Не украл, а вдохновился идеей Питчфорка, собирающегося дропнуть аналогичный топ. Я же решил не дожидаться этого момента, а выпустить свой собственный - максимально субъективный. Я не стал включать альбомы на основании их популярности, влиянии, заслуг и прочих "объективных" вещах (поэтому тут нет, к примеру, "Brat", проникнуться которым я не смог) - здесь лишь те релизы, которые лично мне дороги, и которые я переслушиваю с огромным удовольствием от начала до конца.
50 Sega Bodega, Reestablishing Connection (2020)
Если выбирать только один альбом, записанных в разгар ковидных ограничений по всему миру в соответствующих условиях, то пусть будет этот, ставший для меня утешительной пилюлей. Sega Bodega здесь в звенящей тишине исполняет с друзьями по видеосвязи (вы же помните про самоизоляцию?) хиты 90-х и нулевых годов. После прослушивания "Reestablishing Connection" остается ощущение, будто ты обнимался с призраком - и поплакал у него на плече.
49 Fabiana Palladino, Fabiana Palladino (2024)
Невероятно стильный и качающий альбом, явно ориентирующийся на формат американских коммерческих радиостанций конца 80-х и начала 90-х - это то, что тогда обозначалось как adult contemporary. Возможно, главный дебютный альбом этого года.
48 Dean Blunt - Black Metal 2 (2021)
Что делает "Black Metal 2" столь уникальным - несоответствие между условно инди-роковым звучанием и улично-криминальной тематикой альбома, свойственной для гангста-рэпа. Как это часто бывает в случае Дина Бланта, не совсем ясно, он это серьезно или же издевается над слушателем с постмодернистской ухмылкой.
Афро-поп из Нигерии с кучей гимнообразных хитов и летней атмосферой. Asake удается органично сочетать современный грув (в частности, его песни вобрали в себя амапиано - поджанр хауса из Южной Африки) и теплоту традиционных африканских гармоний.
46 Lil Uzi Vert, Eternal Atake (2020)
Лил Узи подтвердил в твиттере догадку одного из поклонников, что первая часть альбома – своего рода стремительный путь вверх на космическом корабле, а вторая – уже само путешествие в космосе. Неважно, пошутил рэпер или нет - это идеальная аннотация альбома.
45 JPEGMAFIA, I Lay Down My Life for You (2024)
"I Lay Down My Life for You" можно пугать hoes ничуть не хуже, чем прошлогодним совместным альбомом с Дэнни Брауном. При этом "I Lay Down My Life for You" - наиболее музыкально изощренный со времен "All My Heroes Are Cornballs" альбом Пегги, который вновь виртуозно балансирует между экспериментальностью и доступностью.
44 Nick Cave & The Bad Seeds, Wild God (2024)
"Wild God" - все тот же старый добрый Кейв, которого мы знаем и любим, причитающий в неспешных балладах о своих непростых отношениях с Богом. Однако вместо темных скорбных элегий у Кейва получились торжественные и возвышенные гимны в соответствующих пышных аранжировках с госпельными хорами, трубами и улетающими куда-то ввысь винтажными синтезаторами.
43 Kim Gordon, The Collective (2024)
"The Collective" состоит из перегруженных трэп-битов, стены гитарного шума и фирменного вокала Ким. Вряд ли это произойдет, но почему бы не помечтать, что "The Collective" вдохновит музыкантов по всему миру и породит собственный поджанр.
42 Sufjan Stevens - Javelin (2023)
Все тот же трепетный фолк с большим (и разбитым) сердцем, которым славится Суфьян. Стивенсу удалось написать несколько немногословных и универсальных фолк-симфоний о (не)любви для всех и каждого - причем такой неземной красоты, что захватывает дух.
За развитием "Telas" крайне увлекательно наблюдать - в ней то и дело появляются приглушенные отзвуки то индонезийского гамелана, то академической музыки 20 века. Неочевидная и зачастую иррациональная музыка, навеянная последствиями палестино-израильского конфликта - у Николаса на "Telas" будто бы получилось воплотить природную стихию в звуке.
