому название села на русский язык иногда переводят как Ефремовка. В Советском Союзе на территории села размещался колхоз «Знамя коммунизма», специализирующийся на овцеводстве. Впервые я побывал здесь почти полвека назад. В колхозе как раз был построен один из крупнейших на Украине овцеводческих комплексов на 15 тысяч голов овец. Комплекс ежегодно производил 140 тонн баранины и 60 тонн шерсти. Но помимо достижений в овцеводстве, колхозники гордились своей знаменитой землячкой - штурманом звена 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта Героем Советского Союза гвардии лейтенантом Верой Лукьяновной Белик. В селе был установлен бюст летчице. Именем героини названа улица.
Вера Белик в Охримовке появилась на свет 12 июня 1921-го года. Через несколько лет в поисках лучшей доли семья переехала в рабочий поселок завода имени Войкова близ Керчи. Отец Веры устроился мастером по электрооборудованию прокатного цеха завода. Мать растила шестерых детей. Вера, как старшая, всегда помогала матери по хозяйству. С детства легко находила общий язык с детьми, мечтала стать учителем. Училась она в школе №17 Керчи, была круглой отличницей. Больше всего девушка любила математику. Потому и поступила на математический факультет Московского педагогического института.
Она оканчивала второй курс, когда началась Великая Отечественная война. Оставив учебу, Вера пошла добровольцем в Красную армию. По призыву Героя Советского Союза Марины Расковой, инициатора создания женских авиаполков, Вера решила стать штурманом. Ей пригодились отличные знания математики.
После обучения Белик была направлена в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиаполк. Лётчиц именно этого полка немцы прозвали «Ночными ведьмами», за их действия в тёмном небе. Девушки, подлетая на своих бипланах ПО-2 к цели, часто выключали двигатели самолётов, чтобы до конца остаться незамеченными, но те продолжали издавать своеобразный шелест, похожий на звук метлы. В этом убаюкивающем звуке раздавался свист падающих снарядов, а затем взрывы.
Какой она была штурман Вера Белик?
Ответ на этот вопрос сегодня могут дать только сохранившиеся воспоминания ее боевых подруг. Вот какой уроженка Охримовки запомнилась боевой подруге штурману звена гвардии капитану Ларисе Розановой: "У Веры была мягкая красота украинки. Тёмные прямые волосы обрамляли круглое, широкоскулое лицо с большими серыми, всегда светящимися глазами. При первом же знакомстве Вера располагала к себе своей отзывчивостью".
Штурман звена 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка гвардии лейтенант Белик участвовала в битве за Кавказ, освобождении Кубани, Крыма и Белоруссии, наносила бомбовые удары по военным объектам врага в Восточной Пруссии. К августу 1944 года она совершила 813 ночных вылетов, нанеся противнику большой урон в технике и живой силе.
Большинство боевых вылетов Вера совершала в экипаже своей неразлучной подруги Татьяны Макаровой. В полку между эскадрильями и экипажами было соревнование за точный выход на цель и её поражение. Экипаж Макаровой-Белик уверенно лидировал по результативности бомбовых ударов. Именно им посчастливилось летать на самолёте У-2, подаренном полку коллективом авиационных мастерских, на котором белой краской было написано "Лучшему комсомольскому экипажу".
В сентябре 1943 года в период боёв за Новороссийск в составе восьми экипажей 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка экипаж Макаровой-Белик базировался на аэродроме Геленджика. Вот как вспоминает эти дни Лариса Розанова (Литвинова):
"В один из погожих сентябрьских дней группа Амосовой взяла курс на Геленджик. Благополучно прибыв к месту назначения, мы заняли свой "уголок" аэродрома рядом с полком Бочарова. Девчата осмотрелись: в таких условиях им ещё не приходилось работать. На юго-восточной границе лётного поля поднимались уступы гор, а на западе совсем близко было море. Во взглядах лётчиков-черноморцев, увидевших девчат, не трудно было прочитать заинтересованность и откровенное сомнение: "Посмотрим, посмотрим, на что вы способны...". Но девушки доказали, что летают не хуже мужчин ". Х
Воспоминания Ларисы Розановой дополняет заместитель командира полка гвардии майор Серафима Амосова:
«...Вместе с нами с аэродрома Геленджика на таких же самолётах ПО-2 выполняли боевую задачу лётчики полка под командованием майора Бочарова. Между нами сразу началось негласное соревнование: кто больше сделает боевых вылетов и у кого будет выше эффективность бомбардировочных ударов. В этом соревновании победителями неизменно оказывались наши лётчицы".
