Сегодня мы продолжим рассказ о третьем чемпионате мира по футболу, состоявшемся в 1938 году во Франции. Первая часть повествования здесь. В Европе вот-вот вспыхнет пожарище мировой войны. Скоро всем станет совсем не до футбола. Хотя именно к третьему мировому первенству публика в полной мере прочувствовала истинный вкус главного турнира для национальных сборных и была в предвкушении захватывающего зрелища.
Открытие турнира
Самой титулованной футбольной сборной мира является Бразилия — пять раз южноамериканцы примеряли золотые медали мирового первенства. Но до первой победы на турнире лучших сборных мира бразильцам оставалось еще долгих двадцать лет, хотя уже в 30-е годы эта сборная на фоне других команд выделялась просто немыслимым количеством талантливых и неординарных футболистов.
Одним из таких футболистов был Жозе Перасио Бержун. Он выступал за «Ботафого», и во внутреннем чемпионате славился тем, что забивал часто и красиво. Однако главный тренер национальной сборной Адемар Пимента не сразу сделал свой выбор в пользу этого 20-летнего нападающего — как известно, в Бразилии слишком много диких обезьян, «донов Педро» и талантливых забивных форвардов. Долго ли, коротко ли, но в конечном итоге Бержун попал в число 22 счастливчиков, отправлявшихся за океан на чемпионат мира. И наставника сборной не разочаровал, иначе вы сейчас не читали бы эти строки.
Бержун появился на поле в стартовой игре бразильцев против поляков — той самой, где команды в сумме наколотили друг другу одиннадцать голов, а игра завершилась победой южноамериканской команды со счетом 6:5. Герой нашего повествования в той игре не только дважды поразил ворота соперников, но и привлек к себе внимание нестандартным дриблингом, постоянными забеганиями и открываниями. Журналисты уже после первого матча на турнире с восторгом писали о молодом бразильском форварде как о потенциально большой звезде и прочили ему яркую футбольную карьеру.
В матче за третье место Жозе Перасио Бержун снова смело шел в обыгрыш, брал инициативу на себя и забил один из четырех бразильских голов в ворота сборной Швеции.
Тем неожиданнее оказался закат карьеры ярко вспыхнувшей на последнем предвоенном чемпионате мира молодой бразильской звездочки: после турнира в следующем году Бержун в составе национальной сборной провел лишь шесть игр, четыре раз поразил ворота соперников и все. Больше форвард в национальную сборную не приглашался.
А потом была Вторая мировая война, во время которой футболист служил в Бразильском экспедиционном корпусе на Аппенинах. Но то уже совсем другая история, к футболу отношения не имеющая.
Разочарование турнира
Перед чемпионатом мира отношение к нацистской Германии было очень неоднозначным, но в плане футбольном мнения сходились: сборная Германии считалась одним из главных фаворитов предстоящего первенства. Дело в том, что в самой Германии к французскому турниру «подошло» очень приличное поколение футболистов. Да еще и аншлюс Австрии не только устранил одного из сильных конкурентов, но и позволил укрепить саму немецкую сборную лидерами австрийцев.
Вот только немцам это не помогло. Ликвидация Австрии как государства и сборной этой страны как участника чемпионата мира повлекли за собой приказ рейхминистра о том, что ведущие австрийские футболисты должны играть за национальную сборную Германии. А саму команду, отправляющуюся на чемпионат мира, следует комплектовать по принципу «шесть немцев — пять австрийцев». Ну, или «шесть австрийцев — пять немцев». И никак иначе! Конечно, это прибавило головной боли тренерскому штабу Германии накануне турнира. А учитывая совершенно разные игровые стили австрийской и немецкой национальных команд, совместить которые, да еще и в кратчайшие сроки, было невозможно, задача представлялась нерешаемой.
Так оно и произошло. Как позднее объяснял главный тренер сборной Германии Зепп Хербергер, без потери в качестве игры можно было выпустить двоих, максимум — троих, австрийцев. Но не пятерых и не шестерых.
