На мой взгляд, принцип ответственности - ключевой элемент любого подхода в психотерапии (и консультировании, соответственно).
Сегодня я приведу аргументы в пользу этой позиции и разберу тему ответственности на примере любимых стихов Владимира Высоцкого.
Начнем с того, что у понятия "ответственность" можно найти, как минимум, три смысла, каждый из которых по своему значим для терапии.
Первый смысл - буквальный, то есть ответственность как способность отдавать отчет о собственном поведении, сопоставлять объективную реальность и субъективные представления о ней. Иными словами - критичность мышления. Сниженная критичность существенно затрудняет или делает невозможной любую работу с клиентом, тем более - посредством диалога.
Второй смысл - бытовой, то есть ответственность как способность отвечать за собственные действия и осознавать себя как активного участника каждой жизненной ситуации.
Здесь в рамках терапии мы можем столкнуться с поиском виновного, попыткой найти "оправдывающую" причину собственного поведения, которая всё объяснит и снимет ответственность за дальнейшие действия ("Меня в детстве постоянно били, вот я и стал жестоким, что вы от меня теперь хотите?"). Возврат ответственности в данном контексте означает переход клиента к позиции Сартра: "Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам сделал из того, что сделали из меня"
Вопрос об авторстве жизни, о борьбе с собственной природой, о том, кто же всё-таки руководит мной - я или третья сила, раскрыт В. Высоцким в "Песне самолета-истребителя", где описывается противостояние машины и летчика:
Я — «Як»,
Истребитель,
Мотор мой звенит.
Небо — моя обитель.
Но тот, который во мне сидит,
Считает, что он — истребитель.
В прошлом бою мною «Юнкерс» сбит, —
Я сделал с ним, что хотел.
Но тот, который во мне сидит,
Изрядно мне надоел.
Такое расщепление, выделение внутренней части, ответственной за решения, непризнание авторства за собственными поступками нередко встречается в практике психолога.
Он рвет на себя — и нагрузки вдвойне.
Эх, тоже мне летчик — АС!..
Но снова приходится слушаться мне,
Но это в последний раз.
Сюжет песни завершается символически логично: самолет, оставшись без летчика, на мгновение чувствует свободу, но тут же понимает, что потерял нечто критически важное, неотъемлемую часть себя, без которой жить невозможно:
Убит он, я счастлив, лечу налегке,
Последние силы жгу.
Но что это, что?! я в глубоком пике —
И выйти никак не могу!
Соответственно, лишь преодолевая диссоциацию, интегрируя части собственной личности и возвращая ответственность за все собственные проявления, человек знакомиться с собой, получает больше пространства и ресурсов для выбора, именно здесь появляется возможность для реальных изменений.
Ненадолго обратимся к гештальт-подходу. В этом направлении важное значение играет эксперимент как вид работы с клиентом. В контексте темы ответственности эксперимент хорош тем, что клиент, во-первых, сам соглашается на него, во вторых, сам придумывает и пробует новый, непривычный для себя способ поведения, в-третьих, сам оценивает результат собственного поведения, в-четвертых, сам решает, как ему обходиться с этим опытом, стоит ли переносить его в повседневную жизнь. Всё это существенно укрепляет клиента и способствует принятию ответственности.
Третий смысл - экзистенциальный. Исторически тема ответственности связана с вечными категориями свободы и выбора. Основная идея заключается в том, что ответственность может быть только там, где есть свобода. Если я не свободен, если кто-то за меня определяет мои действия / эмоции / мысли, то меня и обвинить не в чем, и требовать нечего. Но если я всё же свободен, то в любой, даже самой сложной ситуации, за мной остается право выбора (об этом рекомендую прочитать в книге Эдит Евы Эгер "Выбор") и обязанность за него отвечать. Прежде всего, перед самим собой.
Вывод: только вернув себе ответственность за авторство собственной жизни, можно найти "свою колею", о которой пел В. Высоцкий.
Что касается биографии самого В. Высоцкого, метафорически драма его жизненного пути описана в песне "Две судьбы", строчки которой пронизаны темой ответственности:
Жил я славно в первой трети
Двадцать лет на белом свете —
по влечению,
Жил бездумно, но при деле,
Плыл куда глаза глядели —
по течению.
Думал: вот она, награда, —
Ведь ни вёслами не надо,
ни ладонями.
Комары, слепни да осы
Донимали, кровососы,
да не доняли.
Главный герой ведет инфантильный, незрелый образ жизни, плывет по течению, и вполне доволен своей судьбой:
Слышал, с берега вначале
Мне о помощи кричали,
о спасении.
Не дождались, бедолаги, —
Я лежал, чумной от браги,
в расслаблении.
Крутанёт ли в повороте,
Завернёт в водовороте —
всё исправится,
То разуюсь, то обуюсь,
На себя в воде любуюсь —
очень нравится.
Но однажды, в очередной раз напившись, он встречается с последствиями отказа от ответственности. В песне они символически представлены в образах двух старух: Кривой и Нелегкой, которые обещают спасти героя, нужно только отдаться им.
Берега текут за лодку,
Ну, а я ласкаю глотку
медовухою.
После лишнего глоточку —
Глядь: плыву не в одиночку —
со старухою.
Герой так и поступает, отдавая себя на откуп старухам:
Я воскликнул, наливая:
«Вывози меня, Кривая, —
я на привязи!
Я тебе и жбан поставлю,
Кривизну твою исправлю —
только вывези!
В конце герою даже удается на время убежать от своих бед, напоив старух, но надолго ли?
И упали две старухи
У бутыли медовухи
в пьянь-истерику.
Я пока за кочки прячусь
И тихонько задом пячусь
прямо к берегу…
Жизнь Владимира Высоцкого показала, что ненадолго. Строчки этой песни для автора стали пророческими, а для нас они остаются напоминанием, что за отказ от ответственности всегда приходится расплачиваться:
Брось креститься, причитая, —
Не спасёт тебя Святая
Богородица:
Тех, кто руль да вёсла бросит,
Тех Нелёгкая заносит —
так уж водится!»
P.S. Важно, что абсолютно все аспекты ответственности касаются как клиента, так и терапевта. Развитие и сохранение терапевтического альянса, поддержка сеттинга, темы конфиденциальности и этики - эти и другие вопросы всегда находятся в поле ответственности обоих участников терапии.
Спасибо за уделенное статье время!
Психолог Роман Мотькин.
Запись на консультацию