В августе 2024 г. были внесены изменения в 224-ФЗ, касающиеся регулирования сферы промышленного государственно-частного партнерства (ГЧП). В документе описаны критерии и порядок отбора проектов, финансовое участие публичной стороны, особенности расторжения и другие важные аспекты реализации соглашений.
Реализовывать проекты в отношении имущественных комплексов, предназначенных для производства промышленной продукции, в законодательстве о ГЧП разрешено еще с середины 2016 г. Но согласно предыдущей версии закона можно было проводить реконструкцию объектов, находящихся лишь в публичной собственности. Теперь это стало возможным и в отношении частных объектов.
Фокус промышленного ГЧП сосредоточен на проектах, отвечающих требованиям технологического суверенитета и структурной адаптации экономики, соответственно, объект, который планируется построить или модернизировать, должен принадлежать российскому юридическому лицу. Напомню, что, согласно Постановлению Правительства РФ №603 от 15 апреля 2023 г., к проектам технологического суверенитета относятся проекты в сфере авиапромышленности, автомобилестроения, железнодорожного, нефтегазового, сельскохозяйственного и специализированного машиностроения, химической, медицинской, станкоинструментальной промышленности, судостроения, фармацевтики, электроники и энергетики. В свою очередь, к проектам структурной адаптации экономики относится строительство и модернизация морских портов, судостроительных верфей, прокладка железнодорожных путей, способствующих переориентации экспортных поставок. Кроме того, сюда входят создание газотранспортной инфраструктуры с выходом в третьи страны, создание инфраструктуры для транспортировки водорода (а также модернизация газотранспортных объектов под эти цели), строительство таможенных складов, строительство и развитие промышленных технопарков и индустриальных парков, строительство очистных сооружений.
Объем инвестиций в рамках ГЧП должен быть больше 10 млрд руб., доля собственных средств инвестора составлять не менее 15%, а суммарный объем расходов публичного партнера на реконструкцию/строительство объекта, его эксплуатацию и техническое обслуживание не должен превышать аналогичный показатель для частной стороны (включая заемные средства).
Поправки в законодательство призваны поддержать процесс импортозамещения, а также обеспечить технологическую независимость России от зарубежных компаний. Но отмечу, что развитие нового сегмента в ближайший год будет зависеть от активности и интереса частных партнеров, финансового участия государства, а также условий денежно-кредитной политики.
Несмотря на то, что, согласно 224-ФЗ, финансирование со стороны публичного партнера ограничено половиной всех расходов на проект промышленного ГЧП, включая стадию эксплуатации, через капитальный грант может быть оплачено до 80% средств, необходимых на стадии строительства. Это поможет запускать проекты в период дорогого банковского кредитования. Однако, учитывая разницу в используемой терминологии в статье 10.1 («объем финансирования публичным партнером») и в статье 12.1 («финансовое участие публичного партнера»), существует риск двойного толкования для проектов, предполагающих выплаты на стадии эксплуатации в формате возмещения недополученных доходов (механизм минимального гарантированного дохода (МГД), так как формально возмещение частному партнеру недополученных доходов не является финансированием эксплуатации. Таким образом, для проектов, структурированных с использованием МГД, капитальный грант формально не должен превышать 50% средств, необходимых на стадии строительства.
Обновленное законодательство страхует обе стороны в случае досрочного прекращения соглашения: государство не станет изымать созданные или модернизированные объекты у частного партнера, если тот ими владел. Но для сохранения своего права собственности инвестор должен компенсировать расходы публичного партнера в рамках соглашения и возникшие из-за его прекращения убытки.
В процессе утверждения законопроекта о промышленном ГЧП в Совете Федерации представители Минпромторга заявили о четырех инициативах в сфере промышленного ГЧП, в том числе в химической промышленности, тяжелом машиностроении и автомобилестроении. В нашем базовом сценарии развития промышленного ГЧП в первый год существования после принятия поправок в законодательство (то есть к августу 2025 г.) могут быть подписаны соглашения на общую сумму планируемых инвестиций примерно 120–160 млрд руб., а в оптимистичном сценарии – на сумму свыше 280–400 млрд руб. В основе обоих прогнозов лежит также предположение, что соглашения о ГЧП будут заключать лишь для части проектов, подпадающих под критерии технологического суверенитета.
В рамках базового сценария наш прогноз основан на средней стоимости проектов в этих сферах, а также средней стоимости промышленных проектов, использующих иные инструменты, например соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Суммарный объем соглашений в рамках базового сценария может достигнуть 0,6–0,8 трлн руб. за три–четыре года.
Если говорить об оптимистичном сценарии, то, по нашим прогнозам, частная и публичная стороны будут подписывать более крупные соглашения и/или в большем количестве, чем в базовом сценарии. Такое развитие событий предполагает достаточно высокую активность в подготовке проектов со стороны обоих партнеров: как публичного, так и частного. По итогам трех–четырех лет реализации общий планируемый объем инвестиций в проекты промышленного ГЧП в оптимистичном сценарии может превысить 1,3–1,5 трлн руб.
Согласно нашим оценкам, основные риски развития сегмента промышленного ГЧП в первый год после принятия регуляторных изменений могут быть связаны со сложностями дорогого заемного финансирования. Как минимум, до середины 2025 г. ставки кредитования будут оставаться на достаточно высоком уровне. Кроме того, отрицательную роль может сыграть конкуренция с другими, уже существующими инструментами. И, как я уже отметила выше, – низкая активность частных партнеров.
Эти риски можно нивелировать различными способами. Так, риск высокой ключевой ставки минимизируется тем, что инвесторы могут претендовать, например, на получение льготных кредитов в рамках отраслевых программ. Низкая активность частных инвесторов и конкуренция с другими инструментами – информированием о преимуществах и возможностях соглашений о промышленном ГЧП через отраслевые ассоциации и мероприятия.
В целом, почти все рассмотренные риски не являются критическими для запуска будущих проектов, но влияют на общее развитие сегмента. Но, как и в случае с другими инструментами, мы считаем, что полноценные выводы о работе промышленного ГЧП можно будет делать через три-четыре года, когда будут настроены все основные процессы, а также запущены и даже частично реализованы первые проекты.