40 Genesis Owusu, Smiling With No Teeth (2021)
Уроженец Ганы Генезис Овусу, еще в детстве переехавший в Австралию, записал чудо, а не дебютник — неусидчивый и перепрыгивающий с жанра на жанр, с прилипчивыми и обаятельными мелодиями. Музыкант одновременно развлекает слушателя и заставляет задуматься - среди прочего, альбом посвящен психическому (не)здоровью).
39 Tyler, the Creator, Call Me If You Get Lost (2021)
Тайлеру на своем последнем на данным момент альбоме по-прежнему сложно отказать в обаянии и изобретательности. Здесь он пытается найти компромисс между своими ранними рэп-боевиками и поздними нео-соул альбомами “Flower Boy” и “Igor”.
38 Olivia Rodrigo, GUTS (2023)
При всем скепсисе, который вы можете испытывать к очередной звездочке "Disney Channel", талантливые песни Оливии, написанные от лица неглупой, но постоянно делающей глупости девушки, говорят сами за себя. Ну и какая еще мировая звезда сейчас может позволить себе так глубоко и убедительно погружаться в альтернативный рок 90-х, как это делает Оливия?
37 Julia Holter, Something in the Room She Moves (2024)
Изящно аранжированный, текучий арт-поп высшей пробы, который постоянно пытается ускользнуть от слушателя, то и дело поворачивая в неожиданное русло, будто яркие, странные и завораживающие сновидения.
36 Alex G, God Save the Animals (2022)
Если христианский рок и имеет права на существование, то именно в таком виде, хотя сам жанр здесь будто бы осознанно профанируется. Характерно, что герой современного инди-фолка Алекс относится к себе сейчас не как к пресловутому сингеру-сонграйтеру, а как к продюсеру, и, в какой-то степени, несмотря на явно подразумевающуюся иронию, это действительно так. Самая впечатляющая запись Alex G за все время.
Помните танцевальный хит “Hey QT”, записанный в период расцвета лейбла PC Music? Лицом недолговечного проекта QT была Хейден Данхэм, рекламировавшая в клипе на вышеупомянутую песню тот самый энергетический напиток. Спустя декаду она выпустила под псевдонимом Hyd и при поддержке тех же A. G. Cook и SOPHIE (а еще Йонси из Sigur Ros) невероятно обаятельный и человечный электропоп-альбом, каким он должен быть в эпоху гиперпопа. Если вы любите Charli XCX, то просто must listen. А еще "Clearing" - убедительный довод в пользу того, что не стоит абсолютно полагаться на рейтинг альбомов на Rate Your Music.
34 The Weeknd, After Hours (2020)
Эйбел Тесфайе делает искусство из светской хроники — альбом «After Hours» посвящен его непростым отношениям с супермоделью Беллой Хадид и запрещенными веществами. The Weeknd записал практически идеальный поп-альбом, смешав альтернативный R&B, синтвейв и драм-н-бейс с детским хором. Получился настоящий блокбастер от мира музыки с набором убедительных поп-хитов, которые любит и массовая публика, и эстеты. И горячая ротация ничуть не испортила их.
33 The Smile, Wall of Eyes (2024)
Личный дневник Тома Йорка, в котором он высказывается об эпидемии коронавируса и лицах, обогатившихся благодаря нему, и о новой цифровой реальности, которая обезличивает человека. Непредсказуемые и продолжительные композиции с "Wall of Eyes" требуют от слушателя усидчивости и часто совершают неожиданные повороты, от которых порой отвисает челюсть.
32 Adrianne Lenker, Songs (2020)
В шерстяные инди-фолковые песни солистки Big Thef влюбляешься с первых нот и больше не можешь представить себе жизнь без них, даже ничего не зная о Big Thef и мифологии, связанной с записью «Songs» (альбом был записан с минимумом наложений на кассетную пленку в американской глуши, где Адрианна пережидала ковидную пандемию).
«Græ» — музыка, существующая вне жанровых рамок, которая сопротивляется делению по цвету кожи. Можно было бы применить к «Græ» термин арт-поп, если бы он не был отчасти синонимом чего-то искусственного и вычурного. Moses Sumney проговаривает на «Græ» тему мужественности очень тонко и точно.
