В большинстве хороших фильмов о ограблениях зрители невольно начинают симпатизировать преступникам. В нашем случае — похитителям драгоценностей. Ведь кража ювелирных изделий — это, пожалуй, самое элегантное из преступлений.
"Поймать вора" (1955)
В ироничных детективах Хичкока 50-х годов преступление никогда не приносит выгоды, но всегда оказывается захватывающим приключением. "Поймать вора" — пожалуй, самый известный фильм о краже драгоценностей. В нем Кэри Грант играет Кота, легендарного французского вора драгоценностей, этакого Человека-паука в черном костюме.
Грант, в своем фирменном обаятельном стиле, встречает Грейс Келли — воплощение холодной белокурой красавицы, которая соблазняет его на Французской Ривьере. Позже выясняется, что он лишь притворялся вернувшимся к преступной жизни, что позволяет Грейс в финале выйти за него замуж и переехать в его приморскую виллу вместе с матерью. Последнюю, кстати, совершенно не волнует, украдут ли ее драгоценности — главное, чтобы они были застрахованы.
Классическая сцена: Грейс медленно целует Кэри, пока ее бриллиантовое ожерелье мерцает в темноте, отражая вспышки фейерверков над Сеной. "Посмотри, Джон. Возьми их", — мурлычет она. "Бриллианты... единственное в мире, перед чем ты не можешь устоять". Интересный факт: бриллианты в том ожерелье были на самом деле стеклянными.
Момент, когда кино становится реальностью: Кэри вытирает вспотевшие ладони, пока Грейс на бешеной скорости проносится по извилистым дорогам на скалах Французской Ривьеры. Жуткое предзнаменование аварии, которая унесет жизнь актрисы тридцать лет спустя.
Цена преступления: Счастье для всех, кроме настоящего преступника. Кэри ловит самозванца, Грейс обретает Кэри и его виллу на Ривьере.
"Красный круг" (1970)
Проходит час с четвертью, прежде чем выясняется, что ограбление в этом фильме связано с драгоценностями. Когда воры наконец добираются до здания, которое они изучают, на вывеске читается "Mauboussin".
Это длинный фильм, полностью посвященный мужчинам — не ждите увидеть здесь украшения на ком-то. Но действие развивается стремительно. Представьте, что невозмутимый, постоянно курящий Богарт из "Мальтийского сокола" оказался в ультрасовременном Париже 60-х из фильма Жан-Люка Годара "На последнем дыхании". Никто не теряет хладнокровия и не забывает про остроумные реплики, даже когда в него целятся из пистолета. Обмен сигаретами и их прикуривание служат своеобразным вторым языком. Даже Ив Монтан, играющий бывшего полицейского, ставшего преступником и страдающего от сильного похмелья, может собраться с силами, прикурив сигарету.
Классический момент: Первый вор находит второго в багажнике своей машины. Они укрепляют свою связь, обмениваясь сигаретами.
Цена преступления: Не хотелось бы раскрывать концовку. Скажем так, этот фильм снят в традициях cinema verité. Здесь нет места счастливым концовкам.
"Без изъяна" (2008)
Этот фильм начинается с демонстрации не слишком гламурного происхождения бриллианта мирового класса: крупным планом показаны две руки, просеивающие необработанные камни в мутной воде и откладывающие в сторону камешек, похожий на обычный кварц. Затем мы видим еще две руки, прижимающие камень к алмазному кругу, где под струей воды он превращается в огранённый бриллиант. Финальный кадр: кольцо на руке женщины, непринужденно болтающей с подругами. Теперь мы в самом сердце оживленного современного Манхэттена.
Ограбление в "Без изъяна" вращается вокруг женщины, что нетипично для жанра. Деми Мур играет амбициозного, но разочарованного менеджера в лондонской Алмазной корпорации в 1960 году. Уборщик, роль которого исполняет Майкл Кейн, убеждает ее объединиться, чтобы украсть несколько алмазов перед ее уходом. Оказывается, "несколько" на самом деле означает весь имеющийся запас.
Классический момент: К 2008 году системы наблюдения стали довольно сложными, и чтобы обойти их, нужно воспользоваться технологической ошибкой в компьютерном таймере. Кажется, что у Кейна может случиться сердечный приступ, пока он пытается протолкнуть тележку достаточно быстро, чтобы опередить этот таймер, но ему это удается. Очко в пользу полноватого, но решительного человека средних лет.
Цена преступления: : Около миллиарда, с учетом инфляции.