Найти в Дзене
БАЛАГАН

Последователи Леонардо да Винчи в Эрмитаже

Оглавление

А вы знали, что Леонардо да Винчи оставил очень много учеников, которые в дальнейшем «запутывали» искусствоведов? Некоторые настолько достигли навыков учителя, что кажется, будто сам мастер нарисовал эти работы. В этой статье мы рассмотрим, какие есть последователи Леонардо да Винчи в Эрмитаже, и как научные сотрудники понимают, чьей руке принадлежит произведение.

Наследие Леонардо да Винчи в Эрмитаже

Считается, что Леонардо да Винчи написал от 12 до 15 произведений высокого качества. И целых два полотна хранятся у нас, в Петербурге:

1. Мадонна с младенцем (Мадонна Литта) — поступила в 1865 году. Название картины появилось из-за последнего владельца картиной –Антонио Литта. Именно он в 1864 году написал Александру II письмо с предложением приобрести картину из семейного собрания.

Леонардо да Винчи Мадонна Литта. 1490—1491
Леонардо да Винчи Мадонна Литта. 1490—1491

2. Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа) — поступила в музей в 1914 году. Её историю сложно отследить, попала она в Эрмитаж от жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа — Марии Александровны. К ней картина перешла от родителей, они же её приобрели у бродячих музыкантов в Астрахани. Правда это или нет — мы не знаем, но считается, что картина была самой первой работой гениального мастера, поэтому это очень ценное приобретение.

Леонардо да Винчи Мадонна Бенуа. 1475—1478
Леонардо да Винчи Мадонна Бенуа. 1475—1478

Различия в работах большие, поэтому сотрудники часто сомневаются в подлинности работ, причем обеих. «Мадонна Бенуа» — это иллюстрация Божественной природы Иисуса Христа. «Мадонна Литта» — это изображения человеческой сущности Христа.

Школа Леонардо да Винчи

В Милане художник основал свою школу, где было много учеников и последователей. В истории искусств есть даже понятие «леонардески» — оно обозначает подражателей, учеников, последователей мастера.

-4

«Леонардо, пока он работал в Тоскане, был в значительной степени изолирован от главных течений искусства итальянского Возрождения. У него не было настоящих учеников, и его влияние на других художников было незначительным, ограниченным привлечением некоторых формальных, физиогномических и композиционных аспектов, всегда и во всяком случае частичных. Его влияние в Милане было совершенно иным. Получив благосклонность Лодовико иль Моро и самых высоких ломбардских заказчиков, он стал главным художником для целого поколения и диктовал новый стиль, которому должны были подчиниться даже старые мастера, например, Винченцо Фоппа».

Возможные работы учеников
Возможные работы учеников

Из-за леонардесков многие картины Леонардо да Винчи до середины XX века было сложно атрибутировать. Мастер часто не заканчивал работы и передавал их своим ученикам. На самом деле, рядом с художником были и гениальные ученики, и очень посредственные, которые просто пытались повторить стиль. Как раз некоторые из них попали в Эрмитаж.

Ученики Леонардо в Эрмитаже

1. Портрет полуобнаженной молодой женщины (La donna nuda)

Картина «Донна Нуда» Леонардо была приобретена Екатериной II из коллекции Р. Уолпола в 1779 году для Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Большинство считают, что это даже насмешка над «Моной Лизой», в работе видна не самая лучшая техника, голова «посажена» неправильно, при этом художник попытался повторить картину мастера.

Обнаженная женщина (Донна Нуда) Италия, конец XVI в.
Обнаженная женщина (Донна Нуда) Италия, конец XVI в.

2. «Ангел» (поступила в 1886 году)

И опять подражание мастеру. В ней можно увидеть реплику на последнюю картину Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель», только ученик поменял некоторые детали, хотя и добавил «коронную» улыбку. Картина «Ангел» представляет архангела Гавриила, явившегося Деве Марии с посланием о рождении Сына Божия. Сначала её определили, как работу Леонардо да Винчи, и только потом стало известно, что это копия.

Ангел, Италия
Ангел, Италия

3. «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем» (поступила в 1935 году)

Картина, которая очевидно сделана подражателем мастера. Видна не самая лучшая техника и композиция, но при этом близкий художнику сюжет.

Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем Италия, конец XV - начало XVI вв.
Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем Италия, конец XV - начало XVI вв.

Как искусствоведы понимают, что картина выполнена Леонардо да Винчи?

Естественно, просто так на глаз нельзя определить, оригинальная работа или нет, для этого нужно много физико-оптических исследований. Но профессионалы вывели несколько критериев подлинных работ Леонардо да Винчи:

1. Техника chiaroscuro (сопоставление света и тьмы)

Это создание светотени и объёмов на изображении.

«Картина будет хорошо смотреться тогда, когда распределение света и теней правильное… Если художник не использует тень, то можно сказать, что он избегает своей славы; настоящие ценители искусства не оценят такую работу».

-9

2. Сфумато

Если вы присмотритесь к лицам героинь на полотнах, то заметите растушевку вокруг них. Так художник уводит контуры в мягкую тень, которая создаёт дымку.

-10

3. Световоздушная перспектива

«Вещи на расстоянии кажутся двусмысленными и сомнительными»

Поэтому художник их размывал и делал светлыми.

-11

4. Горные пейзажи

Леонардо очень любил горы, увлечённо их изучал. Их можно часто встретить на его полотнах.

-12

5. Жесты

Леонардо да Винчи хорошо знал язык жестов и использовал эти знания при создании истории. К примеру, в работе «Тайная вечеря» благодаря разнообразию жестов мы видим, что апостолы потрясены, озадачены, разгневаны или огорчены словами Христа.

-13

6. Улыбки

Самая загадочная улыбка, считается, принадлежит именно Джоконде, и многие задаются вопросом, что же она означает.

-14

А как вы считаете, похожи работы учеников на Леонардо да Винчи?