- Над Моздоком, - вспоминала ветеран полка Герой Советского Союза Марина Чечнёва, - экипаж Тани Макаровой и Веры Белик попал под ураганный огонь противника. Вырваться из света прожекторов не удалось. Девушек выручила командир эскадрильи Серафима Амосова. Рискуя врезаться в землю, она спикировала на вражеские прожекторные установки. Взрывной волной самолёт Амосовой сильно подбросило, лётчица едва не потеряла управление. Но свет на земле погас, и это спасло экипаж Макаровой...
Даже сегодня, через много лет, очень трудно представить, как эти молодые девчонки переносили нечеловеческие трудности военного лихолетья.
И вновь возвратимся к воспоминаниям Героя Советского Союза Ларисы Розанова: "Это было ранней весной 1943 года. Стояла непролазная грязь. Все дороги развезло. Ни одна машина не могла тронуться с места. На фронте наступило затишье. Ни танки, ни артиллерия, ни авиация как с нашей стороны, так и со стороны противника не действовали.
На полевом аэродроме у станции Джерелиевская — огромные лужи. Самолеты укрыты и стоят около домов местных жителей. Только к ночи, когда морозец немного скует землю, самолеты выруливают на аэродром. Для работы нужны бензин и масло. Подвезти не на чем — все автомашины стоят. Кроме того, кончались продукты. Положение, прямо сказать, тяжелое. Даже настроение стало портиться.
Вызывает нас командир полка и дает задание вылететь в Кропоткино, получить муку, сахар, соль и крупу, бомбы и бензин и все это привезти на свой аэродром. С января я была назначена командиром звена и летала теперь не штурманом, а летчиком. Проверив готовность своего звена, я вылетела вслед за другими экипажами. Мне пришлось возить бензин. На крыло у самой кабины подвязывали по три канистры, каждая по двадцать килограммов, в заднюю кабину устанавливали еще четыре. За день каждый из нас делал по три рейса. А с наступлением темноты мы были готовы к боевым полетам.
Вылетели мы как-то со штурманом Верой Белик на бомбежку станицы Славянской. В полете часто летчик передавал управление штурману, так как каждый штурман хотел научиться управлять самолетом, да это было и необходимо, например, в случае ранения летчика. И как-то повелось, что полет до цели ведет летчик, а обратно — штурман. Да это и понятно, ведь иногда приходилось за ночь делать по восемь-десять и даже двенадцать вылетов! При таком напряжении летчики переутомлялись и, случалось, что просто засыпали в воздухе. И поэтому радовались, когда штурманы научились водить самолеты: можно по очереди поспать. Были случаи, когда засыпали одновременно и летчик и штурман. Очнешься, бывало, и понять не можешь, где ты и что с тобой.
Так случилось и с нами в эту ночь. Едва мы взлетели, как я почувствовала, что меня после дневной напряженной работы сильно клонит в сон. Вера Белик была опытным штурманом и летчиком, ей вполне можно было доверить управление.
— Вера, поведешь? — спросила я. — А я подремлю немножко. Разбудишь, когда будем подходить.
Вера согласилась. Я тут же заснула и, как мне показалось, вздремнула всего одну минутку. Вдруг слышу:
— Лора, проснись, подходим!
Я протерла глаза, взяла управление и никак не могу понять, где я.
— Где мы?
— Славянская перед нами. Подходим!
Смотрю — и ничего не вижу. Ночь темная, облачная, на небе ни одной звездочки, видимость очень плохая. Включились прожекторы. Яркий луч сразу ослепил меня. И я, вместо того чтобы сейчас же перевести взгляд на приборы, продолжаю смотреть по сторонам и на землю. Кругом огненные шары — это рвутся снаряды, и я от неожиданности, спросонья растерялась. Совершенно машинально отжала штурвал и стала пикировать, а затем вошла в глубокую спираль. Все еще не глядя на приборы, я таращилась куда-то на землю и вдруг увидела, как снизу, из-под правой плоскости, прямо на меня направляется зажженная фара. Решила, что это ночной истребитель. Переложила самолет в левый разворот и вижу: слева сверху летит второй истребитель. Тут я не выдержала:
— Вера, беда, истребители, видишь?
