Все в его жизни связано с югом, летом, теплом. Максимилиан Александрович Волошин появился на свет в конце мая 1877 г. в Киеве (смерть придет за ним в августе), первые годы провел в Таганроге, сознательная же жизнь напрямую связана с Крымом.
Его отец был родом из запорожских казаков, служил юристом и коллежским советником, умер, когда Максу было всего 4. После этого мама увезла мальчика в Москву, т.к. в Таганроге семья жила, пока отец служил в этом южном приморском городе.
Мама была из обрусевших немцев, ее звали Елена Оттобальдовна Глазер. В Москве Максимилиан отучился в двух гимназиях, и в возрасте 16 лет вместе с матерью переехал в Крым. Там он учился в Феодосийской гимназии, попечителем которой был знаменитый маринист-живописец Иван Айвазовский. Тогда еще царили в учебных заведениях прежние порядки и привычки - с обязательными театральными постановками, поэтическими чтениями, творческими вечерами. Юный Макс писал стихи, рисовал, играл в спектаклях.
Окончив гимназическое обучение в Крыму, Волошин вернулся в Москву, где стал студентом юрфака Московского университета. Студенческая жизнь не задалась - в конце столетия страну колебали социально-политические веяния, предчувствия перемен, желание изменить ход вещей, порой всеми возможными способами. Студент Волошин не оставался в стороне, участвуя в политических движениях, забастовках. Его отчислили из вуза, выслав в Феодосию. Спустя год ему удалось восстановиться, но...вскоре его снова выслали из Москвы.
Подобно своим предшественникам в более ранние времена, молодой человек отправился в "свои университеты", уехав в Европу. Максимилиан, молодой, состоятельный, увлекающийся искусством, путешествовал по Франции, Швейцарии, Германии, Греции и т.д., да не просто праздно, а с пользой. Брал уроки у художников, посещал музеи, слушал лекции, пробовал себя в фотографии.
Франция подарила ему не только опыт занятий в Сорбонне, но и встречу с первой женой. Впрочем, Волошин прожил с Маргаритой Сабашниковой всего год. В тот же период Максимилиан сдружился с обитателями Монпарнаса - художниками Анри Матиссом, Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, с литераторами Гийомом Аполлинером, Анатолем Франсом, Роменом Ролланом и др. Кроме того, Волошин стал членом французской масонской ложи...
В то время в искусстве еще царили старшие символисты. Волошин, державший руку на пульсе, в 1900 г. в "Русской мысли" опубликовал первую критическую статью, посвященную переводам одного из представителей этого течения - Константина Бальмонта. Дебют был удачным, и Волошин продолжил публиковать свои труды в изданиях "Новый путь", "Весы", "Золотое руно", "Аполлон" и др. Был дружен Волошин и с представителями других течений в искусстве - акмеистами, кубистами, авангардистами.
В Коктебеле, где прошла юность Волошина, почти десятилетие шло строительство их с матерью дома, прозванного впоследствии "Домом поэта". Маму, всерьез увлеченной мистическими и философскими течениями, историей и фольклором разных культур, передавшей эту страсть и сыну, прозвали "Пра".
Вместе с сыном они организовали, по сути, творческую колонию, некий свой, коктебельский Монпарнас, свои крымские Афины, а то и сам Олимп. Примерно с 1908го года собирая великолепные разношерстные компании поэтов, музыкантов, художников, философов. Для гостей, среди которых бывали Осип Мандельштам, Валерий Брюсов, Илья Эренбург, Викентий Вересаев, Николай Гумилев, Марина Цветаева, Андрей Белый, Михаил Булгаков, Алексей Толстой, Владислав Ходасевич, Корней Чуковский, Максим Горький и многие другие, существовал целый свод правил.
Так, к примеру, гостям рекомендовали привозить с собой по рублю на еду, спальные мешки с соломой, самим заботиться о чистоте и уюте. "Совсем не курорт. Прислуги нет. Воду носить самим. Требуется: радостное принятие жизни, любовь к людям и внесение своей интеллектуальной доли в Волхоз (Вольное волошинское хозяйство)", - писал Волошин в приглашении Михаилу Булгакову.
Вся атмосфера того места, да и тех лет, была словно агонией. Желанием праздника в предчувствии катастрофы. В Доме поэта ставили сценки, разыгрывали друг друга, мистифицировали, порой без чувства меры...Так, в результате вскрывшейся шутки с несуществующей поэтессой Черубиной де Габриак, произошла даже дуэль между Волошиным и Гумилевым...Поэты не поделили даму, которую даже не знали лично.
Как поэт, Волошин публиковался еще с 1903 года - и в русской, и в зарубежной прессе. Первый сборник "Стихотворения. 1900-1910" выпустил в 1910, а как критик, в 1914 году выпустил книгу статей о культуре "Лики творчества", работал над статьями о русской и французской литературе, театре, изобразительном искусстве и др. Да и сам Максимилиан Александрович занимался живописью, его акварельные крымские пейзажи экспонировались на выставках дягилевского объединения "Мир искусства". Будучи поклонником японской живописи, которая традиционно сопровождалась каллиграфией с поэтическими аллегорями или описаниями, свои акварели художник подписывал строками своих же стихов.
