На утренней заре Таня проводила Егора на работу. Уборочная страда была в самом разгаре, поэтому муж комбайнер уходил рано, а возвращался поздно. На хозяйстве оставалась супруга и пятилетний сын Антон. Татьяна хлопотала у печи. Она пекла любимый яблочный пирог для Антошки. Да и Егор такое лакомство тоже очень любил.
— Надо и свекрови кусочек передать.
Подумала женщина и грустно вздохнула, вспомнив вечно недовольную Антонину Захаровну.
Таня уже посадила пирог в печь и занималась мытьем посуды, когда во двор вбежала взволнованная соседка, тетка Катерина.
— Таня, там Егоркина мать упала прямо на пороге. Лежит, подняться не может, а на лице улыбка. Кривая какая-то.
Татьяна ахнула, бросила грязную посуду, и со всех ног помчалась к свекрови, которая жила на противоположной стороне улицы. Она догадалась, что случилось с Антониной Захаровной. Молодая женщина вызвала бригаду скорой помощи. Неотложка приехала через пятнадцать минут. Врачи подтвердили диагноз – инсульт. Свекровь уложили на носилки и увезли в районную больницу.
Татьяна вернулась домой в расстроенных чувствах.
— Жалко как Антонину Захаровну. Егор теперь за мать переживать будет.
К тому времени проснулся Антон. Узнав, что любимая баба Тоня в больнице, мальчик расплакался. Таня, как могла, успокоила его:
— Сынок, бабушка обязательно поправится. Вот увидишь. Скорая быстро приехала, так что все будет хорошо. Завтра поедем с тобой ее проведать.
Маленький Антошка очень любил свою бабушку. Да и Антонина Захаровна тоже во внуке души не чаяла, ведь малыш был точной копией ее единственного сына Егора. А вот с Татьяной у нее с самого начала отношения не заладились.
Егор Смоляков женился на Тане против воли матери. По ее мнению, нельзя было жениться на первой встречной. Таня попала в их село Отрадное абсолютно случайно. Вместе с подругой она ехала по распределению в соседний район работать поваром. Девушки вышли на местной автобусной станции, пошли купить мороженное и воды.
Пока они стояли в очереди, водитель, не заметив отсутствия двух молоденьких пассажирок, уехал. На этот рейсовый автобус Егор только что проводил своего лучшего друга Ивана. По счастливой случайности парни приехали на автостанцию на мотоцикле Егора. Девчонки, заливаясь слезами, попросили его догнать автобус. Егор Смоляков, как настоящий мужчина, не отказал им в помощи. Так он и познакомился с Татьяной Синицыной, а потом разыскал ее.
— Сама судьба определила мне Таню в жены. Задержала в нашем селе. Ведь, не случайно она отстала от автобуса.
Так рассказывал Егор о знакомстве с невестой своей матери.
Сыграли веселую свадьбу. Таня перебралась жить к мужу в Отрадное. Устроилась работать в колхозную столовую и стала для Егора хорошей женой. По крайней мере, все в селе так считали. На других женщин Егор не засматривался, всегда был чисто одет и накормлен. В доме семейной четы всегда было чисто и уютно. Но мать Егора, почему-то, невесткой всегда оставалась недовольна. Она почти не разговаривала со снохой, можно сказать, даже презирала.
— Что я не так делаю? – недоумевала Таня – Почему она ко мне так относиться? Ведь я так люблю Егора и никогда свекрови ничего плохого не желала.
Мужу Татьяна никогда не жаловалась, а его матери по-прежнему старалась угодить. Наводила порядок во дворе и на огороде, управлялась с хозяйством, всегда передавала с Егором или относила сама гостинцы. Но привередливая Антонина Захаровна к угощению даже не притрагивалась и только постоянно что-то ворчала себе под нос. Единственное, что объединяло их — это Антошка.
Родила Таня поздно. Первая беременность закончилась выкидышем, а потом ей пришлось долго лечиться. Спустя несколько лет, после многочисленных обследований и приемов лекарств, на свет появился Антон. Такой ненаглядный, желанный, любимый малыш для отца и обеих женщин. Теперь мальчик, можно сказать, жил на два дома. Часто оставался ночевать у бабы Тони. Благо ходить было недалеко – через улицу. Надо отдать должное — Бабушкой Антонина Захаровна была замечательной.
