Найти в Дзене
ТАЁЖНЫЙ ДЗЕН

ОБЕРЕГИ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ:

Первое что обычно приходит в голову, когда мы слышим слово «оберег», это либо какой-нибудь амулетик с разными символами, либо вышивка на одежде. Однако оберегами могли выступать не только предметы, но и действия, произнесённые слова, жесты и целые обряды. С точки зрения сакральной значимости в охране нуждается то, что содержит в себе жизнь и способно её умножить. Так, например, бесплодное дерево, корова, не дающая молока, вышедшая из продуктивного возраста женщина не могут быть испорчены и поэтому не нуждаются в оберегах. Потребность в оберегах ритуально закреплена в обрядах переходного периода, когда находящийся в «пограничном» состоянии человек подвергается повышенной опасности и сам, в силу своего состояния, является источником опасности для других. В обереге нуждается и принадлежащее человеку пространство — дом, хлев, усадьба, поле, пасека и т.д., и важно предотвратить проникновение туда нечистой силы, духов болезней и других опасностей. Скот, домашняя птица, урожай, а также работа
Оглавление

Первое что обычно приходит в голову, когда мы слышим слово «оберег», это либо какой-нибудь амулетик с разными символами, либо вышивка на одежде. Однако оберегами могли выступать не только предметы, но и действия, произнесённые слова, жесты и целые обряды.

С точки зрения сакральной значимости в охране нуждается то, что содержит в себе жизнь и способно её умножить. Так, например, бесплодное дерево, корова, не дающая молока, вышедшая из продуктивного возраста женщина не могут быть испорчены и поэтому не нуждаются в оберегах.

Потребность в оберегах ритуально закреплена в обрядах переходного периода, когда находящийся в «пограничном» состоянии человек подвергается повышенной опасности и сам, в силу своего состояния, является источником опасности для других.

В обереге нуждается и принадлежащее человеку пространство — дом, хлев, усадьба, поле, пасека и т.д., и важно предотвратить проникновение туда нечистой силы, духов болезней и других опасностей. Скот, домашняя птица, урожай, а также работа (ткачество, охота, пчеловодство, сев и т.д.), особенно её начало, тоже нуждается в защите.

В качестве оберегов часто использовались ритуальные предметы: свадебный венок и части свадебной одежды, троицкая зелень, пасхальная скатерть или остатки от них (пепел от купальского костра, кости пасхального поросёнка, крыш кулича и т. д.).

К универсальным оберегам, применяемым в любой опасной ситуации, принадлежат предметы и действия с христианской символикой (икона, крест, ладан, вода, сотворение крестного знамения и т.д.), а также предметы, обладающие высоким сакральным статусом и символизирующие человеческую пищу, например хлеб, соль.

Отдельную группу составляют вербальные обереги:

заговоры. Например, у восточных славян широко распространены заговоры при первом выгоне скота, произнесение которых должно гарантировать сохранность скота от порчи, болезней и хищников на весь сезон выпаса. В Полесье популярны заговоры, применяемые для защиты посевов от воробьев. У южных славян с помощью заговоров отгоняют от полей градовые тучи;

  • молитвы;
  • приговоры. Обычно они используются в тех случаях, когда требуется немедленно предотвратить опасность: при встрече с волком, со змеёй, с мифологическим персонажем, при приближении градовой тучи и т. д. К примеру, Полесские приговоры типа: «Соль тебе в очи, кочерга в зубы, горшок между щёк» произносятся в ответ на чью-либо похвалу, чтобы отвратить сглаз;
  • песни. Обрядовое пение сопровождало все этапы жизни. Это тоже большая тема.

Хронологически приуроченное применение оберегов (чаще всего в период святок, в момент начала сезона) призвано обеспечить безопасность «впрок», на весь календарный период. Например, у южных славян ритуальный диалог между хозяином и домашними, исполняемый в Сочельник, призван охранить скот и домашнюю птицу от нападений хищников. У южных и восточных славян известен обычай приглашать на рождественский ужин мороз, волка, тучу, с тем, чтобы предотвратить их приход летом.

Согласно общеславянскоим верованиям, уничтожать опасность (например, градовую тучу) могли предметы, связанные с огнём (кочерга, ухват, сковорода, хлебная лопата).

Можно выделить ещё одну отдельную «колючую» группу (особенно в защитной магии южных славян):

  • острые, режущие предметы, призванные обезвредить носителя опасности или уничтожить его — коса, нож, топор, вилы, серп, бритва, вертел, игла и др., чьи магические свойства усиливаются за счёт железа, из которого они изготовлены. Оно, как и все металлы, благодаря своей твёрдости и прочности также причислялось к оберегам.
  • колючие, жгучие или едкие растения с острым запахомбоярышник, шиповник, крапива, чеснок, полынь и др. Их вывешивали у входа в помещение, затыкали их в окна, потолочную перекладину, замочную скважину, клали под порогом, носили с собой в качестве амулетов. Полагали, что опасность можно отвратить, отпугнуть веществом с неприятным, зловонным запахом (дёгтем, калом, мочой), например, на Карпатах хребет корове намазывали калом, чтобы ведьмы не могли отнять у нее молоко.

Личные обереги часто изготовлялись из металлов, выкованных в виде различных фигурок (в виде глаза, руки, маленькой бритвы и т. п.), или состояли из одного или нескольких предметов, например, дольки чеснока, нескольких крупиц соли, уголька, кусочка печного кирпича, ладана, звериного зуба или когтя.

