Этот доходный дом оказался для меня самой настоящей головоломкой. И родилась она с подачи одной из моих дорогих подписчиц, которая живет рядом с ним и хорошо его знает.
Он известен как еще одно доходное владение Сергея Шугаева. Автором его проекта был, как нетрудно догадаться, слепой архитектор Иван Гаврилович Кондратенко, построивший для Сергея Егоровича все его доходные дома, кроме одного.
Впрочем, обо всем по порядку. Обязательно дочитайте статью до конца!
Едва взглянув на этот дом, становится заметно, что он как будто состоит из двух отдельных половин. Словно одна из них оригинал, а вторая – более поздняя пристройка, в облике которой постарались скопировать, хоть и явно упростив, внешний вид первоначального строения.
Об этом в переписке нашего телеграмм-чата говорила и читательница. Но, к сожалению, прошерстив все доступные мне источники, ничего об этом я не нашел. Но зато обнаружил много другого, не менее интересного.
История этого загадочного дома…
…Традиционно богаче и глубже, чем кажется на первый взгляд
Раньше на этом месте стоял совсем другой дом, построенный в восемнадцатом веке и принадлежавший поэту и баснописцу Ивану Ивановичу Дмитриеву. Он стоял аккурат напротив палат Ратманова – Сухово-Кобылиных – Юсуповых, о которых я писал совсем недавно.
То был совсем небольшой деревянный особняк с тенистым садом. Его Иван Иванович приобрел в 1799 году и прожил в нем до 1806-го. Здесь же он устроил литературный салон, – весьма модное в те времена явление. В его салоне постоянными гостями бывали Василий Жуковский, Владимир Измайлов, Василий Львович Пушкин и Николай Михайлович Карамзин.
В 1809 году Дмитриев переселился в Санкт-Петербург, а в 1812-м дом сгорел в пожаре. Без малого сотню лет история этого земельного участка была ничем не примечательна, пока в 1910 году на нем не начали строительство доходного дома…
…По проекту Ивана Кондратенко
Самое интересное то, что заказчиком строительства был вовсе не Шугаев, что кажется очевидным, а президент Московского немецкого общества врачей, доктор Оскар Карлович Шмидт.
Лишь год спустя, в 1911-м, дом приобрел Сергей Егорович Шугаев. Правда, и он владел им всего лишь год, в 1913-м продав Борису Николаевичу Аристархову, инженеру-технологу и потомственному почетному гражданину и его жене Анфисе Васильевне. Которые и правда могли пристроить дом, добавив еще один подъезд.
Или, есть такая вероятность, это мог сделать некто купец и книгоиздатель Петр Кузьмич Прянишников, который по некоторым архивным данным также владел домом практически одновременно с Аристарховыми.
(9 фото)
А дом замечательный, поистине в лучших традициях Кондратенко. И поскольку мне так и не удалось решить заданную им задачку, покажу вам обе половины.
Вот – та, что слева.
И если это действительно две отдельных постройки под одним номером, то гению Ивана Гавриловича мы обязаны именно этой частью (12 фото).
С двумя фланкирующими ризалитами – неширокими, в одно окно, и утопленной за их счет центральной частью. С арочным окном над подъездом и коринфскими сдвоенными колоннами по бокам от входной двери (4 фото).
Это же – правая часть дома.
Она действительно выглядит скромней и моложе, чем левая. Однако, в отличие от нее, гладко оштукатуренной и оформленной под строгий руст, облицована плиткой-кабанчиком (7 фото).
Здесь также имеется полуциркулярное окно над входом, только обрамляют вход не коринфские колонны, а ионические полукруглые пилястры (4 фото).
В остальном же обе половины дома действительно имеют нечто общее. Правда, балконы несомненно привлекательнее в левой части!
А про краснокирпичную узкую, в одно окно, стенку шутят, что это самый тонкий московский жилой дом. Впрочем, очевидно, что это – часть дома, стоящего правее. И тоже, заметьте, выделяется из общего фона!
К слову сказать, композиция двенадцатого дома напоминает дом Анны Владимировны Шугаевой на Садовой-Самотечной улице. Он также как будто состоит из двух половинок, одна из которых лишь некое подобие другой. Однако о том доме известно, что его для заказчиков целиком и полностью выстроил Василий Никанорович Волокитин.
Действительно, интересно, каким образом один дом, имеющий один адрес, сделался будто составленным из двух и похожих, и непохожих одновременно отдельных зданий. Если кто-то знает доподлинно, расскажите!
Дом, который с момента своего создания и до сего дня был и остается жилым.
И в завершение статьи стоит...
...Упомянуть одного из его обитателей
Им в 1930-х годах был актер и мастер художественного слова Борис Георгиевич Добронравов, который душой жил на сцене и чьей заветной мечтой было на сцене умереть. И чья мечта исполнилась 27 октября 1949 года во время спектакля «Царь Федор Иванович», где он совсем немного не доиграл свою любимую роль.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал статью до конца.
Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, а также в репостах статей в ваших любимых соцсетях.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!