В музее Эрмитаж хранится более трех миллионов экспонатов! Просто вдумайтесь, насколько велика коллекция! Конечно, среди прочих выделяются такие, на которые специально приходят полюбоваться, ведь они вызывают наибольший интерес. Я считаю, таким экспонатом можно считать Часы "Павлин", находящиеся в одном из красивейших залов музея - Павильонном зале.
Когда любуешься этим произведением, ты словно находишься в настоящем Райском саду, где обитают великолепные золотые птицы. Еще современник А.С. Пушкин, поэт Александр Николаевич Глебов, писал об этих часах:
Я зрел волшебный дивный сад.
И там в забвенье одиноком
На деревах во сне глубоком
Сидят павлин, сова, петух...
Но есть урочный краткий час,
Когда в саду вдруг тихий глас
Раздастся музыки небесной,
И спящих силою чудесной
Мгновенно пробуждает он...
Сова взор дикий обращает
Вокруг себя; павлин, густой
И длинный хвост раскинув свой,
Однажды быстро повернется;
Петух кричит, но лишь прервется
Волшебных звуков сладкий сон
И - прежние окамененья...
Кто же смог выполнить такое чудо? Часы «Павлин» традиционно считаются произведением Джеймса Кокса. На деталях этого сооружения нет ни клейм, ни подписей мастеров, ни имени автора идеи композиции, но все механические устройства «Павлина» типичны для часов и автоматов английской конструкции. А оригинальное решение часового механизма с циферблатом - ротатором и использование силы сжатых пружин для приведения в движение птиц свидетельствуют о том, что механизмы были сделаны специально для «Павлина». Все это дает основание считать, что его автором был Джеймс Кокс - наиболее изобретательный механик Англии во второй половине XVIII века. Он был широко известен как искусный создатель часов, талантливый механик и ювелир. Среди своих коллег он выделился тем, что в поисках новых решений часов-автоматов, увлечение которыми в XVIII веке было повсеместным, сделал упор на вкусы правителей восточных стран.
Так когда же были изготовлены часы "Павлин"? Доподлинно известно, что эти часы находились во дворце князя Потемкина, купленном Екатериной II вместе со всем, что в нем было, после кончины князя в конце 1791 года. В "Регистре мебелям в Конногвардейском доме находящимся и что оные стоят", составленном в 1792 году, есть следующее упоминание:
"Дуб бронзовой работы, покрытый птицами, механическое движение имеющими, цена 11 тыс. рублей".
Это первое упоминание часов "Павлин" содержит, несмотря на свою краткость, ценные сведения: во-первых, дуб изначально был "бронзовый", то есть золоченый, а не цветной, не раскрашенный лаками и эмалями, как иногда говорили впоследствии; во-вторых, указана стоимость - 11 тысяч рублей.
Часы были куплены «по письму князя Потемкина», им заказанные и ему известные, на покупку которых Екатерина II сразу согласилась. Они предназначались для подарка-сюрприза императрице. Теперь очевидно, что справедливо примечание в инвентаре Эрмитажа. В столицу часы доставил в разобранном виде британский купец Фредерик Юри.
Ну а кто же смог собрать такой сложный "автомат"? И тут появляется фамилия человека, которого вы, наверняка, знаете - Иван Петрович Кулибин.
В своих записках выдающийся изобретатель писал:
"По приказанию Его Светлости, покойного Князя Григория Александровича Потемкина-Таврического, в последнее его пребывание в Санкт-Петербурге, взята мною машина, часы, которые представляют между разных растениев на сделанном из бронзы подобно дубу дерева павлина, петела и сову, деланных из разных металлов. А как Его Светлости было уже известно, что оная машина находилась в разных местах несколько лет разобранная без меня на многие мелкие части, то и приказано от него мне было взять ее, чтоб рассмотреть подробно, а потом починить, чего не достанет, приделать вновь, и во всех движениях означенных птиц исправя, собрать по-прежнему".
