А вы знали, что Леонардо да Винчи оставил очень много учеников, которые в дальнейшем «запутывали» искусствоведов? Некоторые настолько достигли навыков учителя, что кажется, будто сам мастер нарисовал эти работы. В этой статье мы рассмотрим, какие есть последователи Леонардо да Винчи в Эрмитаже, и как научные сотрудники понимают, чьей руке принадлежит произведение.
Наследие Леонардо да Винчи в Эрмитаже
Считается, что Леонардо да Винчи написал от 12 до 15 произведений высокого качества. И целых два полотна хранятся у нас, в Петербурге:
1. Мадонна с младенцем (Мадонна Литта) — поступила в 1865 году. Название картины появилось из-за последнего владельца картиной –Антонио Литта. Именно он в 1864 году написал Александру II письмо с предложением приобрести картину из семейного собрания.
2. Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа) — поступила в музей в 1914 году. Её историю сложно отследить, попала она в Эрмитаж от жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа — Марии Александровны. К ней картина перешла от родителей, они же её приобрели у бродячих музыкантов в Астрахани. Правда это или нет — мы не знаем, но считается, что картина была самой первой работой гениального мастера, поэтому это очень ценное приобретение.
Различия в работах большие, поэтому сотрудники часто сомневаются в подлинности работ, причем обеих. «Мадонна Бенуа» — это иллюстрация Божественной природы Иисуса Христа. «Мадонна Литта» — это изображения человеческой сущности Христа.
Школа Леонардо да Винчи
В Милане художник основал свою школу, где было много учеников и последователей. В истории искусств есть даже понятие «леонардески» — оно обозначает подражателей, учеников, последователей мастера.
«Леонардо, пока он работал в Тоскане, был в значительной степени изолирован от главных течений искусства итальянского Возрождения. У него не было настоящих учеников, и его влияние на других художников было незначительным, ограниченным привлечением некоторых формальных, физиогномических и композиционных аспектов, всегда и во всяком случае частичных. Его влияние в Милане было совершенно иным. Получив благосклонность Лодовико иль Моро и самых высоких ломбардских заказчиков, он стал главным художником для целого поколения и диктовал новый стиль, которому должны были подчиниться даже старые мастера, например, Винченцо Фоппа».
Из-за леонардесков многие картины Леонардо да Винчи до середины XX века было сложно атрибутировать. Мастер часто не заканчивал работы и передавал их своим ученикам. На самом деле, рядом с художником были и гениальные ученики, и очень посредственные, которые просто пытались повторить стиль. Как раз некоторые из них попали в Эрмитаж.
Ученики Леонардо в Эрмитаже
1. Портрет полуобнаженной молодой женщины (La donna nuda)
Картина «Донна Нуда» Леонардо была приобретена Екатериной II из коллекции Р. Уолпола в 1779 году для Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Большинство считают, что это даже насмешка над «Моной Лизой», в работе видна не самая лучшая техника, голова «посажена» неправильно, при этом художник попытался повторить картину мастера.
2. «Ангел» (поступила в 1886 году)
И опять подражание мастеру. В ней можно увидеть реплику на последнюю картину Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель», только ученик поменял некоторые детали, хотя и добавил «коронную» улыбку. Картина «Ангел» представляет архангела Гавриила, явившегося Деве Марии с посланием о рождении Сына Божия. Сначала её определили, как работу Леонардо да Винчи, и только потом стало известно, что это копия.
3. «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем» (поступила в 1935 году)
Картина, которая очевидно сделана подражателем мастера. Видна не самая лучшая техника и композиция, но при этом близкий художнику сюжет.
Как искусствоведы понимают, что картина выполнена Леонардо да Винчи?
Естественно, просто так на глаз нельзя определить, оригинальная работа или нет, для этого нужно много физико-оптических исследований. Но профессионалы вывели несколько критериев подлинных работ Леонардо да Винчи:
1. Техника chiaroscuro (сопоставление света и тьмы)
Это создание светотени и объёмов на изображении.
«Картина будет хорошо смотреться тогда, когда распределение света и теней правильное… Если художник не использует тень, то можно сказать, что он избегает своей славы; настоящие ценители искусства не оценят такую работу».
2. Сфумато
Если вы присмотритесь к лицам героинь на полотнах, то заметите растушевку вокруг них. Так художник уводит контуры в мягкую тень, которая создаёт дымку.
3. Световоздушная перспектива
«Вещи на расстоянии кажутся двусмысленными и сомнительными»
Поэтому художник их размывал и делал светлыми.
4. Горные пейзажи
Леонардо очень любил горы, увлечённо их изучал. Их можно часто встретить на его полотнах.
5. Жесты
Леонардо да Винчи хорошо знал язык жестов и использовал эти знания при создании истории. К примеру, в работе «Тайная вечеря» благодаря разнообразию жестов мы видим, что апостолы потрясены, озадачены, разгневаны или огорчены словами Христа.
6. Улыбки
Самая загадочная улыбка, считается, принадлежит именно Джоконде, и многие задаются вопросом, что же она означает.
А как вы считаете, похожи работы учеников на Леонардо да Винчи?