Найти тему

Железная Васса: ко Дню Рождения Инны Чуриковой.

Статья - рецензия приурочена ко Дню Рождения ИННЫ ЧУРИКОВОЙ, состоявшемуся накануне, 5 октября.


"ВАССА ЖЕЛЕЗНОВА" (СССР, 1982)

Драма, история.

Режиссер : Глеб Панфилов

В главных ролях: Инна Чурикова, Николай Скоробогатов, Валентина Теличкина, Ольга Машная, Яна Поплавская, Валентина Якунина, Вадим Медведев, Альберт Филозов, Вячеслав Богачев, Татьяна Кравченко и др.

В этом доме детей с юных лет приучали всегда отчетливо говорить «мой»: мой пароход, мой дом, моя фабрика. Здесь считали деньги, нажитые чужим трудом, и за ночь спускали в карты целое состояние; здесь развратничали напропалую и втихомолку шпионили друг за другом; молились и совершали именем господа темные дела. Все было у Вассы – деньги, сила, власть, ум и хватка. Но не было у нее одного – будущего.

-2


***
Не видел ранее этого хорошего фильма, по достаточно интересному произведению Максима Горького. Да и саму книгу не читал, хотя Горького в институте мы немало проходили. Но вот посмотрел фильм.

Фильм хороший образец того, что не важно какой сюжет, но великий режиссер и великие актёры могут сделать из него великую драму, великое произведение киноискусства. Хотя трудно даже объяснить, в чем величие подобных фильмов. Как у Микелеанджело - отрезано, убрано просто все лишнее и осталась самая суть! И нельзя даже сказать, что все держится на одной Инне Михайловне, как в сюжете фильма. Есть такой букет, такой ансамбль героев, ситуаций, диалогов, что диву даёшься.

И при том весь фильм умещается практически в одном доме, в один большой день, плюс воспоминания. С группой из 3-5 актёров одновременно, не более. А порой и вообще из 1-2. Это удивительное драматургическое триединство, столь необходимое обычно для театральных подмостков (где эта пьеса и идёт с успехом и нередко!), но не для кино, совсем не портит в этот раз и сам фильм. Наоборот, оно создаёт почти артхаусную компрессию эпизодов, символов, слов, героев, в которой каждый жест и реплика на вес золота и обладает особым смыслом.

-3


История, рассказанная, в этом тексте Панфилова и Горького, стара и понятна как мир: достойный сильный человек в недостойных плохих обстоятельствах. Это касается и Вассы и её невестки-революционерки Рашели, в исполнении прекрасной Валентины Якуниной. Две сильных женщины на которых держится старый мир, и будет держаться, вероятно, новый. Схватились... Даже не между собой, а буквально за землю, уходящую из под ног в водоворотах истории. Но одна всё-таки хоть "человеческая женщина", все равно на стороне зла (не чистого зла, но своекорыстия!), а другая, может и наивная идеалистка, а ради добра... Ради не только себя, но и людей.

Эх, если бы всегда побежали наивные идеалисты, а не Вассы Железновы, то мир был бы весьма лучше нынешнего). И все же насколько нужно быть талантливыми Чуриковой и Панфилову, чтобы даже отрицательного персонажа сделать таким обаятельным, таким цельным, таким ценным! Что его жаль, не меньше положительного.

-4



Недаром, наверное, Васса Железнова так рифмуется с Виссарионычем Сталиным... Что это вечный архетип русской истории. Обаятельный маньяк, которого все любят и который творит с нашей страной все, что вздумается. (Примечательно, что гений Горького написал "Вассу" в 1910 году, когда Джугашвили уже был крупным подпольным революционером, но ещё не был Сталиным. Это ведь тоже нужно суметь!).

Блестящее кино на все времена, напомнившее мне "Великолепных Эмберсонов" Орсона Уэллса. Только жёстче, сильнее, роднее).

#Чурикованавсегда

-5

Мы, конечно, до конца и доподлинно не знаем, насколько сама Инна Чурикова, на самом деле, рифмуется ментально с этим образом Железной Вассы, Железной Леди... Но соверешенно точно, что это был талантливо созданный образ и фильм! Потому вспоминаем о нем с большой теплотой, несмотря на всю его противоречивость и сложность).