Что и доказала первая же игра на турнире. К слову, со стартом немцев на чемпионате мира вышел цирк, в чем, вне всяких сомнений, виноваты организаторы первенства. Дело в том, что французы с какого-то перепугу матч 1/8 финала между немцами и сборной Швейцарии назначили на пятое июня в Страсбурге. С высоты сегодняшнего дня возникает вопрос — а что тут такого?
А при назначении места встречи не были учтены ни политические, ни географические факторы. Вот и «выяснилось» чуть ли не за несколько часов до матча, что Страсбург — главный город французской области Эльзас — находится всего лишь в трех (!) километрах от границы с Германией. А сама область Эльзас является предметом территориального спора между двумя соседями. И когда до футбольных чиновников дошло, чем грозит неконтролируемый наплыв немецких болельщиков на спорную территорию, матч решили перенести подальше. В Париж.
Вот только пятого числа, когда игрались все матчи 1/8 финала, «Парк де Пренс» был занят. «Ничего страшного!» - решили организаторы и перенесли игру на четвертое июня. А почему бы и нет?
Болельщики весь матч освистывали немецко-австрийскую сборную, которая с первых минут буквально «увязла» в оборонительных порядках дисциплинированных и настырных швейцарцев. Один гол немцы в первом тайме все-таки забили, но «австрийский фактор» вскоре дал о себе знать — несогласованные действия защитников, нелепейшая ошибка в обороне, и вот швейцарская сборная сравнивает счет. А больше голов в этом матче не было.
Через пять дней на том же стадионе состоялась переигровка, в которой сборная Швейцарии сотворила, возможно, главную сенсацию мирового чемпионата 1938 года, обыграв сборную Германии со счетом 4:2.
Лучший бомбардир
До появления на мировой футбольной арене Эдсона Арантиса ду Насименту, более известного, конечно, как Пеле, именно этот парень считался не только лучшим футболистом в Бразилии, но и претендовал на звание лучшего игрока своего времени во всем мире. Его популярность была такова, что многие сегодняшние звезды в слезах тихонько отходят в сторонку. Его портрет красовался на пачках сигарет и обертках шоколада, и это многократно увеличивало продажи указанных продуктов. Имя его Леонидас да Силва.
Возьмет ли Леонидаса наставник сборной Бразилии на чемпионат мира или нет — так вопрос вообще никогда не стоял, место в составе у нападающего было «железобетонным». Футбольные эксперты спорили лишь о том количестве голов, которое Леонидас забьет на чемпионате мира. Собственно, это и позволяло бразильским журналистам делать самые смелые прогнозы относительно результата команды на турнире. Да что там прогнозы — от сборной Бразилии на родине ждали только золотых медалей.
Золота, как известно, бразильцы с того турнира домой не привезли. Привезли бронзу, но вины Леонидаса в «провальном выступлении» нет. Он начал турнир с хет-трика в ворота польской сборной. Затем в ¼ финала был гол в ворота сборной Чехословакии и еще один в их же ворота в переигровке.
А потом у бразильцев был полуфинал со сборной Италии, в котором Леонидас голов не забил. И не потому, что итальянские защитники «съели» бразильскую звезду. Вовсе нет. Просто тренер бразильской сборной Адемар Пимента перехитрил сам себя. На матч с итальянцами он оставил Леонидаса в запасе со словами: «Пусть отдохнет, он украсит своим присутствием финал».
Как известно, бразильцы проиграли свой полуфинал, и украшать Леонидасу да Силве пришлось матч за третье место, в котором от его точных ударов дважды пострадали шведские футболисты. Всего же на счету бразильца на чемпионате мира во Франции оказалось семь результативных действий.
А потом была Вторая мировая война, из-за которой чемпионаты мира по футболу не проводились долгих двенадцать лет. Таким образом, сборная Италии по футболу была действующим чемпионом мира рекордные 16 лет, если считать с первого ее титула в 1934 году по 1950 год, когда состоялся первый послевоенный мундиаль.
Спасибо, что дочитали. Не забудьте поставить лайк и подписаться на мой канал. Дальше будет еще интереснее.