Можно сказать, что после проделанной работе по воссозданию часов, Иван Петрович Кулибин стал вторым творцом часов "Павлин". За этот труд Екатерина II пожаловала механику 300 рублей, казенную квартиру и 900 рублей жалования ежегодно.
Возрожденные часы "Павлин" были установлены в Таврическом дворце (Потемкин так и не подарил их императрице). А уже в 1794 году в печати появилось первое описание часов, сделанное Иваном Ивановичем Георги:
"В одной комнате сего дворца есть искусная работа одного Англичанина, имеющая вид кряжа, во внутреннем часовом расположении коего куранты, и в самое то время сова бьет такт, павлин поднимает крылья, а петух поет".
В 1797 году новый владелец Таврического дворца Павел I велел перенести "Павлина" в Эрмитаж, о чем есть запись в бумагах Кулибина:
"...с павлином и со слоном двои часы в бывшем Таврическом дворце разобраны, перевезены и паки исправлены и постановлены в Эрмитаже, кои находятся в моем же смотрении и содержании".
В 1821 году Павел Свиньин описал эти часы, стоявшие в Эрмитаже в"другой половине" Лоджий Рафаэля:
"Посредине комнаты под огромным стеклянным футляром находятся чудесные механические часы, известные под именем Павлина. Когда куранты заиграют, то величественный павлин обертывается к зрителям и распускает золотой хвост свой, петух поет, сова хлопает глазами, клетка вокруг ее вертится, а стрекоза прыгает каждую секунду над грибом, в котором помещены часы. Слон, принадлежащий сюда же и тем же механизмом ворочавший хоботом своим, шевеливший ушами и хвостом и поводивший глазами, послан недавно вместе с палаткою из каменьев в подарок Персидскому Шаху. Часы сии сделаны в Англии славным механиком Коксом и куплены в 1780 году князем Потемкиным, который поднес их Императрице".
Как я уже упоминала ранее, часы императрице так преподнесены и не были.
Многое в мире изменилось за века, но часы "Павлин", как и раньше, восхищают всех посетителей Эрмитажа, даже если видят эту механическую диковинку уже далеко не первый раз.
Еще раз о том, что происходит в этой самой "клетке", когда часы заводят. Чтобы включить механизм, хранитель убирает крышку в основании композиции, под тремя маленькими грибами. Он заводит часы ключом и вращает рукоятку, чтобы «оживить» птиц. Время работы — 4 минуты. Первой в движение приводят сову. У неё вращается клетка, звенят колокольчики, сова постукивает лапкой и крутит головой. В это время клетка 12 раз поворачивается вокруг своей оси, а затем останавливается. Механизм совы запускает павлина. Он медленно распускает хвост, а затем поворачивается к зрителям другой стороной и показывает серебристую «изнанку». Раньше птица могла издавать звуки, но со временем элемент, который позволяет это делать, утратили. Последним двигается петух. Он встряхивает головой и кричит, а «озвучивает» его маленький примитивный орган.
А где же тогда показывается само время? Если присмотреться, в середине этой конструкции есть небольшой грибочек. В прорези шляпки гриба есть римские и арабские цифры, которые обозначают часы и минуты. Роль секундной стрелки выполняет золотая стрекоза, присевшая передохнуть на грибную шляпку.
На сегодняшний день часы "Павлин" - единственный в мире крупный автомат XVIII века, дошедший до нашего времени без изменений и в действующем состоянии.
В наше время их работу обеспечивают механики и часовых дел мастера Государственного Эрмитажа под руководством Михаила Петровича Гурьева.
Часы "Павлин" заводят для публики один раз в неделю, по пятницам, в 19:00. Кстати, делают это не только для того, чтобы развлечь посетителей, но прежде всего это необходимо для контроля за работоспособностью механизмов. Если не смогли прийти в пятницу вечером в Эрмитаж, не расстраивайтесь, ведь рядом с "волшебной клеткой" стоит большой монитор, на котором непрерывно прокручивается видеоролик, показывающий механизм в работе.
/цитаты взяты из книги Зек Ю.Я, Семенова Ю.С., Гурьева М.П. "Шедевры Эрмитажа"/
Читайте также: