1950-е годы были неблагоприятны для Британии
Британская империя распалась довольно быстро. В течение столетия Британия прошла путь от, возможно, своего наивысшего расцвета в 1860 году до состояния тени самой себя к 1960 году. Совокупность факторов, включая две мировые войны, волну стремления к самоопределению и перенос центра финансового мира из Лондона в Нью-Йорк, подтачивала способность Британии удерживать свою обширную империю. Когда в 1947 году империя была вынуждена отказаться от своего «коронного драгоценного камня» — Индии, стало совершенно ясно, что конец близок. Оказалось, что солнце действительно зайдет над Британской империей.
Два события, произошедшие в последующее десятилетие, четко обозначили конец Британской империи. Одно событие показало неспособность Британии удерживать свои финансовые интересы, а другое — неспособность защищать свои военные интересы. Торговля и сила были двумя столпами, на которых Британия держалась веками, и к 1960 году она потеряла и то, и другое.
Национализация Англо-иранской нефтяной компании (1954)
Один из наименее обсуждаемых аспектов недавней истории — это борьба за Персию (ныне Иран), которая происходила с конца XIX века по 1970-е годы. Когда стало ясно, что нефть станет источником жизни современного мира, великие державы изо всех сил пытались контролировать обширные нефтяные месторождения Персии и держать её политический класс в слабом и отвлечённом состоянии. Британия была одним из главных авторов этой политики. Ей удалось добиться невероятно выгодной концессии от Персии, фактически передавшей всю нефть в стране британским интересам. Нефть была жизненно необходима для того, чтобы заправлять корабли, чтобы британские торговцы и военные корабли могли продолжать бороздить моря и океаны.
Результатом этой концессии стало создание компании «Англо-персидская нефть», позднее ставшей «Англо-иранской нефтью». Это была транснациональная корпорация, 51% акций которой принадлежали Британии. Это давало правительству контрольный пакет акций, позволяя им взимать штрафы, налоги и получать доходы от огромных нефтяных запасов Ирана.
Это было критически важно для Британии по двум причинам. Во-первых, это обеспечивало стабильные поставки нефти для подпитки их военных операций. Во-вторых, это предоставляло британскому правительству стабильный поток доходов. После Второй мировой войны экономика Британии была потрясена, и правительство находилось на грани банкротства. Британия нуждалась в доходах от иранской нефти, чтобы поддерживать свои казначейские резервы и пытаться спасти империю.
Проблема заключалась в том, что неравное распределение доходов между британцами и персами становилось всё более острой точкой напряжения. Пока Британия (а также США и Россия) продолжали исследовать нефтяные месторождения и вывозить миллионы баррелей нефти, иранский народ продолжал жить в нищете. Несмотря на все свои амбициозные планы после Второй мировой войны, британцы продолжали относиться к местным персам как к гражданам второго сорта.
Антибританские настроения десятилетиями зрели в Иране, и они были разжигались советской пропагандой, которая изображала британцев как империалистов-эксплуататоров. Эти настроения достигли кульминации в 1954 году, когда иранское правительство национализировало «Англо-персидскую нефть». Все активы на территории Ирана были конфискованы правительством, а 51% акций, принадлежавшие Британии, были разделены и перешли к компании «Бритиш Петролеум» (BP).
Это был сокрушительный удар. Британия долгое время вела бизнес в Персии с помощью взяток, приведения к власти покладистых людей и манипулирования экономическими пряниками и кнутами. Теперь этого больше не было. Британия не смогла спасти свою нефтяную компанию, несмотря на огромные усилия, приложенные для этого.
В одночасье Британия потеряла важный источник топлива и жизненно важный поток доходов, который помогал поддерживать её государственные расходы. Это был плохой знак для будущего Британской империи.
Суэцкий кризис (1956)
Подобно нефтяному перевороту в Иране, Суэцкий кризис достиг апогея, когда новое революционное правительство Египта решило национализировать Суэцкий канал. Как и нефть в Иране, Суэцкий канал был одной из последних нитей, связывающих Британскую империю. Долгое время он был объектом зависти для Британии, которая использовала его для связи своих обширных территорий в Азии с Европой и Африкой.
Нетрудно представить, что президент Египта Гамаль Абдель Насер взял пример с иранцев, когда объявил о своих планах национализировать канал. Объявление прозвучало 26 июля 1956 года и мгновенно вызвало кризис.
Британия, всё ещё надеясь сохранить свою колониальную империю, предприняла действия в духе политики великих держав XIX века. Втайне они соблазнили израильтян вторгнуться в Египет, пообещав военную поддержку. На публике они выражали обеспокоенность тем, что канал находится под угрозой со стороны двух враждебных держав. Используя язык, больше подходящий для 1890-х, чем для 1956 года, Британия начала военную операцию с целью защиты своих интересов. На самом деле, они пытались вытеснить Насера военными средствами.
Мир не принял это.
К большому удивлению, США осудили вмешательство, и ООН была привлечена к заключению перемирия. Британия оказалась в изоляции. Она вызвала недовольство арабского населения на всём Ближнем Востоке, поставила Израиль в уязвимое положение и вызвала гнев как США, так и Советского Союза. Британия получила лишь вялую поддержку со стороны Франции.
Это был позорный момент для некогда могущественной Британии. Её обошли и вынудили уступить на мировой арене. Несмотря на то, что их военное вмешательство было успешным, и они могли удерживать канал силой, политическая обстановка ясно дала понять, что подобные имперские интриги больше не будут терпимы.
Во многих отношениях Суэцкий кризис стал последним вздохом Британской империи.
Заключение
Эти два события стали последними ударами, которые в конечном итоге свалили Британскую империю. После Суэцкого кризиса Британия начала управлять своим крахом, разрабатывая планы деколонизации. 1960-е годы ознаменовались утратой Британией почти всех её владений в Африке. Одно за другим, территории, которые в некоторых случаях находились под контролем Британии на протяжении веков, освобождались. В 1997 году Британская империя официально прекратила своё существование с передачей Гонконга под номинальный контроль Китая.
Неспособность предотвратить утрату Ирана после десятилетий влияния и экономических вложений показала, что люди больше не готовы молча принимать британские фунты без сопротивления. Суэцкий кризис продемонстрировал, что, хотя Британия всё ещё способна организовывать военные операции в глобальном масштабе, применение силы для сохранения колониальных владений больше не будет терпимо.
Эти два события 1950-х годов положили конец Британской империи в том виде, в каком её знал мир, поскольку её тактика и способность управлять удалёнными народами и государствами исчезли практически мгновенно.