Эта книга вошла в шорт-лист Букера 2017 года, в лонг-лист премии Гордона Берна, признана лучшей книгой года по версии New York Times и т.д. и т.п.
Я бы вручила ей приз самой муторной книги моего читательского года (хотя "Калинова Яма" Пелевина может и обойти её на повороте). Дочитала, но хотелось бросить.
При этом есть в ней зерно глубоких мыслей, но подача, на мой взгляд, оставляет желать лучшего.
Книгу стоит читать либо ради увлекательного сюжета, либо ради дум, которые она в тебе рождает. С первым здесь полный провал, а второе так завалено всяким хламом, что попробуй-ка найди то самое глубокое, мудрое, вечное.
Сюжет
В больнице находится пожилой мужчина, состояние которого похоже на кому, но всё же это длительный сон. Ему 101 год. Его навещает молодая женщина, которая ему не внучка, а друг.
Когда Элизавет было 13 лет, а мистеру Глюку - 85, они познакомились и начали по-соседски общаться. Мать на словах выражала протест, видела в этом извращенную цель мужчины, а на деле была рада сбагрить дочь этому усатому няню, пока сама пыталась устроить личную жизнь.
У мистера Глюка не было никаких гадостей на уме, думаю, он увидел в ребенке одинокую душу, и решил подарить немного своего участия. В результате этот человек дал направление, указал курс, по которому девочка пойдет по жизни. Он открыл ей мир искусства, литературы. Неизменно встречал её вопросом: «Что читаешь?» Он учил её смотреть на мир шире.
Они обсуждали картины художницы Полин Боти, теперь и я узнала о её творчестве и судьбе. Не скажу, что впечатлилась, но всё же.
Вся книга складывается из отрывочных кусочков воспоминаний и реальности, плюс внедряются куски полусна старика, где он то ли труп, то ли дерево... Да, эти фрагменты весьма путают и не дают выстроить гармоничную картинку повествования.
Что я смогла расслышать в этом многоголосье?!
Мысль о родительском участии в жизни ребенка. Мать не интересовалось внутренним миром дочери, она его даже отрицала. Как часто она упрекала дочь в ненормальности её отношений со стариком: "Почему у тебя нет нормальных друзей?"
При этом сама, будучи женщиной за 60, начинает роман с другой женщиной, и они целуются в гостиной на глазах дочери, слава Богу, уже выросшей.
Как вам такое видение нормальности?
Однажды Элизавет, 13-летний ребенок, так и сказала матери:
« Всё зависит от того, что ты считаешь нормальным. Твоё понимание нормальности отличается от моего. Ведь все мы живём в субъективном мире, и мой мир не является в данный момент и, подозреваю, никогда не станет таким же, как твой.»
Помимо этого в романе фигурирует политическая тема, страна на пороге формирования ЕС, и автор показывает, что люди не прыгают от радости.
«Настало время, когда люди говорят что-то друг другу, но, как ни странно, их разговор никогда не становится диалогом.»
В заключении покажу страничку из романа, где герои разговаривают о любви. Это, пожалуй, всё, что я смогла взять в свою жизнь из этой книги:
До связи👋