Так бывает. Принадлежит человеку квартира, но не вся. Долька пусть и небольшая, но у чужого человека в собственности. Причем этот человек как с другой планеты. С ним договориться не получается.
А оно и закономерно. Так как даже с маленькой долькой этот пусть вам и чужой, но собственник. И собственность на квартиру не ваша, а общая с ним долевая.
Потому и заходить он в квартиру имеет право, и пользоваться квартирой.
Как так получилось? Скорее всего, в истоке истории стоял раздел имущества и последующее наследование. Тогда доли по разным наследникам неравномерно и распределялись.
У Наташи брат единоутробный. Ему три восьмых доли квартиры принадлежат. Сначала Наталья с мамой поделили наследство за папой, затем брат с сестрой уже за мамой. Тогда доли неравными и получились. Отношения между родственниками откровенно конфликтные сложились.
Брат Натальи живет в другом городе. Но регулярно посещает город, где живет сестра. И ночевать остается в своей 3/8 доли квартиры. Нравится это или нет родственнице, его не волнует. Он собственник и право имеет.
Продать долю брат не хочет. Его все устраивает. Либо цену такую называет, что на эти деньги отдельную квартиру купить можно.
Понятное дело, для Натальи это сплошной бытовой стресс. В любое время в дверь может зайти чужой мужик. Разложит свои пожитки и завалится спать на диван в самой большой комнате.
Наташина задача решается выкупом доли у брата. Но он не хочет продавать дешево, и это его право. Закон предусматривает еще принудительный выкуп через суд. Но брату достаточно будет объяснить свой интерес в квартире таким, который существует на сегодня. Суд, скорее всего, Наталье не поможет.
Эта задача легко решалась там, в прошлом. Когда стороны принимали наследство за мамой.
К тому времени Наташа уже владела ¼ долей в квартире. И у нее преимущественное право оставить всю квартиру себе было. Причем сразу два самостоятельных основания: доля в праве и фактическое проживание в квартире. Этого было достаточно, чтобы оставить всю квартиру себе. Естественно, выплатив брату компенсацию.
Срок давности для реализации такого права – три года со дня открытия наследства. Если заявить иск, то суду будет не важен интерес в имуществе другого наследника. Достаточно будет наличие преимущественного права и денег для компенсации.
Но Наталья правом своим не воспользовалась, три года прошло. Теперь есть другой инструмент. Принудительный выкуп. Я выше о нем говорил. Только истцу придется убедить суд в том, что:
1. Доля ответчика незначительна;
2. Доля не может быть выделена в натуре;
3. Ответчик не имеет существенного интереса в использовании общего имущества.
Получится убедить в этих обстоятельствах или нет – вопрос очень непредсказуемый.
Поэтому если есть возможность, наследство лучше делить в первые три года. Потом все намного сложнее. Как, например, у Натальи. Теперь и вы об этом знаете. И да, спасибо, что читаете меня.