— Где истребители? Тебе померещилось! Да проснись же ты, наконец! Ты спишь, что ли? Посмотри, скорость сто восемьдесят километров!
Я все еще ничего не могла понять.
— Скорость, скорость, Лорка! — яростно закричала Вера.
Наконец я опомнилась. На приборах ничего не вижу. В глазах круги, бабочки и никаких цифр. До боли сжимаю веки, тру их рукой. Открою — и снова ничего не вижу. А Вера все кричит:
— Скорость, скорость! Держи самолет!
Вдруг я почувствовала, что Вера взялась за управление. Постепенно начинаю различать приборы. В ушах свист, высота уже 500 метров. Значит, мы падаем уже тысячу метров. Не мигая, впиваюсь в приборы и начинаю выравнивать машину. Только на высоте 200 метров мне удалось, наконец, выйти в горизонтальный полет.
Вера давно уже сбросила бомбы. Вражеские зенитчики, наблюдая наше беспорядочное падение, очевидно, решили, что мы сбиты, ослабили огонь. Но когда они увидели, что самолет выровнялся, снова обрушили на нас шквал огня... Затем наступила кромешная тьма и еще более страшная тишина. Я перестала даже слышать работу мотора. Винт вращается, а гула не слышно. Руки и ноги дрожат, зубы выстукивают какую-то противную дробь, не чувствую ни педалей, ни ручки. Вдруг слышу ласковый голос Веры:
— Лорочка, ты жива? Не ранена?
Этот голос как бы отрезвил меня. Я сразу успокоилась, дрожь пропала.
— Я жива, Вера. А ты как? Напугала я тебя, да? Я ведь прожекторы приняла за фары истребителя. Чуть не натворила беды...
— Мы еще хорошо отделались — видно, в сорочке родились, — а то сейчас бы попали к фрицам на ужин. Небось они уже ждали нас... — И голос Веры дрогнул.
— Ничего, Вера, мы еще им покажем, где раки зимуют!..
Но летать в ту ночь нам больше не пришлось: самолет требовал ремонта — очень много было в нем пробоин».
…Советская Армия в ожесточенных боях шаг за шагом освобождала родную землю от немецко-фашистских оккупантов. В этих боях непрерывно участвовал и женский авиационный полк ночных бомбардировщиков. Наконец наступил долгожданный момент: наши войска вступили на землю врага. По воспоминаниям летчиц полка, в ночь на 1 августа 1944 года они получили боевую задачу: нанести бомбовый удар по фашистам в Восточной Пруссии. И первый полет командование полка поручило лучшему боевому экипажу — Макаровой и Белик. Легкокрылый ПО-2 оторвался от земли и взял курс на запад. В восьмисотый раз в своей боевой жизни Вера Велик нажала спусковой рычаг, и бомбы одна за другой полетели вниз, на врага.
А на аэродроме подруги с волнением ожидали их возвращения. И когда через полтора часа самолет благополучно приземлился, боевые друзья бросились качать Таню и Веру.
Макарова спокойно доложила командиру полка:
— Боевое задание выполнено! Бомбы сброшены на фашистское логово!
Через несколько минут на задание вылетел весь полк.
Большинство своих вылетов Вера Белик совершила со своей подругой гвардии лейтенантом Макаровой Татьяной Петровной – вместе девушки и погибли. Вот как это описывает старшая летчица полка Герой Советского Союза Раиса Аронова:
« Отгремели жаркие летние бои в Белоруссии. У нас в планшетах лежала карта Польши. Война ушла с нашей земли. Но фашизм не уничтожен. И мы, легкокрылая гвардия, должны помочь нашей армии-освободительнице довести войну до победного конца. Сколько еще будем платить мы за эту долгожданную победу?