30 Jessie Ware, What's Your Pleasure? (2020)
На релизе «What’s Your Pleasure?» Джесси Уэр неожиданно развернулась в сторону прыгучего и сексуального диско-попа — раскованного и в то же время изящного. Джесси удалось сделать жанрово монолитный поп-альбом, который держит внимание слушателя на протяжении всех 12 песен.
29 MIKE, Burning Desire (2023)
Биты сконструированы на альбоме MIKE в основном из закольцованных и замедленных семплов из соул-музыки 70-х и 80-х - в некоторых треках получился чистый воды вэйпорвейв. Временами то, как именно задумчивый нью-йоркский флоу MIKE чисто технически "ложится" на эти чудные ритмы и не сбивается - просто поражает.
28 Tirzah, trip9love...??? (2023)
Нарочито любительская и кривая музыка, будто бы ее авторы Tirzah и Mica Levi чуть ли не впервые открыли DAW и словили эйфорию из-за того, что у них что-то получается (хотя на самом деле Levi изучала композицию в известной лондонской арт-школе, и продолжительное время пишет музыку для кино). 11 треков с "trip9love...???" сливаются в единую симфонию, из альтернативного R&B на трэп-битах постепенно разгоняющегося до витч-хауса.
Несмотря на ностальгическую поп-обертку, “Dawn FM” является самой смелой и экспериментальной записью Эйбела Тесфайе со времен памятной трилогии. Благодаря ответственному за звучание альбома Дэниелу Лопатину (он же Oneohtrix Point Never) временами у The Weeknd получился практически гипнагоджик-поп 10-летней давности в духе Twin Shadow и Джона Мауса.
26 QOW, Elmosameh sherine (2023)
"ElMosameh Sherine" полностью создан из треков египетской поп-звезды Sherine Abdel-Wahab. Ее соотечественник QOW камня на камне не оставил от песен исполнительницы, безжалостно порезав на семплы, пропустив их через фильтры и подвергнув радикальной деконструкции. В результате у QOW получился вызывающий щемящее чувство глитчевый эмбиент, схожий с лучшими творениями гениального австрийца Fennesz.
25 Lana Del Rey, Did You Know That There's a Tunnel Under Ocean Blvd (2023)
Последний альбом Ланы - ее самый тихий и интимный. Местами совершенно грандиозный материал, обезоруживающий своей откровенностью и сонграйтерским мастерством.
24 Travis Scott, UTOPIA (2023)
Магнум опус Трэвиса Скотта дарит то волшебное чувство, которое возникало во время первых прослушиваний лучших записей Канье прошлого десятилетия. Хип-хоп альбом с кучей гостей, отличных мелодий и футуристическим звуком.
23 James Holden, Imagine This Is a High Dimensional Space of All Possibilities (2023)
Ветеран британской электроники Джеймс Холден перепридумывает рейв, изъяв из него бочку (по признанию музыканта, последние лет 10 он не выносит ее наличие в музыке), редуцировав присущую клубной музыке механистичность и выкрутив на максимум психоделическую составляющую. "Imagine This Is a High Dimensional Space of All Possibilities" - настоящая утопия вечного лета и любви, в которой хочется остаться жить навсегда.
Сама Мадлен Джонстон очень точно характеризует свою музыку как “heaven metal” - что-то в ней есть от ванильного лязганья Jesu, что-то от опустошенности и интимности Grouper, а что-то от Low. В медленных, тягучих песнях Midwife нехитрая музыкальная фраза может повторяться на протяжении 7 минут без особых изменений, а текст состоять из одной и той же лаконичной фразы - все это вместе производит ошеломительное впечатление, так что кровь начинает стыть в жилах от напряжения.
21 Chuquimamani-Condori, DJ E (2023)
Эйфорический калейдоскоп из семплов, шумный и хаотичный, от которого голова идет кругом. Ощущение, будто оказался посреди южноамериканского карнавала, в который ты пришел при этом в очках дополненной реальности с кучей открытых окон. Один из самых безумных альбомов последних лет, дарящий незабываемый опыт психоделического рода.
“The Fool” - самый светлый и прозрачный эмо-альбом шведского дрейнера, под который идеально грустить весенним утром. Нежные автотюновые мечтания Bladee в сочетании с мультяшными битами, снабженными характерными для классического транса триумфальными supersaw-синтами, еще никогда не звучали столь возвышенно.
19 Halsey, If I Can't Have Love, I Want Power (2021)
Холзи при поддержке Трента Резнора превращается в хардкорную альтушку на прекрасном альбоме "If I Can't Have Love, I Want Power", на котором есть и эффектные поп-хуки, и откровенная лирика, в которой Холзи выворачивает душу наизнанку, и жанровый диапазон от драм-н-бейса до шугейза.
18 ScHoolboy Q, BLUE LIPS (2024)
"BLUE LIPS" так и тянет назвать хип-хоп оперой в театре одного актера. До Скулбоя еще ни у кого не получалась столь эффектных, следующих своей внутренней логике переходов от расслабленных винтажных семплов к агрессивному хардкорному трэпу - причем Скулбой максимально комфортно себя чувствует что на одних битах, что на вторых.
Почти в каждой песне на “Motomami" есть момент, удивляющий и приятно сбивающий с толку. Розалия уже не метит в мировые звезды - она уже давно ею является, при этом певица позволяет себе экспериментировать в свое удовольствие, несмотря на статус.
16 Nilüfer Yanya, PAINLESS (2022)
Лучший пост-панк альбом 20-х годов. Обычно мы ожидаем от пост-панка брутальных мелодекламаций или истеричных завываний, однако у Яньи вместо этого - проникновенный и очень чувственный R&B-вокал. Плюс к этому - несомненные сонграйтерские таланты, искренность и чутье на изящные мелодии.
15 Arca, KICK ii - KICK iiiii (2021)
Дикая, хаотичная, умиротворенная, зубастая и нежная - Алехандра вся соткана из противоречий, о чем дает нам ясно понять в своей серии "KICK". Саунд-дизайн, сотканный из мяса и крови.
14 Cindy Lee, Diamond Jubilee (2024)
Врезающиеся в память и режущие ножом по сердцу песни, будто бы услышанные в полусне на несуществующем радио, которое транслирует музыку 60-х из параллельной реальности. Гипнагогический поп во всем своем туманном величии.
13 Evian Christ, Revanchist (2023)
Постапокалиптический транс, будто бы написанный для самого последнего рейва на Земле. Это возвышенная и ретрофутуристичная музыка, не стесняющаяся впрямую цитировать Tiesto, но чурающаяся предсказуемых ходов. Характерная для жанра эйфория на "Revanchist" присутствует в минимальных дозах - Evian Christ делает ставку на атмосферу и выигрывает.
12 Bad Bunny, Un verano sin ti (2022)
Союз реггетона и чиллвейва = идеальный летний альбом. Многие реггетон-альбомы невозможно выдержать - они невыносимо длинные, монотонные, однообразные, но только все это не про "Un Verano Sin Ti", на котором есть и регги, и инди-поп, и целая россыпь различных латиноамериканских музыкальных стилей. При этом тут все в порядке и с мелодиями, и с продакшеном, и с фирменным вокалом Bad Bunny.
11 Adrianne Lenker, Bright Future (2024)
На "Bright Future" есть грандиозные мелодии, которым совершенно не мешают раскрываться аскетичные фолковые аранжировки, проникновенный вокал, который невозможно спутать ни с каким другим, и абсолютно душераздирающие истории.
10 Beyoncé, Renaissance (2022)
Энциклопедия черной танцевальной музыки с непременными цитатами из нее в формате поп-альбома, мотивирующего полюбить себя таким, какой ты есть. Лучшее, что когда-либо записывала Бейонсе.
9 HAIM, Women in Music Pt. III (2020)
Практически идеальный поп-альбом со звонкими мелодиями и ощущением вечного лета. В числе источников вдохновения «Women in Music Pt. III» явно было много именно что радиохитов — от американского софт-рока и не претендующего на аутентичность солнечного поп-рэгги («Another Try») до коктейльного R&B из 90-х («3am»). Это легкая и внешне необязательная музыка, которая моментально становится дорогой сердцу.