В других случаях в качестве оберега служили предметы, способные удивить, поразить, чтобы глаза посторонних людей сосредоточивались на них, а не на охраняемом объекте. Например, у русских перед домом вывешивалась связка старых лаптей — чтобы «злой глаз» падал на лапти, а не на дом. В Полесье для отвращения сглаза перед пасекой или домом вывешивали лошадиный череп; у сербов для этой цели маленьких детей одевали в разноцветную одежду: например, ребёнку на одну ногу надевали красный, а на другую — чёрный носок), на хребтах овец рисовали краской пятна, чтобы они бросались в глаза, и «отбивали» сглаз от скотины.

Куда же без красного цвета? Красную ленту привязывали на рога или хвост коровы, чтобы ее не могли сглазить. Если беременная шла на похороны, она обвязывала руку красной ниткой или тесьмой, чтобы влияние смерти не распространилось на её будущего ребёнка.

Метод создания магического круга вокруг охраняемого объекта тоже очень распространён. Сюда входят обходы, опахивание, опоясывание, огораживание и т. д. Например, при встрече с нечистой силой предписывалось очертить вокруг себя кочергой, ножом, освящённым мелом, чтобы создать магический круг. В Полесье фартуком, полотенцем, полотном накрывали охраняемый объект (например, молоко, теленка или отелившуюся корову), чтобы символически закрыть его от «злого» глаза. В общеславянской охранной магии используется утилитарная функция метлы и веника — выметать мусор и очищать пространство.

Во время эпидемий и мора скота загораживали дорогу, ведущую в село, чтобы преградить путь болезни. У южных славян двери и ворота тщательно запирались на ночь, чтобы в дом не мог проникнуть вампир. При похоронах после выноса со двора гроба, ворота сразу закрывали, чтобы покойник «не вернулся» назад.

Применение хозяйственных предметов как охранительных средств обусловлено символическим переосмыслением их утилитарной функции. Например, с помощью ключей и замка в одних случаях «замыкали» дорогу к охраняемому объекту, в других — «запирали» самого носителя опасности.

Смысл других охранительных действий заключался в том, чтобы разделить охраняемый объект и источник зла, исключить их контакт друг с другом, примером чему может служить поведение человека на дороге. Будучи общим местом для людей и нечистой силы, дорога символически разделялась на две половины: правую - для людей и левую — для потусторонних существ и зверей. Поэтому в Полесье при встрече с волком переходили на правую сторону дороги, считая, что волк перейдет на левую.

Часто оберегом служило правильное поведение человека. Например, нейтрализовать хищных зверей и птиц можно было ритуальным молчанием при совершении некоторых работ; в Полесье при посеве злаковых культур соблюдали молчание, полагая, что этим можно «замкнуть» клювы воробьям, чтобы они не клевали зерна. В других случаях при засевании первые зерна в землю бросали зажмурив глаза, чтобы птицы «ослепли» и не видели посевов.

Практиковалось также символическое возвращение опасности её отправителю, например, так поступала хозяйка, ткущая полотно, если в этот момент в дом заходил тот, кто мог сглазить работу, — она бросала вслед посетителю какой-либо предмет — щепку, шепотку соли, уголек, кусочек печного кирпича и пр., с которым и «возвращала» ему его зло.

Одной из распространенных форм «отворачивания» опасности служит переворачивание различных предметов или совершение привычных действий наоборот: выворачивание одежды наизнанку, прядение нити слева направо, ходьба задом наперёд, чтение молитвы от конца к началу.

В охранительную практику включались действия, направленные на обезвреживание или символическое уничтожение носителя опасности. Например, у южных славян в Сочельник кололи иглой камень, чтобы выколоть волкам глаза; зашивали подол платья, чтобы зашить им рты; замазывали глиной углы дома, чтобы замазать хищникам глаза и уши. Сербы для уничтожения градовой тучи подбрасывали топор вверх, а потом врубали его в землю, чтобы рассечь град пополам, для этого же выносили косу и подставляли под стреху острием вверх так, чтобы капли с крыши падали на острие.

В число общеславянских оберегов входили действия, направленные на то, чтобы придать охраняемому объекту такие свойства, которые делали бы его неуязвимым перед лицом опасности. Сообщить человеку или животному такие свойства можно, приведя его в соприкосновение с предметом, обладающим желаемым качеством, например, у русских неуязвимостью и нечувствительностью к опасности наделялась печь, реже — стол. Поэтому, чтобы ребёнок не боялся сглаза, его сразу после рождения подносили к устью печи.

Ряд защитных действий и обрядов имеет целью задобрить носителя опасности. Сюда относится ласковое обращение к опасности (например, дедушко, братанушко, сестрица и т. п.), «кумление» с опасностью, принесение жертвы, в том числе кормление носителя опасности (чтобы предотвратить нападения медведя, в «медвежьи дни» южные славяне выносили ему на поле початки кукурузы). У сербов принято «кумиться» с волком или змеей, чтобы те не причиняли вреда. У русских известны особенные этикетные формы поведения, направленные на то, чтобы установить и поддержать хорошие отношения с духами мест — передача себя и своего хозяйства под покровительство мифологическому персонажу (отдача под покровительство домовому купленной скотины).

А теперь посмотрите по сторонам. Сколько у вас дома оберегов, о которых вы даже не подозревали?