Смерть опять забрела в наш полк и унесла две жизни. В одну из августовских ночей экипаж Тани Макаровой и Веры Белик возвращался с задания из района Остроленки. Они уже перелетели линию фронта, когда черным коршуном свалился на них вражеский истребитель и резанул пушечным огнем. В небе вспыхнул яркий факел.
— Смотри и запомни: вот так горят самолеты! — с болью сказала я штурману Ане Волосюк, которую вывозила в ее первый ознакомительный боевой вылет.
Штурман-новичок оторвала взгляд от огромной пробоины в нижней плоскости нашего самолета,
— Это кто же? Неужели?.. Они вылетали впереди нас.
Я понимала, какое смятение творилось в ее душе. Ведь по первоначальному плану Волосюк должна была лететь с Макаровой, но Таня и Вера, две неразлучные подруги, попросили не разбивать их экипаж в ту ночь.
Обгоревшие тела девушек привезли в полк. Их опознали только по орденам»
Веру Белик и Татьяну Макарову похоронили сначала в поместье Курово, где базировался полк. А позже перехоронили на воинское кладбище в польском городке Остроленка.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии лейтенанты Татьяна Петровна Макарова и Вера Лукьяновна Белик удостоены звания Героя Советского Союза посмертно. Белик Вера Лукьяновна ранее была награждена орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды.
Елена Камбурова в свое время исполнила песню «Погибшие в небе за Родину»… Есть там такие строки:
Мы согреваем сверху птичьи гнёзда,
Баюкаем детей в полночный час,
Вам кажется, что в небе светят звёзды,
А это мы с небес глядим на вас.
В Керчи школе №17 присвоено имя выпускницы, Героя Советского Союза Веры Белик. Центральная экспозиция школьного музея посвящена Вере и летчицам 46‑го гвардейского Таманского Краснознаменного ордена Суворова ночного бомбардировочного авиационного полка, в котором она служила.
Перед школой стоит памятник Вере Белик. Средства на него собирали все – сдавали металлолом, макулатуру, работали в колхозе. Помогли городские предприятия и летчицы 46‑го полка. Вот как памятник описал журнал «Крым»: «Памятник Вере Белик представляет собой скульптуру в полный рост в военной форме: на голове лётный шлем, гимнастерка с погонами лейтенанта подпоясана ремнем, слева на груди Звезда Героя Советского Союза; юбка, сапоги; через левое плечо перекинут ремень планшета. Скульптура представлена в движении, с устремленным вдаль сосредоточенным взглядом; правая рука согнута в локте, кисть сжата в кулак, левая рука удерживает планшет. Моделировка фигуры и лица несколько натуралистична, характерна для станковой скульптуры. Скульптура установлена на гранитном постаменте цилиндрической формы, вверху постамента под скульптурой текст: «Герою Советского Союза Вере Белик», с противоположной стороны дата «1921-1944». Вокруг памятника устроена клумба, площадка вымощена плиткой. Авторы памятника – скульптор З.В. Рылеева, архитектор Б.Н. Головин.
Памятник летчице установлен в вестибюле Московского государственного педагогического института. В честь Веры Белик и Татьяны Макаровой в СССР был выпущен почтовый конверт.
Могила Героев Советского Союза Татьяны Макаровой и Веры Белик находится в Польше на братском кладбище советских воинов в городе Остроленка.
Восемь лет назад в ходе акции « Дороги памяти» мне удалось побывать на могиле героических летчиц.
Поляки ухаживали за кладбищем, за могилами. Всего за освобождение Польши от фашистов погибло свыше 600 тысяч солдат и офицеров Красной Армии. Но в последние годы польские власти стараются об этом не вспоминать, в Польше варварски уничтожены многие памятники и могилы солдатам и офицерам Красной армии. Страшно представить, что эта участь постигла и захоронения наших героических летчиц…
Валерий ГРОМАК, капитан 1-го ранга, Калининград
Фото: wikipedia.org, waralbum.ru
© «Белорус и Я», 2024
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!
Друзья! Наш канал сейчас существует почти исключительно на ваши пожертвования. Помогите нам 🙏🙏🙏, оформите
👉«Премиум-подписку» (всего 90 рублей)👈
Другие материалы нашего канала на тему Великая Отечественная война вы можете увидеть здесь:
Топ-3: