Найти тему
Литрес

«Чёрная докторша», «Догонялка», «Телохранитель»: автомобили для спецслужб и элиты СССР

Оглавление

Внешний вид автомобилей, которыми пользовались представители советского истеблишмента, часто говорил сам за себя - роскошь, предназначенная для верхушки общества. Но нередко элиты выбирали более «скромные» модели. На первый взгляд они не отличались от гражданских. Однако внутри они скрывали много любопытного. По сути это были усовершенствованные спецверсии серийных автомобилей. Подробнее о них расскажем в этой статье.

«Победа»

Серийный выпуск этого легендарного советского автомобиля начался 28 июня 1946 года. Производился он до 1958 года, за этот отрезок времени Горьковской завод (ГАЗ) выпустил 241 497 машин. Оказавшись в автопарке особого назначения, «Победа» получила прозвище «Догонялка», так как использовалась для преследования и слежки. Под капотом у неё был более мощный мотор (в 1956 году – 90 л.с. вместо обычных 50). Он позволял автомобилю разгоняться за полминуты и набирать скорость 132 км/ч. Также в комплектацию секретной «Победы» входили средства радиосвязи.

Чтобы не привлекать внимание и не вызывать подозрение, предназначенная для сотрудников КГБ «Победа» внешне не отличалась от гражданской версии – это было принципиальное требование спецслужбистов. Известно, что, если «Догонялка» «засвечивалась», её перекрашивали. Иногда это делалось помногу раз, поэтому десятилетия спустя коллекционеры находили на кузове до десяти слоёв краски. Когда «Догонялка» изживала свой срок, с неё снимали всё спецоборудование, а двигатель меняли на серийный.

«Чайка»

Модели, носившие это имя, выпускались в СССР с 1959 по 1988 год. Увы, «Чайка» так и не стала товаром народного потребления, она была недоступна обычному токарю или инженеру. На ней передвигались главы министерств и ведомств, руководящие лица компартий, послы и дипломаты. Поэтому за ней закрепилось звание советского представительского автомобиля.

Одни доработанные версии «Чайки» имели подножки и верхний люк, другие – мягкую подвеску, высокую крышу и мощный двигатель, который позволял машине разгоняться до 160 км/ч. Последний вариант получил прозвище «Чёрная докторша». Эта модель выполняла секретные задания, связанные с оказанием медицинской помощи и транспортировкой в больницу важных лиц. Внутри «Чёрной докторши» свободно размещались врач и медсестра с носилками. Позже эту модель признают слишком громоздкой, неудобной и заметной. Часть санитарных спецверсий будет переделана под катафалки.

«Волга»

Известный многим автомобиль среднего класса, производившийся на Горьковском заводе с 1997 по 2004 год, был последней модернизацией моделей, которые чаще всего использовали в СССР сотрудники КГБ.

Модель ГАЗ-23 конца 60-ых имела мощный мотор, благодаря которому разгонялась до сотни километров всего за 16 секунд. Выкрашенная в неброские цвета ГАЗ-24-24 легко сливалась в потоке машин и помогла вести незаметное преследование и наблюдение за объектом. ГАЗ 24-25 тоже прозвали «Догонялкой», но уже за то, что она сопровождала правительственные кортежи. Чтобы поместить под капот габаритный 8-цилиндровый двигатель, конструкторам пришлось помучиться. Мотору необходимы были две выхлопные трубы, поэтому их визуально соедини в одну, а автоматическую коробку переключения передач замаскировали под механику.

ЗИЛ

Все знали, что этот лимузин высшего класса предназначен для руководящих кругов, поэтому никто его не маскировал под народное авто. На службе у КГБ была модель ЗИЛ-114Е, оснащённая 7-литровым двигателем мощностью 300 лошадиных сил. Автомобиль использовали для спецсвязи и доставки особых пациентов в Кремлёвскую больницу. Следующее поколение элитной «скорой» ЗИЛ-41042 окрестили «Чёрным доктором». В ней даже носилки для пациентов были изготовлены из натуральной кожи. Это была тяжёлая массивная машина с очень жёсткими шинами, которая несмотря на свой четырёхтонный вес разгонялась до 200 км/ч.

В 80-ых годах на заводе имени Лихачёва начали собирать бронированный лимузин. На его базе позже и появился ЗИЛ-41072 «Скорпион» (или «Телохранитель»). Он сопровождал правительственные кортежи, идя в хвосте или главе колонны. Благодаря своей мощной конструкции автомобиль мог «отодвинуть» с пути разные препятствия, в том числе и другие машины.

Ещё больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!

-2