На следующий день Таня с сыном поехали проведать ее в больнице. Лечащий врач пригласил Татьяну в кабинет и сказал:
— Помощь Антонине Захаровне оказали вовремя. Однако, после реабилитации, вашей свекрови понадобится хороший уход. Она еще долго не сможет самостоятельно передвигаться и обслуживать себя сама.
У Татьяны и мыслей в голове не было оставить больную свекровь. Она ездила в больницу каждый день, а через месяц забрала Антонину Захаровну к себе домой. Баба Тоня не хотела жить с невесткой, но та ее убедила, что так всем будет лучше:
— Егор с утра до ночи на поле. А вам уход нужен постоянно. Я не набегаюсь. Да и Антошку одного бросать каждый раз боязно.
Татьяна ухаживала за свекровью очень тщательно. Готовила отдельно по специальной диете, купала, делала массаж, растирала, но Антонина Захаровна никак не хотела поправляться. Она становилась с каждым днем все печальнее и слабее. Таня переживала и говорила Егору:
— Я в отчаянии, не знаю, чем еще помочь твоей маме.
Однажды вечером, уже собираясь спать, Татьяна заглянула в комнату, где лежала свекровь и увидела, что та тихо плачет. Заметив сноху, Антонина Захаровна повернула голову к стене и сделала вид, что спит.
— Что случилось? – бросилась к ее кровати Таня – Плохо себя чувствуете? Скорую вызвать?
Пожилая женщина тяжело всхлипнула:
— Душе моей плохо! – неожиданно громко заговорила баба Тоня – Не заслужила я, Танюша, чтобы ты за мной так ухаживала. Я тебе очень плохо сделала, а покаяться гордость мешает. До сих пор себе простить не могу. Долго старалась я от тебя отгородиться, а судьба, видишь, как распорядилась?
Антонина Захаровна заплакала, а Таня с изумлением смотрела на свою свекровь, всегда сдержанную и волевую. Она никогда не вела себя подобным образом, не говорила таких слов:
— Что же вы сделали, раз так убиваетесь? За что себя клянете?
— Помнишь, приезжал к Егору в гости его лучший друг Иван? Егор тогда в командировку уезжал, а ты с Иваном в доме одна переночевала. А через месяц оказалось, что ты ребенка ждешь. Я и решила, что не Егора это ребеночек. Взяла у знакомой трав нужных, заварила и тебе принесла. В компот подлила. Тогда у тебя выкидыш и случился. Тяжело ты от болезни отходила. А я испугалась. Но что сделала — назад не воротишь. С тех пор, я и в глаза тебе смотреть не смела, и признаться было страшно о содеянном. Когда Антоша родился, меня попустило, но камень на душе так и лежит тяжким бременем. А сейчас ты обо мне больной заботишься, а я твоей заботы недостойна. Брось меня!
Антонина Захаровна закрыла лицо ладонями и зарыдала. Таня присела рядом с ней и тихонько дотронулась до плеча женщины:
— Компот тот Егор выпил, а потом в туалет бегал, было дело! – она рассмеялась – А мне рассолу огуречного достал из холодильника. Меня на соленое тянуло. А выкидыш у меня случился не из-за вас. Я на кухне полы мыла. Поскользнулась и упала. Не судьба была тому ребеночку родиться. Так что вы себя зря вините. А раз душа у вас болит, значит, вы — добрый человек и я не зря о вас забочусь.
Татьяна поправила одеяло, включила небольшой светильник над кроватью свекрови.
— Мужички наши пусть спят спокойно. Мы им ничего рассказывать не будем. А я сейчас, мама, чай с мятой нам заварю.
Антонина Захаровна смотрела на невестку глазами, полными слез. Только теперь это были слезы радости. Она поняла, что никто ее в беде не бросит.
Свекровь с той поры изменилась. Она стала с Татьяной внимательна и приветлива. Антонина Захаровна быстро поправлялась. По дому передвигалась самостоятельно и даже помогала невестке на кухне. Одна она больше жить не хотела и осталась со своими самыми близкими и родными людьми.