Доброе утро, дорогие читатели! Спешу поделиться эмоциями: дочитан детектив «Десять плюс один» из цикла «87-й полицейский участок» Эда Макбейна. Всего автором написано 54 романа и несколько рассказов о 87-м участке.
Романы цикла множество раз экранизированы, есть даже российская адаптация под названием "Способ убийства" 1993 года. Забавно, что самого Макбейна напрочь забыли упомянуть.
Наверняка каждый из вас хоть раз слышал об этом прославленном вымышленном участке! Если нет, то в двух словах.
Эд Макбейн (Эван Хантер при рождении) создал детективную вселенную, центром которой является вымышленный город, вероятно, списанный с Нью-Йорка. В нём ежедневно происходят немыслимые жестокости, загоняющие детективов в тупик.
За дело берётся Стив Карелла – высокий красавец итальянского происхождения. Сам писатель рос в семье итальянских эмигрантов, поэтому предположим, что детектив – эдакое супергеройское альтер-эго писателя.
Каждый детективный роман легко воспринимается в отрыве от остальных произведений, читатель быстро погружается в водоворот событий и так же быстро выныривает из него.
В книге «Десять плюс один» речь пойдёт о неуловимом снайпере, который наделал шороху среди полицейских участков. Детективы щедро скинули свои обязанности на голову Стиву Карелле.
Автор разговаривает на одном языке с читателем, позволяя поиграть в расследование вместе с Кареллой. Мне это очень понравилось, потому как обычно в детективе автор очень много недоговаривает, чтобы в конце шокировать читателя. Здесь же информация подаётся своевременно.
Обязательно появляются ангелы-хранители, которые подкинут детективу стоящих версий - о «первородном грехе», например. Они соберут необходимую информацию и даже обзвонят всех подозреваемых. За списание пары штрафов, конечно.
Стив Карелла раскрывается как настоящий Человек. Он не стал циником, не превратился в бездушного полицейского с пончиком, равнодушно рассматривающего дыру в голове покойного. Он ни за что не опустится до уровня коллег, способных выбивать показания из невиновных.
И всякий раз, когда детектив видит очередную жертву, чью жизнь оборвали столь бесцеремонным образом, ему приходится переступать через себя, забывать о том, что он человек, и обращаться в бесстрастного наблюдателя – инопланетянина с далекой планеты, изучающего загадочную расу разумных насекомых, рвущих друг друга на части и пьющих кровь себе подобных.
К тому же наш детектив ни за что не клюнет на удочку молоденьких соблазнительниц, он примерный счастливый семьянин и любящий отец.
Эд Макбейн очень интеллектуально и тонко закручивает сюжет своих детективных историй, сдабривая их, как полагается, пикантными подробностями и похабными словечками свидетелей. Поэтому 18+.
Однако есть и противоречия, которые въелись в мою голову и не дают покоя. Вот мои честные «но».
1. Если снайпер стреляет с многоэтажки или крыши небоскрёба, терпеливо выслеживая свою жертву, его ум должен быть спокойным. А если его трясёт от распирающей ненависти к жертве, тогда как он прицелится?
2. Если полицейским – да и всему городу – известно наверняка, что преступления совершены снайпером, который идёт по списку и вскоре доберётся до каждой из 11 жертв (у детективов список имеется) – как полицейские догадались приставить к людям «из списка» патрульных? Патрульный против прицела оптической винтовки, нацеленной чётко между бровей жертвы?
3. Почему сами люди «из списка», зная о неминуемой гибели, спокойно перемещаются по городу днём и ночью, а не сидят в надёжном укрытии?
А если не придираться, то роман обладает логической завершенностью и парой-тройкой поучительных мыслей.
Люблю, когда виновные получают по заслугам. Жаль, что не все. Но многие…
Эван Хантер в своё время написал сценарий для фильма Альфреда Хичкока «Птицы» (1963). Обязательно посмотрим этот фильм и прокомментируем.
Публикация участвует в 7-ом детективном марафоне канала Библио Графия.