8 Burial, Dreamfear / Boy Sent From Above (2024)
Полчаса безостановочной эйфории и совершенно обдолбанного безумия. Какой бы мрачной не была музыка Burial, в то же время она всегда была для многих его поклонников своего рода спасательным кругом в самые тяжелые моменты, и этот "сингл" - не исключение. Burial снова и снова использует те же семплы и атмосферные пады, которые можно было услышать в его более ранних треках, и продолжая неторопливо выстраивать собственный мир, в котором теперь есть место электро и фристайлу.
7 Sote, Majestic Noise Made in Beautiful Rotten Iran (2022)
На пугающем, дискомфортном и одновременно восхищающем своей красотой альбоме Sote умудряется органично сплетать в единое целое живое и искусственное, иранскую народную музыку и западную академическую сцену. Все эти паттерны с безумной и саморазрушительной яростью повторяются до полного превращения в ржавый и скрипящий жестяной шум - будто прямо у тебя на глазах рушатся новостройки и все живое превращается в пустыню.
Low в этих постапокалиптических госпельных гимнах рвут сердце слушателя на части, а затем льют на него бальзам эмбиентной меланхолии, ищут и находят красоту в случайности, увязывая традицию и передовой подход к форме. Вокал Алана Спархока и Мими Паркер находится словно над всем этим организованным хаосом, напоминая голоса ангелов, поющих будто бы с закрытыми глазами и со сложенными в молитвенном экстазе руками.
5 Kendrick Lamar, Mr. Morale & The Big Steppers (2022)
Тот случай, когда попытка выговориться через музыку в качестве психотерапевтической практики приводит к созданию по-настоящему большого искусства. Кендрик здесь копается в себе, признает былые ошибки, просит прощения и восхищается своей женой, совершенно не выглядя при этом жалко, кринжово или нелепо. Преодолевая себя, Кендрик к финалу "Mr. Morale" получает силу и вдохновение жить дальше - и слушатель вместе с ним. Потрясающая хип-хоп запись с выдающимся продакшеном.
4 Caroline Polachek, Desire, I Want to Turn Into You (Everasking Edition) (2024)
Вдохновляющая и дарящая надежду запись, в котором прекрасно все - и богатый на детали звук, и уникальный вокал Кэролайн, которая сама себе автотюн, и стилистическое разнообразие, и настоящий фейерверк из мелодий. Переслушайте его и в очередной раз осознайте, насколько все-таки на нем грандиозные песни, насколько Кэролайн великая и ни на кого не похожая певица, а Danny L Harle - выдающийся продюсер. Мы все живем в эпоху Кэролайн Полачек и еще будем гордо рассказывать об этом нашим детям.
3 The Strokes, The New Abnormal (2020)
Сочащийся любовью к жизни «The New Abnormal» стал очень своевременной и в каком-то смысле утешительной записью для всех, заставших 2020 год с его ограничениями в связи с пандемией. Билли Айлиш тогда назвала «The New Abnormal» любимым релизом за многие годы, хотя сама родилась уже после выхода культового дебютника группы - и это в каком-то смысле показательно. Спустя 20 лет после выхода «Is This It» The Strokes умудрились записать один из лучших рок-альбомов 20-х годов.
2 Fever Ray, Radical Romantics (2023)
Тот же самый хитроумный синтез дергающихся ритмов со всего мира, кислотного звука и ведьминского вокала Карин, что и на памятном альбоме The Knife “Shaking the Habitual”, логическим продолжением которого и является “Radical Romantics”, только посвящен он целиком и полностью размышлениям об особенностях любви, которыми Карин со знанием дела делится со слушателями, стараясь быть с ним максимально честной.
1 Vampire Weekend, Only God Was Above Us (2024)
Самый шумный и психоделический релиз группы за всю историю. Эзра Кениг и компания взяли лучшее из своего наследия и усилили, выкрутив все ручки яркости на максимум. Эзра поет про потерянное поколение миллениалов, утрату дома, извечную тревогу и прочие неприятные вещи. Vampire Weekend на "Only God Was Above Us" выносят всему миру неутешительный вердикт, словно неизлечимо больному. Тексты здесь достаточны абстрактны для того, чтобы быть универсальными, и принять близко к сердцу песни, сила которых в предельной честности с самим собой, очень просто.