В 1910-х гг. увлекался идеями антропософии (религиозно-мистическое учение, "наука о духе"), участвовал в создании культурного центра антропософского общества, основанного Рудольфом Штейнером в Швейцарии. Впрочем, если до Первой мировой войны поэт чередовал жизнь в России и Европе, то после 1917 г. он окончательно поселился в Коктебеле.
Максимилиан Волошин не редко упрекался и друзьями, и критиками в том, что не принял ни революцию, ни Гражданскую войну, считая, что Россия вступила на кровавый путь, который приведет ее к новым Смутным временам. Но, при этом, эмигрировавшие "коллеги", так же не принявшие перемен, не оценили его отказа последовать их примеру. В своем Доме поэта Волошин принимал и белых, и красных, придерживаясь того мнения, что любому страдальцу нужно помочь, в независимости от его взглядов. Он, в первую очередь, человек.
Оставаясь на Родине, Волошин многое сделал и для ставшего родным Коктебеля (в советское время переименованного в Планерное), и для Крыма в целом, и для всей страны. В 1920 г. он был назначен заведующим по охране памятников искусства и науки в Феодосийском уезде. Спустя год получил разрешение на создание Коктебельской художественно-научной экспериментальной студии и охранную грамоту на свой "Дом поэта" в Коктебеле. Читал курс в Народном университете, участвовал в организации Феодосийских художественных мастерских, выступал с лекциями в Симферополе и Севастополе, преподавал на Высших командных курсах. А в 1924 г., спустя год после смерти Пра - своей матери - основал в их уже легендарном доме бесплатный Дом творчества (впоследствии - Дом творчества Литфонда СССР, сегодня Дом-музей М. А. Волошина).
В 50 лет Волошин снова женился - на Марии Степановне Заболоцкой (1887-1976).
Он продолжал творить, притом, "на разных фронтах": как художник, как поэт, переводчик, критик. В год женитьбы состоялась выставка пейзажей Волошина, организованная Государственной Академией художественных наук.
Волошин в поэзии - тонкий философ и подлинный художник. Лирик, возлюбленный, мудрец.
Она
В напрасных поисках за ней
Я исследил земные тропы
От Гималайских ступеней
До древних пристаней Европы.
Она забытый сон веков,
В ней несвершенные надежды.
Я шорох знал ее шагов
И шелест чувствовал одежды.
Тревожа древний сон могил,
Я поднимал киркою плиты…
Ее искал, ее любил В чертах
Микенской Афродиты.
Пред нею падал я во прах,
Целуя пламенные ризы
Царевны Солнца — Таиах
И покрывало Монны Лизы.
Под шум молитв и дальний звон
Склонялся в сладостном бессилье
Пред ликом восковых Мадонн
На знойных улицах Севильи.
И я читал ее судьбу
В улыбке внутренней зачатья,
В улыбке девушек в гробу,
В улыбке женщин в миг объятья.
Порой в чертах случайных лиц
Ее улыбки пламя тлело,
И кто-то звал со дна темниц.
Из бездны призрачного тела.
Но неизменная не та
Она скользит за тканью зыбкой,
И тихо светятся уста
Неотвратимою улыбкой.
...Еще с ранних послереволюционных лет его довольно активно публиковали в новом государстве: книга "Иверни" вышла 1918, "Демоны глухонемые" - год спустя. Им были написаны ряд статей, посвященных революции, в том числе "Поэзия и революция" (1919), "Россия распятая" (1920) и др. Стихи Максимилиана Волошина печатались в журналах "Красная новь", сборниках "Недра", "Наши дни" и др. Но уже с 1923 г. поэт из-за своих взглядов оказался в опале, а с 1928 г. его прекратили публиковать, его акварели более не экспонировали на выставках. Произведения Максимилиана Волошина распространяли только в виде самиздата или печатали за рубежом.
В 1931 г. литератор передал флигель своего дома Всероссийскому союзу писателей. В ноябре того же года ему была назначена персональная пожизненная пенсия. Год спустя Максимилиан Волошин скончался 11 августа 1932 г. в Коктебеле. Похоронен там же, на горе Кучук-Енышар, восхождение к его могиле и сегодня считается одним из обязательных "ритуалов" - как для туристов, так и для приезжающих туда литераторов. Кстати, с горы открывается прекрасный вид на другую гору - с ярковыраженным мужским профилем...По легенде, принадлежавшем гению этого места - Максимилиану Александровичу Волошину.
С 2003 г. в России проводится Международный Волошинский конкурс, итогом которого является фестиваль "Волошинский сентябрь" в Коктебеле, с 2008 г. вручается Международная литературная Волошинская премия.